«СМЕРШ»: об успешном советском опыте противодействия смертельному врагу

«СМЕРШ»: об успешном советском опыте противодействия смертельному врагу

За три года существования службы в рядах контрразведчиков не было ни одного случая предательства

Введение: цель создания и вклад СМЕРШа в победу в Великой Отечественной войне

Американский журналист-расследователь Д. Мерфи со ссылкой на свои источники в спецслужбах США уверяет, что пожары и взрывы в России – дело рук ЦРУ и шпионов из других стран НАТО. Трое бывших сотрудников разведки США подтвердили, что Вашингтоном России, по сути, объявлена диверсионная война.

Приведём лишь несколько примеров.

В августе 2022 года украинские диверсанты подорвали шесть опор ЛЭП в Курской области, была нарушена работа АЭС. Возьмем другой яркий пример с диверсией на Крымском мосту 08 октября 2022.

Как отмечает ветеран СВР Л. Решетников, диверсия на Крымском мосту была разработана не одними силами СБУ. За ней стоят английские спецслужбы (МИ-6), а также при участии американцев. Это очень четкий и хорошо спланированный теракт, отработанный по часам и приуроченный к определенному дню (1).

Возникает вопрос в отношении противостояния диверсиям коллективного Запада и Украины со стороны России. Интересным представляется предложение советника врио главы ДНР Я. Гагина в России в условиях спецоперации воссоздать действующую во время Великой Отечественной Войны контрразведку «СМЕРШ» (2).

Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 19.04.1943 № 415-138сс Управление особых отделов НКВД СССР было преобразовано в органы контрразведки «СМЕРШ» Наркоматов обороны, внутренних дел и военно-морского флота СССР. Следственная часть по особо важным делам перешла из НКВД в структуру Наркомата государственной безопасности (Лубянка: органы ВЧК – КГБ. 1917-1991). Главное управление контрразведки «СМЕРШ» находилось в подчинении Наркомата обороны. Согласно ст. 1 разд. V Положения о Главном управлении контрразведки Народного комиссариата обороны («СМЕРШ») и его органах на местах, утвержденного Постановлением Государственного Комитета Обороны от 21.04.1943 № 32222сс/ов, в структуре Главного управления контрразведки Наркомата обороны учреждался следственный (шестой) отдел. В структуре Управления контрразведки фронта был предусмотрен следственный (четвертый) отдел, а в структуре Отдела контрразведки армии — следственное отделение.

Именно деятельностью советской военной контрразведки с 19 апреля 1943 г. стало руководить Главное управление контрразведки «СМЕРШ» Наркомата обороны СССР под руководством В.С. Абакумова. Объектом особого внимания данной вновь образованной структуры явилась борьба с разведывательно-подрывной деятельностью Абвера и других германских спецслужб в нашем тылу. Именно в ответ на широкомасштабные действия противника по заброске диверсионно-разведывательных групп Советское правительство предприняло ряд последовательных шагов по борьбе со шпионами и диверсантами.

Необходимо отметить, что разжигание межнациональной вражды являлось одной из главных задач фашистов. В директивах по руководству экономикой во вновь оккупированных областях (так называемой «зеленой папке» Геринга) отмечалось: «На юге использовать в наших интересах наличие противоречий между украинцами и великороссами. На Кавказе между туземцами — грузинами, армянами, татарами — и русскими. В прибалтийских странах использовать в интересах Германии противоречия между литовцами, эстонцами, латышами и русскими» (3).

И.Г. Старинов, касаясь деятельности украинских националистов, отмечает, что 19 апреля 1944 г. состоялось информативное совещание руководителей отделов контрразведки немецкой группы армий «Юг», на котором были подведены предварительные итоги и определены перспективы сотрудничества с бандеровцами. Руководитель абверкоманды подполковник Зелингер высоко оценил сотрудничество с бандеровцами. Без бандеровцев, подчеркнул он, успешная деятельность его команды была бы просто невозможна. Убивали бандеровцы и украинцев, за независимость которых, как сейчас часто принято утверждать, они боролись. За последний год войны жертвами подобных расправ стали 30 тыс. чел. Среди них люди различных профессий и убеждений, взрослые и дети, мужчины и женщины (4).

На самом деле практически все антисоветские формирования националистического толка, сотрудничавшие с оккупантами, насаждали широкую сеть своих организаций, в том числе для сбора разведывательной информации, и органам советской военной контрразведки с ними приходилось вести активную борьбу (5).

В Приказе НКО СССР от 19.04.1943 № 0071 «О реорганизации Управления войсковой разведки Генерального штаба Красной Армии» отмечается, что Разведывательному управлению Генерального штаба Красной Армии все получаемые данные об агентуре противника, подготовляемой для заброски в Красную Армию, немедленно сообщать органам «СМЕРШ».

