Как отмечал Президент РФ Владимир Путин, наша страна не делала ничего, чтобы омрачить отношения с дальневосточной соседкой – Японией. Более того, десятилетиями российское руководство терпеливо выслушивало несуразные претензии официального Токио на суверенные российские дальневосточные территории, законно в соответствии с международными соглашениями возвращенные СССР по итогам войны в 1945 году.
«Богатая Япония» была в приоритете российской внешней политики. Вопреки законодательству японским гражданам был открыт беспрепятственный безвизовый въезд на южнокурильские острова, которые в Токио назойливо называют «своими» и добиваются признания этого Москвой. Опять-таки беспрецедентно японским рыбакам на долгие годы был открыт доступ в территориальные воды России, что не позволяет ни одно государство мира, даже маленькое и зависимое. Стремясь к добрососедству и сотрудничеству, Москва всячески содействовала расширению и углублению взаимовыгодных экономических, культурных и иных связей. Российские СМИ создавали образ Страны восходящего солнца как миролюбивого государства, положившего в основу своей политики пацифизм и отказ от права ведения войны. В создании такого образа участвовали и правительственные чиновники различного ранга. Договаривались даже до того, что Япония якобы вот-вот превратится в «стратегического партнера» России.
При этом власть имущие с пренебрежением относились к предупреждениям о том, что льстивая политика японских лидеров, обещавших «манну небесную» России и ее народу, преследует единственную цель – отторгнуть от нашей страны южную часть Курильской гряды, не отказываясь при этом и от претензий на все Курилы и южную половину русского острова Сахалин. Напомним, что эти именуемые японским правительством «северными территориями» острова на официальных картах закрашены в японский цвет или оставлены не закрашенными как территории с неопределенным статусом и суверенитетом.
Не производил на российских чиновников впечатления и тот факт, что даже в годы относительного благополучия в японо-российских отношениях под воздействием государственной пропаганды на опросах 80% японцев заявляли об отсутствии у них симпатий и расположения к России и русским. В наши дни эта цифра достигла 95%. Льстивые же улыбки и несбыточные посулы за Курилы бывшего премьер-министра Японии Синдзо Абэ вызывали в Японии раздражение и обвинения в подобострастии в отношении российского лидера.
Спровоцированная антироссийской политикой Запада, к которому относит себя и Япония, специальная военная операция на территории бывшей УССР явилась удобным поводом для сбрасывания масок и проявления во всей своей неприглядности махровой японской русофобии. Удивляет та быстрота, с которой Токио сознательно обрушил политические, дипломатические, торгово-экономические и иные связи с нашей страной под предлогом «наказания России за неспровоцированное вторжение». Не менее поразительно и то, что японское правительство, отказываясь от политического диалога с российскими руководителями и обложив их оскорбительными «санкциями», в то же время требует от Москвы… «возвращения» Курил! Да еще пытается «шантажировать» утверждениями о том, что без островов не подпишет никому не нужный «мирный договор».
Наконец-то, разглядев подлинные замыслы японских политиканов, Москва справедливо отнесла Японию к недружественным государствам и предпринимает чувствительные для Токио ответные меры. Четкими и принципиальными стали заявления российских дипломатов, переставших прибегать в отношениях с Японией к двусмысленностям и дипломатическому флеру.
Примером тому могут служить высказывания директора третьего департамента Азии МИД РФ Людмилы Воробьевой, которая в интервью РИА «Новости» заявила, что российская сторона не собирается выступать инициатором восстановления политических контактов с Японией в нынешних условиях. «Очевидно, что в таких условиях инициировать восстановление политконтактов мы не намерены: их разрыв – это выбор японской стороны, ей и думать о будущем отношений», – заявила дипломат.
Директор департамента отметила, что атмосфера отношений России и Японии продолжает ухудшаться. В марте власти островного государства приняли уже 22-й пакет антироссийских санкций. При этом причины таких действий не связаны ни с двусторонними отношениями, ни с самой Японией.
Воробьева призвала японские власти понять, что сегодня возвращение к нормальному межгосударственному диалогу не представляется возможным. По ее словам, для этого администрация премьер-министра Фумио Кисиды сначала должна отказаться от антироссийской политики.
Представляется важным заявление дипломата о том, что Россия примет контрмеры по укреплению национальной обороноспособности в случае отмены в Японии 9-й статьи Конституции, предполагающей отказ от войны как суверенного права нации или применения вооруженных сил как средства разрешения международных споров. Ранее об усилении милитаристских тенденций в политике японского истеблишмента, отражая позицию Москвы, говорил посол России в Японии Николай Ноздрев.
