США вошли в число стран, принявших международную декларацию по итогам конференции ООН по изменению климата COP28 в Дубае (Объединённые Арабские Эмираты). Её подписали 22 страны-участницы Климатической конференции: Болгария, Великобритания, Венгрия, Гана, Канада, Марокко, Молдавия, Монголия, Нидерланды, ОАЭ, Польша, Румыния, Словакия, Словения, США, Украина, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Южная Корея и Япония. Все они взяли на себя обязательства «в целях борьбы с глобальным потеплением» увеличить имеющиеся мощности атомных электростанций (АЭС) к 2050 году в три раза.
Возникает вопрос: зачем Вашингтону так внезапно и остро понадобился ренессанс атомной энергетики? Ведь еще совсем недавно, в 2021 году, администрация президента США Джо Байдена с большим пропагандистским шумом и пафосом влила в экономику несколько триллионов долларов для «зелёной перестройки Америки». Либеральная обслуга Белого дома называла это тогда чуть ли не повторением масштабных реформ Рузвельта и Новым курсом 2.0, подразумевая, что в ходе этого «озеленения» всё не подпадающее под определение зеленых энерготехнологий, включая использование энергии атома, так сказать, само канет в экологически чистое небытие. И вдруг, спустя всего лишь три года, всё изменяется настолько кардинально, что те же самые люди рьяно приступили к увеличению мощностей американских АЭС, причем сразу втрое.
Дело, по всей видимости, заключается в том, что в 2024 году эффект от «зелёного курса» администрации Байдена уже почувствовали на своей шкуре практически все американцы. Необеспеченные вливания привели к сильнейшему за почти полвека инфляционному шоку. Цены на топливо и вовсе удвоились. А вот с достижениями, как отмечают эксперты, всё гораздо сложнее. Только 17% из выделенных колоссальных сумм были хоть как-то потрачены. Остальные продолжают болтаться между федеральными ведомствами и компаниями-подрядчиками. Но спешить делать вывод, что зелёная революция утонула в финансовой бюрократии и коррупции вашингтонских чиновников все же не стоит.
Свою существенную роль сыграл и геополитический фактор. Ведь гранты и субсидии выделялись под создание ветряков, панелей/батарей и т. п. в самих США. Однако сегодня около 90% рынка зелёных технологий уже контролирует Китай. В 2023 году на КНР пришлось 88% продаж солнечных панелей в мире. Пекин обеспечил рыночную долю от мировой торговли в 11% для аккумуляторов и 28% для электромобилей. Политики в США и Европе уже дошли до того, что все чаще говорят (чтобы хоть как-то оправдаться и не выглядеть полными кретинами) о том, что на самом деле зелёные движения в их странах тайно финансируются… китайской Компартией! Логика оправданий такова: в анамнезе у многих лидеров зелёных было присутствие в левых движениях в 1970-е (например, в Германии и странах Скандинавии). Ну а левые (особенно в Европе) – это, разумеется, маоисты, а маоисты – это все равно что компартия Китая…
Попытки американцев на этом фоне глобально импортозаместиться и «подвинуть» Китай успехом не увенчались. Как и создание фабрик по выпуску чипов – из-за отсутствия опыта и технологий сроки их запуска сдвигаются в туманные 2030-е годы. В самих США часть демократов, прикрывающихся Байденом, не унывают – многие из них ничтоже сумняшеся готовы в следующей каденции потратить уже не триллионы, а десятки триллионов долларов. Лишь бы довести зелёную перестройку Америки до логичного финала. Тем временем Трамп на этом фоне уже открыто выпрашивает 1 миллиард долларов пожертвований от нефтяных гигантов США в обмен на сворачивание зелёной повестки, под которую уже списаны триллионы. А другая, более трезвомыслящая часть демократов спешно ищет выход в ренессансе атомной энергетики.
Европейцы по старой колониальной привычке пытаются «незаметно замести всю грязь под половичок» – решить проблему создания «зелёного и экологичного пространства» в ЕС за счет менее развитых экономически стран. Например, в 2022 году Евросоюз экспортировал 32,1 млн тонн отходов в страны, не входящие в ЕС (в 2021 году было 33 млн тонн). Основной страной-«половичком» для «заметания» европейских отходов (12,4 млн тонн) была Турция. Если у кого-то вдруг возникает вопрос почему, то на него тут же готов ответ: развитые страны Евросоюза (вроде Норвегии), как правило, основную массу отходов перерабатывают, а развивающиеся – захоранивают. При этом вопрос, почему развивающиеся страны должны захоранивать отходы развитых, разумеется, не ставится.
Однако все эти потуги по большому счету проблему не решают и выходом из ситуации не являются. Именно поэтому американцы и даже администрация Байдена так внезапно признали необходимость утроения мощностей атомной энергетики для достижения «глобального нулевого уровня выбросов парниковых газов/углеродной нейтральности к середине столетия» и подписали соответствующую министерскую декларацию по итогам Климатической конференции ООН в Дубае. А коллективный Запад заявил по ее итогам устами генерального директора Всемирной ядерной ассоциации Самы Бильбао-и-Леон: «Страны, поддержавшие эту декларацию, берут на себя решительные обязательства, ставя ядерную энергию в центр своих стратегий по смягчению последствий изменения климата. Их видение – это видение, которое стремится к устойчивому, экономически эффективному, безопасному и справедливому энергобалансу во всем мире...».