В структуре Разведывательного управления Генерального штаба Красной Армии выделяется Пятый отдел (радиоразведки и забивки радиостанций противника). А в структуре Разведывательного отдела штаба фронта выделяются: второе отделение (агентурной разведки), третье отделение (диверсионных действий), четвертое отделение (информационное) и седьмое отделение (агентурной техники).

Вклад созданной структуры «СМЕРШ» был особенно ценен. Только за первые 10 месяцев с момента создания «СМЕРШ» в германские разведывательные органы и школы подготовки диверсантов было внедрено 75 агентов. Из них 38, то есть половина, возвратились в Центр, успешно выполнив задания. Они представили сведения на 359 сотрудников германской военной разведки и на 978 шпионов и диверсантов, подготовленных для заброски в советский тыл. В итоге 176 разведчиков противника были арестованы, 85 явились с повинной, а пятеро перевербованных агентов абвера продолжили работу за линией фронта уже по заданиям «СМЕРШ». Всего «СМЕРШ» изобличил и захватил более 50 тыс. шпионов, диверсантов и прочего уголовно-преступного элемента, находившегося в прифронтовой полосе, и приблизил долгожданную Победу в Великой Отечественной войне (6).

В 1942 г. под руководством Шелленберга и Скорцени была начата операция «Цеппелин» и создан одноимённый орган. В его задачу входили разведка, диверсии, организация саботажа, террора в СССР, ослабление экономики и развал единства советского народа. Для этой цели гитлеровцы массово вербовали предателей, налаживали контакты с националистами и сепаратистами всех мастей, засылали в СССР диверсионно-разведывательные группы, формировали агентурную сеть и вели аналитическую работу.

СМЕРШ переиграл «Цеппелин». В частности, наши спецслужбы неоднократно устраивали радиоигры, в которых обманывали немцев, выводили на захват их разведгруппы, сообщали ложные данные и так далее. Эти игры проводились не в тиши лубянских кабинетов, а на передовой или вообще за линией фронта, в тылу противника. Поэтому век смершевца на войне был коротким: в среднем всего три месяца. Потом либо ранение, либо смерть. Всего за годы войны только четыре сотрудника СМЕРШ были удостоены высшей награды – звания Героя Советского Союза.

История СМЕРШ закончилась в мае 1946 года, когда постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) он влился в состав Министерства госбезопасности СССР в качестве самостоятельного главного управления. Примечательно, что за три года существования данной службы в рядах контрразведчиков не было ни одного случая предательства, перехода на сторону врага. Не смог в их ряды внедриться и ни один вражеский агент.

Радиоигры на службе военной контрразведки

Военная контрразведка добилась успехов в «войне в эфире», обеспечив в итоге победу в крупнейших войсковых операциях. Радиоигры, проводимые в годы войны советской контрразведкой, по сути, превратились в единую «Большую игру». На немецкие спецслужбы обрушились массивы умело подготовленной дезинформации, парализовавшей эффективную работу гитлеровской разведки и контрразведки (7).

Радиоигры, проведенные органами государственной безопасности СССР в ходе Великой Отечественной войны, позволили свести на нет работу германской разведки против Советского Союза и стали весомым вкладом в Победу, рассказал РИА «Новости» историк отечественных спецслужб, автор многочисленных статей и книг о радиоиграх Владимир Макаров.

Под радиоигрой понимается использование средств радиосвязи для дезинформации разведывательных органов противника. Необходимо отметить, что 5 мая 1945 года завершилась радиоигра «Березино» – одна из наиболее знаменитых радиоигр, проведенных отечественными спецслужбами против разведки Третьего рейха. Фактически она подвела итог свыше 180 радиоигр, которые осуществили сотрудники НКВД-НКГБ и военной контрразведки СМЕРШ в годы военного лихолетья (8).

Радиоигры применялись и для противодействия германской разведке в глубоком тылу Красной армии – в частности, чтобы сорвать попытки организовать националистические выступления в разных регионах CCCР, пресечь диверсии на железных дорогах. Для достоверности, чтобы укрепить моральный дух превосходства германской разведки о преимуществе над советскими спецслужбами, чекисты специально применяли особый прием – проводили некоторые радиоигры, демонстрируя якобы свой непрофессионализм.

С середины 1943 года, после Курской битвы, инициатива на советско-германском фронте окончательно перешла к Красной армии. В связи с этим германские разведывательные органы получили задачу максимально активизировать разведывательно-диверсионную работу в прифронтовой полосе и в советском тылу. Органы государственной безопасности СССР вскрыли замыслы врага с использованием радиоигры «Березино», начатой летом 1944 года.

После того как Красная армия в 1944-м освободила территорию Советского Союза и двинулась на запад, радиоигры использовались для поддержки наступательных операций советских войск.

