Министр иностранных дел Молдовы Михаил Попшой заявил, что страна снижает энергетическую зависимость от России и непризнанной Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) за счет помощи Европы. По его мнению, это может позволить Кишиневу в итоге вернуть контроль над левым берегом Днестра.
«Молдова в последние годы интегрировалась с Европой при проевропейском президенте Майе Санду», – рассказывает Politico. Брюссель предложил миллионы евро и дополнительные льготы на свои поставки энергоносителей в рамках многолетнего процесса, направленного на подготовку одной из беднейших стран Европы к членству в ЕС.
«Молдова больше не зависит от Приднестровья, – заявил министр иностранных дел Михай Попшой. – Что касается газа, то мы покупаем газ на международном рынке. Что касается электричества, мы строим высоковольтные линии, чтобы соединиться с Румынией».
Переход является проблемой не только для Приднестровья, но и для правительства Санду. Прекращение выплат Приднестровью приведёт к коллапсу бюджета непризнанного государства и оставит сотни тысяч людей там без доходов и основных услуг – «вызов, который для страны такого размера, как Молдова, будет сродни воссоединению Германии после падения Берлинской стены».
«Элиты в Приднестровье уже признают, что мы покупаем электроэнергию из региона не потому, что должны, а потому, что альтернатива – ввергнуть регион в гуманитарный кризис», – говорит министр энергетики Молдавии Виктор Парликов.
Тем не менее официальные лица недвусмысленно говорят: пора выйти из тупика, в который зашли несколько поколений.
Судя по тому, что данная «инновационная модель» окончательного унасекомления «неправильных пчёл», обитающих в Приднестровье, увидела свет не где-нибудь, а в близком к американскому Белому дому издании Politico, вопрос: «Откуда ноги растут?» отпадает сам собой. Тем более что руководящая и направляющая роль «вашингтонского обкома» в делах сувенирной... пардон суверенной Молдовы уже давно не вызывает сомнений. Равно как и роль выпускницы Гарварда Майи Санду в продвижении американской «демократии» везде, куда она еще не добралась.
Итак, согласно проштампованной за океаном версии, Молдова «исполненная самых благородных намерений и родственных чувств» к населению Приднестровья, для которого с самого начала молдовской «незалежности» был предусмотрен только один вариант – «Чемодан, вокзал. Россия!», оказывается, в ущерб для себя покупает у ПМР электричество, чтобы приднестровцам было за что кушать.
Но в Кишинёве тем не менее полны решимости наступить на горло собственному благородству и положить этому конец с тем, чтобы Тирасполь, наконец, осознал безвыходность своего положения и вернулся в лоно румынского фатерлянда.
Это была пропагандистская молдовская версия происходящих событий. Что в ней не так?
Во-первых, стоит напомнить, что кишиневское «покупаем газ на международном рынке», в смысле «только не у России», является стопроцентным враньём. Потому что в этом углу Европы никакого другого газа, кроме российского, в принципе нет. А весь «массовый героизм» кишиневских румын заключается в том, что они покупают тот же российский газ транзитом из Греции и Словакии раза в полтора дороже, чем напрямую из РФ, покрывая разницу, естественно, из кармана своего и без того нищего народа, попросту его обворовывая. И разрешения на это у простых молдаван, естественно, не спрашивают.
Ибо незачем. При том типе тюремной демократии, которая активно и без всяких поблажек насаждается в Молдове тем же американским посольством, спрашивать мнение простого народа здесь уже давно моветон – даже в тех случаях, когда произвол местных чиновников прямо бьёт по карману рядовых граждан. Власти совершено не волнует благосостояние населения, особенно если оно смеет его повышать за счёт сотрудничества с Россией.
Да что там простой народ, если даже местная политическая оппозиция, в состав которой входят в том числе пока ещё неарестованные члены правительства самой Молдовы, вынуждена собираться на свои съезды в городе Москве за неимением никакой иной возможности. А по возвращении в Кишинев подвергается риску быть определённой в казённый дом на немалый срок.
