24-25 апреля в Минске состоялось VII Всебелорусское народное собрание (ВНС), которое впервые проходило в статусе конституционного органа. Без преувеличения, это ключевое политическое событие в жизни Белоруссии, которое может задать вектор ее политического развития на ближайшие годы.
Первое ВНС состоялось в 1996 году. Тогда это было собрание сторонников президента А. Лукашенко, созванное для поддержки главы государства в рамках его противостояния с Верховным советом. ВНС фактически легитимировало конституционную реформу, в соответствии с которой Лукашенко существенно расширил свои властные полномочия, и в Белоруссии сформировалась суперпрезидентская модель власти.
Впоследствии ВНС созывались с периодичностью примерно раз в пять лет, обычно накануне очередных президентских выборов. На них глава государства отчитывался о проделанной работе и обозначал планы на грядущую пятилетку. Мероприятия носили символический, ритуальный характер, а их решения были рекомендательными.
В результате конституционной реформы 2022 г. ВНС обрело конституционный статус и теперь трактуется как высший орган народного представительства. В его состав входят представители всех ветвей власти (президент, члены правительства, депутаты парламента и т. д.), делегаты от регионов и гражданского общества. Всего в работе ВНС седьмого созыва приняло участие около 1200 человек.
Выборы в ВНС непрямые. Представители государственного аппарата попадают туда по умолчанию, делегаты от регионов и гражданского общества выдвигаются местными советами депутатов и общественными организациями.
По конституции, заседания ВНС проводятся раз в год, но у него есть постоянно действующий президиум во главе с председателем. ВНС получило широкие властные полномочия, существенно сократив функционал главы государства. ВНС утверждает основные направления внутренней и внешней политики, военную доктрину и концепцию национальной безопасности, а также решает вопросы об отправке военнослужащих за пределы Белоруссии, введения военного и чрезвычайного положения. ВНС получит право смещать президента и решать вопрос о легитимности выборов. Помимо этого, ВНС назначает судей и членов Центральной избирательной комиссии. Ранее эти функции принадлежали президенту. Решения ВНС будут носить обязательный характер и могут отменять правовые акты, иные решения государственных органов и должностных лиц, противоречащие интересам национальной безопасности, за исключением актов судебных органов.
Таким образом, вместо суперпрезидентской республики, где основные властные полномочия сконцентрированы в руках главы государства, в Белоруссии формируется режим двоевластия президента и Всебелорусского народного собрания (вернее, его постоянно действующего президиума). Более того, в ряде аспектов ВНС оказывается фактически выше президента, т. к. получает право выносить суждения о легитимности президентских выборов и даже отстранять президента от власти.
Внутри Белоруссии ВНС провозглашается высшей формой народовластия, наследующей традициям древнерусского вече, и именно этим объясняются столь широкие полномочия, предоставленные собранию.
В то же время особо не скрывается, что введение ВНС в архитектуру власти связано с подготовкой к политическому транзиту и переходу от суперпрезидентской персоналистской модели, завязанной на личность Лукашенко, к более децентрализованной системе управления. Некоторые белорусские эксперты любят называть ВНС «коллективным Лукашенко», основная задача которого – удержать и защитить достижения бессменного тридцатилетнего лидерства белорусского президента.
На то, что транзит власти не за горами, намекал в своем обращении к ВНС и сам А. Лукашенко. Сама риторика его выступлений в первый день работы ВНС по своей форме во многом напоминала политическое завещание, а сам себя Лукашенко назвал «уходящим политиком».
Впрочем, подобная риторика из уст белорусского президента звучит не впервые, и итоги работы ВНС показали, что политический транзит в Белоруссии – дело не завтрашнего дня.
Основной интригой собрания было то, кого же изберут председателем ВНС. Как и ожидалось, им стал сам А. Лукашенко, который, таким образом, сохранит все нити управления в своих руках, несмотря на формальное перераспределение полномочий между президентом и ВНС.
Говоря о планах на президентскую кампанию 2025 г., Лукашенко вновь подтвердил свою готовность выдвигаться на пост главы государства. Ранее президент уже заявлял об этом во время Единого дня голосования, который прошел 25 февраля. При этом Лукашенко оговорился, что готов уйти, если ему «намекнут» об этом, но представляется, что это не более чем дань риторике.
Таким образом, модель власти в Белоруссии останется принципиально той же, что и в предыдущие тридцать лет – суперпрезидентской и персоналистской, а вопрос транзита, по всей видимости, отодвинут до 2030 года. В условиях внешнеполитической нестабильности и напряженности это решение представляется вполне разумным.
Второй день работы ВНС был посвящен принятию военной доктрины и концепции национальной безопасности. В этот день было сделано много заявлений, по которым можно судить о том, как официальный Минск видит положение дел на международной арене и в Восточноевропейском регионе.
Если коротко, то позицию Белоруссии можно сформулировать фразой «мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути». Всячески подчеркивалось миролюбие внешней политики Минска, однако отмечалось нарастание внешнеполитических угроз и готовность дать им отпор. Так, глава белорусского КГБ Иван Тертель говорил о предотвращенной атаке дронов на Минск со стороны Литвы, а также о диверсионных группах, готовящихся для дестабилизации обстановки в Белоруссии на территории Литвы и Польши. Также Тертель не исключил возможности захода такой группы со стороны Украины и захвата населенного пункта на территории Белоруссии.
Тем не менее проводить мобилизацию в Белоруссии не планируют и заявляют о своей готовности выступить в качестве переговорной площадки по урегулированию украинского кризиса и формированию новой архитектуры безопасности в Европе. В частности, по мнению А. Лукашенко, на Украине Западу и России следует сыграть вничью, т. е. остановиться на текущей линии разграничения и начать переговоры на основе Стамбульского формата. В противном случае, по словам белорусского президента, существует риск исчезновения Украины как государства. Также А. Лукашенко в очередной раз выразил сожаление, что стратегическое ядерное оружие было выведено с территории Белоруссии.
Таким образом, пока проблематично говорить о ВНС как о новом центре власти в Белоруссии. Пока это скорее заготовка такого центра, а также площадка для важных внешнеполитических заявлений.