«Речь идёт о существенном наращивании военных расходов, обретении ударного потенциала, снятии самоограничений на экспорт вооружений, а также существенном углублении военного взаимодействия с Вашингтоном. Данные практические шаги вкупе с полным игнорированием послевоенных реалий, попытками переписать историю и насаждением реваншистских настроений в обществе вызывают массу озабоченностей у нас и других соседних с Японией государств», – отметил глава дипмиссии РФ.
Определенным диссонансом в связи с этой очевидной и признаваемой в самой Японии оценкой прозвучало высказывание в интервью ТАСС заведующего кафедрой востоковедения МГИМО МИД РФ Дмитрия Стрельцова, который высказал мнение о том, что Япония не представляет для России военную угрозу. По словам эксперта, «пока еще рано говорить о том, что Япония собирается угрожать российским дальневосточным рубежам. Я думаю, что об этом речь даже не идет».
Что же, независимый ученый может иметь свои, не связанные с официальной позицией суждения. Однако не замечать, как Страна восходящего солнца все больше вписывается в военную стратегию США и проявляет готовность противостоять в военном отношении своим соседям, в том числе России, представляется, по крайней мере, недальновидным.
Думаю, в руководстве нашей страны нет представления о том, что Япония, как летом 1941 года, готовится обрушиться на нашу страну с востока. Едва ли есть утвержденные такие планы и в японском Комитете начальников штабов. Но неоспоримым фактом является быстро увеличивающиеся вооруженные силы этой страны, которые теперь в гораздо большей степени, чем раньше, включены в оперативные планы Пентагона. В Токио отказались от чисто оборонительной доктрины «сэнсю боэй», и теперь под видом «коллективной обороны» готовы воевать вместе с США по всему миру.
Вслед за Байденом японский премьер Кисида фактически пообещал вступить в войну за Тайвань. То есть нынешнее японское правительство по приказу из Вашингтона идет на риск военного столкновения с набирающим внушительную экономическую и военную силу КНР. Но тогда можно и нужно допустить ситуацию, когда заинтересованные в создании для России дополнительных трудностей по периметру ее границ американцы организуют какую-либо военную провокацию на Дальнем Востоке в расчете на участие в ней Японии. О том, что в этом случае японцы будут действовать плечо к плечу с американцами, свидетельствуют беспрецедентно увеличившиеся по своему числу и масштабам военные маневры у российских берегов. Отрадно, что в отличие от профессора МГИМО МИД РФ само внешнеполитическое ведомство России проявляет обоснованную озабоченность провокационной деятельностью японских «партнёров», которые в прошлом не раз поражали мир своей неискренностью и коварством.
Россия внимательно следит за интенсификацией японо-американских маневров у своих дальневосточных границ, заявляет посол РФ Н. Ноздрев. Москва, по словам дипломата, регулярно предостерегает Токио, что будет вынуждена предпринять контрмеры для блокирования военных угроз. И такие меры принимаются. Едва ли они предпринимаются беспричинно в отсутствии угроз со стороны Японии, как уверяет вышеупомянутый специалист по политике Страны восходящего солнца.
Понимаю, что для японоведа Стрельцова мнение северокорейских товарищей по затронутому вопросу не авторитетно, но приведем оценку ситуации тех, кто постоянно подвергается военному давлению Японии и США, живет и работает в обстановке на грани войны.
«Реальность в Японии такова, что призраки императорской армии, которая в прошлом веке встала на путь агрессии и грабежа, явственно возрождаются под видом «сил самообороны» – современной императорской армии, до костей проникнутой милитаристским ядом… Все, кто любит мир, должны повысить бдительность в отношении возрождения призраков императорской армии в темном углу синтоистского храма (Ясукуни)», – говорится в комментарии агентства ЦТАК.
Агентство отмечает, что Япония приукрашивает свои прошлые преступления путем искажения истории и неустанно увеличивает свои «силы самообороны», превращает их в наступательную армию, обладающую сверхсовременными вооружениями, ссылаясь на некую «усиливающуюся угрозу» со стороны окружающих стран. ЦТАК предупреждает, что агрессивные амбиции Японии есть и останутся неизменными, а попустительство им может привести человечество к большой беде...
P.S. Японские военные впервые примут участие в крупномасштабных американских маневрах Valiant Shield, сообщил в Токио Объединенный комитет начальников штабов «сил самообороны» страны. В учениях примут участие подразделения армии, ВВС и ВМС Японии из девяти префектур – в общей сложности около 4 тыс. человек. Боевые самолеты США будут временно развернуты на японских военно-воздушных базах на северо-востоке острова Хонсю, а также на отдаленных островах Огасавара в центре Тихого океана. На северном японском острове Хоккайдо близ границ с Россией планируется провести совместную высадку парашютного десанта.