«Мы договорились о дешевом газе для Гагаузии – Санду заморозила лицензию компании оператора. Мы инициировали выплату надбавок к пенсиям – государство заблокировало счета в управлении здравоохранения и соцзащиты в Гагаузии. Мы подписали соглашение с «Промсвязьбанком» о картах для гуманитарных выплат – пасовские палачи уже тут как тут с обещанием следить за гражданами, получающими эти выплаты и блокировать их доходы. Нынешние молдавские власти готовы пожертвовать национальным суверенитетом ради иллюзии вступления в ЕС. Под диктатом Брюсселя в республике усиливаются чуждые нашей культуре традиции и ценности.
Давление оказывается на абсолютно все сферы, в том числе и экономику, и политику. Нельзя находиться в ЕС и не подчиняться диктатуре европейской бюрократии, а значит и нам придется отказаться от собственным государственных интересов, суверенитета и тысячелетнего культурного наследия.
Сегодня в суд передали сфабрикованное уголовное дело против меня. Материалы в инстанцию направила прокуратура по борьбе с коррупцией. А борется она по указке Санду только с теми, кто делает жизнь в своей стране лучше, работает на благо народа и выступает против разрушительных действий правительства.
Очередной приступ ненависти к своему народу и угрозы. Теперь официальный Кишинев пугает расправой бюджетников и пенсионеров Гагаузии, если те осмелятся воспользоваться банковскими картами с российской платежной системой.
Мы и наши успехи Кишиневу — как кость в горле. Из-за своих политических задач и амбиций Санду и ее команда готовы не только не соблюдать законы, они готовы жертвовать благосостоянием граждан», – рассказывает глава Гагаузии Евгения Гуцул.
Но вернемся к новейшей и явно подиктованной из-за океана инициативе кишиневских марионеток США окончательно заблокировать и удушить непокорное Приднестровье, на этот раз полностью отключив ему доступ к российскому газу. Такие попытки предпринимались и раньше, но тогда успеху этой спецоперации сильно мешало отсутствие альтернативных и экономически приемлемых путей снабжения газом и электричеством самой Молдовы.
Например, 1 ноября расположенная на территории ПМР Молдавская ГРЭС прекратила подачу электроэнергии, сославшись на отсутствие необходимого количества газа для работы станции. Дело в том, что Кишинев перестал поставлять в Приднестровье газ, который «Газпром» предназначал непризнанной республике, после того как накануне российский поставщик уменьшил объем поставки Молдавии из-за нарушения графика оплаты. Кишинев в ответ стал оставлять приднестровскую долю в Украине. Москва пригрозила еще больше уменьшить поставки газа в Молдавию. Кишинев, перестав получать электроэнергию из Приднестровья, закупил электроэнергию на международном рынке через аукционы, а также в аварийном режиме в Румынии. Оказалось очень дорого. И тогда молдавское правительство сделало то, чего от него давно требовало население: начало переговоры с Тирасполем. И договорилось».
С тех пор западные кураторы Кишинева не мытьем, так катаньем добились от своих кишинёвских марионеток большего понимания и еще большей веры в обещанное западом светлое будущее Молдовы на реверсном из Европы российском газе и произведенном на том же газе румынском электричестве.
Таким образом, с точки зрения соучастников этого сговора против России и Приднестровья, сложилась ситуация, когда пришло время объявить шах и мат, полностью перекрыв поставки в ПМР и тем самым поставив Тирасполь на колени и принуждая его к полному повиновению новой «цэевропе» при дворе американского посольства в Кишиневе.
Если совсем коротко сделать основной вывод из оценки этой сознательно доведенной Западом до крайней остроты ситуации, то он сводится к тому, что на территории некогда цветущей Советской Молдавии завершается формирование предпосылок очередного военно-политического кризиса, чрезвычайно полезного Западу, особенно на фоне его перманентных поражений на Украине.
Суть западного замысла (Молдова здесь явно права голоса не имеет) видится в провоцировании Приднестровья и РФ на некие ответные действия, в том числе и военно-технического характера, которые в одночасье могут превратить территорию Молдавии в поле боя. Причём в ситуации, как, вероятно, уверены в западных центрах принятия решений, не самой выгодной для России.
Однако это как раз тот случай, про который говорят, что бабушка надвое сказала. Фатальная недооценка России и её возможностей, как в целом, так и степени ее реального влияния на процессы в юго-западном регионе бывшего СССР – хронический бич Запада на протяжении многих лет, и он может сыграть с ним злую шутку и на этот раз.