Визит Президента РФ В. Путина в КНР 16–17 мая и переговоры с председателем КНР Си Цзиньпином оцениваются китайским экспертным сообществом как крупное и особо важное событие на внешнеполитическом направлении.

Обсуждение новых принципов мирового управления и двусторонняя повестка

К предстоящему государственному визиту Президента РФ Владимира Путина в КНР

Визит Президента РФ В. Путина в КНР 16–17 мая и переговоры с председателем КНР Си Цзиньпином оцениваются китайским экспертным сообществом как крупное и особо важное событие на внешнеполитическом направлении.

Встречи двух лидеров, двух старых друзей, как сказал посол Китая в России Чжан Ханьхуэй, в Китае ждут с интересом и надеждами на дальнейшее развитие отношений всеобъемлющего стратегического партнёрства. Агентство "Синьхуа" накануне государственного визита в Китай Президента России опубликовало развёрнутое интервью с В. Путиным.

Официальный представитель МИД КНР Ван Вэньбинь сообщил, что в ходе предстоящего визита председатель КНР Си Цзиньпин обменяется мнениями с Президентом России В. Путиным по двусторонним отношениям и сотрудничеству в различных областях, а также по международным и региональным вопросам, представляющим общий интерес, в контексте 75-летия установления дипломатических отношений между Китаем и Россией.

В международной части переговорной повестки, очевидно, будет обсуждаться тема украинского кризиса. Его влияние на мировую экономику, на наиболее важные для КНР мировые рынки является постоянным предметом анализа китайских экспертов. 

Пекин, очевидно, по многим причинам заинтересован в скорейшем завершении не только военной фазы украинского кризиса, но и в прекращении самого кризиса. Однако в Китае понимают, что решение данного вопроса возможно лишь в процессе формирования более справедливого мироустройства на принципах взаимного выигрыша и отказа от «игры с нулевой суммой», что постоянно подчёркивают официальные лица КНР и эксперты. 

В данный момент США возглавили именно такую игру Запада «с нулевой суммой» против России и Китая. В условиях перехода США к открытому подавлению экономического развития КНР это осложняет решение важной внешнеэкономической задачи Пекина – предотвращение присоединения ЕС к жёстким санкциям США против КНР, в частности к ограничениям доступа китайских товаров на свой рынок. 

При этом СВО не является главным фактором риска для КНР в этом вопросе. Главный источник вызова и сопутствующих рисков для КНР – это стремление США и Запада в целом не допустить поражения в экономической и технологической конкуренции с Китаем. Именно это побуждает Запад к разного рода антикитайским торговым и технологическим ограничениям, которые могли бы затормозить развитие КНР.

Как показывают факты, США начали тарифные войны против КНР ещё в 2018 г., а в 2021 г., т. е. задолго до СВО, к ним постепенно стал подключаться ЕС. Здесь показательной стала заморозка Европарламентом в мае 2021 г.  подписания готового проекта Всеобъемлющего соглашения по взаимной торговле и капиталовложениям между ЕС и КНР. 

Для решения украинского кризиса следует устранить его фундаментальную причину – стремление США восстановить свою гегемонию с помощью блоковой политики и создания, как говорят в Китае, «узких клик» для натравливания на тех, кого американцы считают своими конкурентами. 

В Европе украинский кризис – это средство сплочения вокруг США европейцев для сдерживания России. Такая же ситуация в АТР. Там на роль «украин», которые должны втянуть Китай в кризис, аналогичный украинскому, США давно определили Тайвань, а с недавних пор и Филиппины.     

Поэтому для Китая, как и для России решение украинского кризиса – это возможность опробовать более справедливые принципы мирового управления, а для этого лучше всего подходит китайский план решения украинского вопроса. В этом смысле Китай является единственным конструктивным посредником, который придерживается нейтралитета и предлагает справедливые принципы урегулирования: нестравливание сторон друг с другом, равноправное участие Украины и России в любой конференции по урегулированию украинского кризиса, равное обсуждение всех мирных предложений.