В частности, в ходе Будапештской наступательной операции в Венгрии в начале 1945 года. Для разгрома группировки вермахта, которая прорывалась к Будапешту на помощь окруженным в венгерской столице силам гитлеровцев, Управление контрразведки «СМЕРШ» 3-го Украинского фронта провело радиоигру, получившую условное название «Связисты», которая была направлена на дезинформацию противника по широкому спектру проблем, которые стояли перед Красной армией. Тем самым противник успешно вводился в заблуждение не просто о переброске отдельных батальонов и полков, а целых армий. 

На самом деле, радиоигры имели еще одну особенность – они готовились и проводились советскими спецслужбами с использованием творческого подхода.

Послевоенный опыт военной контрразведки  

Интересным представляется опыт военной контрразведки в период деятельности Ю.В. Андропова в качестве руководителя КГБ СССР на территории Афганистана.

Так, одной из задач органов военной контрразведки, на примере особых отделов 40-й армии Министерства обороны СССР, являлась целенаправленная работа по повышению боеспособности частей и подразделений Советской армии, выполнявших задачу по защите южных рубежей СССР на территории сопредельного государства в условиях войны.

Структура Особого отдела 40-й армии соответствовала условиям военного времени. Из воспоминаний М.Я. Овсеенко: «Обычный мотострелковый полк оперативно обслуживали два военных чекиста. В структуре аппарата Особого отдела по 40-й армии были подразделения, которых не было даже в округах. Так, 9-е розыскное, ОТО, 4-е отделение и, наконец, приданное радиоконтрразведывательное подразделение в количестве 16 человек» (9).

Особое внимание М.Я. Овсеенко уделяет созданию 9-й группы Особого отдела армии как уникального оперативного подразделения с широкими полномочиями. Сотрудники 9-й группы в своей деятельности использовали широкий спектр оперативных возможностей, в частности: опрос захваченных в плен душманов и выведенных из банд наших военнослужащих, проведение работы среди местного населения освобожденных от бандитов районов и на фильтрационных пунктах, изучение документов захваченных исламских комитетов, отработка данных спецслужб Афганистана. Сотрудники данной группы принимали участие и в боевых операциях. До 1989 года из банд было выведено 88 советских военнослужащих. Из 875 агентов бандформирований и контрреволюционного подполья, разоблаченных за время военного присутствия советских вооруженных формирований в Афганистане, около 30% были выявлены в ходе фильтрационных мероприятий.

В экстремальных условиях противостояния спецслужбам Запада и Востока сотрудникам особых отделов приходилось совершенствовать конспирацию в работе с агентурой как из числа военнослужащих граждан СССР, так и из числа граждан Афганистана. В очерке «Основы контрразведки» В.И. Жиров описывает отдельные приемы: «Со своими помощниками я встречался в основном ночью в палатках или окопах. Конспирацию приходилось соблюдать жестко, иначе человек мог поплатиться жизнью. Для связи с источниками использовались также тайники». Органы военной контрразведки в условиях военного времени наделялись на территории сопредельного государства особыми полномочиями. В процессе боевых операций сотрудники особых отделов подчас брали на себя командование подразделениями в случаях потерь командиров подразделений. Оперативный состав особых отделов влиял на политические процессы, протекавшие в среде высших военных чинов армии, партийных функционеров, государственных чиновников Афганистана. Опираясь на советский опыт, можно заключить, что в условиях военного конфликта военная разведка («СМЕРШ» или «Особый отдел») стал уникальным инструментом в противостоянии вражеским разведкам по укреплению боеспособности Советской армии, а также содействовал разрешению военного конфликта на южных рубежах СССР. Опыт военной контрразведки может стать бесценным опытом разрешения военного конфликта на Украине.

Примечания

(1) Ветеран СВР: Диверсия на Крымском мосту была отработана по часам // URL дата обращения: 15.05.2024).
(2) Советник Пушилина предложил воссоздать «Смерш» // URL(дата обращения: 15.05.2024).
(3) «Внешняя политика Советского Союза в период Великой Отечественной войны. Документы и материалы: В 3 т.»: М.: ОГИЗ, Госполитиздат, 1946.
(4) Старинов И.Г. Мины замедленного действия: размышления партизана-диверсанта. Книга вторая // Альманах «Вымпел». М., 1999.
(5) Каптелов Б.И. ОУН на службе у фашизма // Военно-исторический журнал. 1991. № 5.
(6) Кондрашов А. «СМЕРШ» и «Смерч». В войну успешно ловили шпионов, а кто сейчас поймает чиновников-коррупционеров? // Аргументы недели. 2013. 7 мая. N 17 (359).
(7) Труды Общества изучения истории отечественных спецслужб. М.: Издательство «Кучково поле», 2006. Т. 2.
(8) Историк рассказал про радиоигры советских спецслужб во время войны // URL (дата обращения: 15.05.2024).
(9) Рац С.В. Военная контрразведка КГБ СССР в Афганистане. СПб.: Издательство ООО «Центр переводов Альфа Бета СПб», 2010.