Взять его за основу согласилась Россия, и стороны на встрече, вероятно, обсудят детали этого плана, но, разумеется, в контексте хода и возможных итогов СВО. Неисключено, что будет выработана некая согласованная линия в отношении предстоящей в Швейцарии конференции по т. н. «формуле мира» на западных условиях, которую активно продвигает киевский режим при поддержке своих западных кураторов.

Украинский вопрос, скорее всего, будет обсуждаться ещё в одном плане – в плане вторичных санкций США против китайских компаний, сотрудничающих с Россией. Складывающаяся здесь ситуация вызывает обеспокоенность также и в Китае. Китайские эксперты признают, что это добавило барьеров для нормальных экономических и торговых отношений между Китаем и Россией. 

Трудности появились после того, как США ввели санкции примерно против 20 китайских компаний за якобы поддержку ими военно-промышленного и энергетического секторов экономики России. Таможенные данные показали, что экспорт Китая в Россию в апреле 2024 г. сократился с 66,19 млрд юаней в апреле 2023 г. до 59,03 млрд юаней (на 8,17 млрд долларов) в апреле 2024 г. 

Тревожная ситуация сложилась с двусторонними взаиморасчётами в рублях и в юанях.

В Китае возмущаются попытками США нарушить законное право Китая проводить экономические обмены с Россией и другими странами и однозначно высказываются за безотлагательный поиск путей решения данной проблемы. Китайские наблюдатели уверены, что обе стороны найдут выход из данной ситуации.

Тем более что нет оснований преувеличивать влияние американских санкций на российско-китайскую торговлю. Их отрицательные последствия проявились только в последние два месяца – в марте и апреле. Если посмотреть на первый квартал этого года, то двусторонний товарооборот между Китаем и Россией увеличился в годовом исчислении на 5,2% и достиг 56,8 млрд. долл. 

В целом товарооборот между Китаем и Россией в последние годы неуклонно рос и в 2023 г. составил 240,1 млрд. долл., достигнув целевого показателя в 200 млрд. долл. досрочно, что свидетельствует в принципе о высокой устойчивости и широких перспективах взаимовыгодного сотрудничества.

Несомненно, стороны в ходе переговоров Путина и Си постараются нейтрализовать американские вторичные санкции, пока они не создали более серьёзных проблем в российско-китайском торгово-экономическом взаимодействии. Для этого две крупные и по-настоящему суверенные страны имеют все необходимые возможности.

Общее мнение наблюдателей и экспертов в Китае, что проблемы, с которыми сталкивается торговля между Китаем и Россией в процессе быстрого развития, поддаются контролю и могут быть решены соответствующими средствами. Официальная китайская англоязычная «Глобал таймс» подкрепляет это мнение ссылкой на слова заместителя министра иностранных дел России Андрея Руденко о том, что Москва уверена в решении вопросов, связанных с расчётами с Китаем.

Но при всей важности мировой повестки и наличия общих внешних вызовов, российско-китайские отношения, прежде всего, важны сами по себе, имеют свою собственную внутреннюю инерцию развития.

В двустороннем сотрудничестве появляются новые области, такие как торговля услугами и трансграничная электронная торговля. Устойчиво реализуются ключевые межгосударственные проекты, такие как нефтепровод Китай-Россия.

Выступая на пресс-конференции 7 мая, директор департамента по делам Евразии Министерства торговли КНР Лю Сюэсун заявил, что будут приложены усилия для дальнейшего расширения сотрудничества в торговле и капиталовложениях, в повышении устойчивости промышленных цепочек и цепочек поставок (очевидно, имеется в виду среди прочего противодействие вторичным санкциям США), а также в создании благоприятных условий для расширения двусторонней торговли.

Китайские эксперты в целом ожидают, что визит Президента России в Китай и переговоры представительных делегаций двух стран в итоге приведут к конкретным договорённостям по взаимодействию в таких областях, как энергетика, авиакосмическая промышленность, химическое машиностроение, образование, транспорт, строительство промышленной инфраструктуры, сельское хозяйство, образование и наука, «поскольку две страны в значительной степени взаимозависимы и дополняют друг друга».