С начала Второй мировой войны (т. е. с 1 сентября 1939 года) стала складываться антигитлеровская коалиция. Первоначально в ее состав входили Польша, Франция, Великобритания. После вероломного вторжения на территорию СССР 22 июня 1941 года Советский Союз сразу же присоединился к антигитлеровской коалиции. В результате нападения 7 декабря 1941 года Японии на США (военная база Перл-Харбор) полноценным членом коалиции стали Соединенные Штаты.
Постепенно число стран, входивших в антигитлеровскую коалицию, увеличивалось (в конце войны в нее входило уже 54 государства). Но ядром коалиции считались четыре государства – Великобритания, Франция, Советский Союз и США. 12 июля 1941 года было подписано совместное советско-британское соглашение о совместной борьбе с Германией. Уже 18 июля 1941 года Сталин писал Черчиллю, прося его об открытии второго фронта: «Военное положение Советского Союза, равно как и Великобритании, было бы значительно улучшено, если бы был создан фронт против Гитлера на Западе (Северная Франция) и на Севере (Арктика)». Черчилль ответил быстрым отказом, его письмо было получено в Москве уже 21 июля: «…начальники штабов не видят возможность сделать что-либо в таких размерах, чтобы это могло принести Вам хотя бы самую малую пользу».
Несколько более позитивной для нас была позиция США. Американский президент Франклин Рузвельт 7 ноября 1941 года принял решение о распространении закона о ленд-лизе на Советский Союз (до этого помощь по программе лендлиза оказывалась лишь Великобритании и странам, входящим в Британскую империю). Спустя месяц после этого США вступили в войну со странами Оси, т. е. Германией, Японией, Италией, их сателлитами и союзниками. И Москва рассчитывала, что помощь от Вашингтона будет не только в виде поставок по программе лендлиза, но также в виде прямого участия в военных операциях на разных фронтах (прежде всего на европейском театре войны).
Нельзя сказать, что Великобритания и США очень уж симпатизировали Советскому Союзу. Еще накануне 22 июня 1941 года их можно было рассматривать скорее как противников, чем союзников СССР. Достаточно вспомнить советско-финскую войну 1939-1940 гг. Ведь и Лондон, и Вашингтон поддерживали в той войне Финляндию, которая, между прочим, была одним из ближайших союзников Третьего рейха. Но у англосаксов возникло большое опасение, что Гитлер сумеет захватить всю Европу, поставить ее под свой полный контроль. Поэтому поддержка Советского Союза в войне была со стороны англосаксов тактическим маневром, с помощью СССР они рассчитывали добиться обуздания избыточной экспансионистской энергии Третьего рейха.
Сталин неоднократно обращался к Рузвельту и Черчиллю с просьбами открыть в Европе второй фронт для противодействия Германии и ее союзникам. Известный советский историк Ф.Д. Волков отмечал, что война могла завершиться ещё в 1942 г., если бы союзники открыли второй фронт, на чём так настаивал СССР (Волков Ф. Д. За кулисами второй мировой войны. – М.: Мысль, 1985). Ждали второго фронта не только от Британии, но и США. Тем более что наши западные союзники после нападения на Советский Союз считали, что он в одиночку сможет продержаться лишь несколько месяцев. Так, Военное и Военно-морское министерства США в первые дни войны оценивали шансы СССР на выживание ничтожными и полагали, что страна сможет сопротивляться фашистам всего 1,5-3 месяца (Комарков А.Ю. Проблемы становления союзнических отношений СССР с Англией и США (22 июня – октябрь 1941г.) // Новейшая история России., 2012. – № 1).
Но второго фронта не было открыто ни в 1941, ни в 1942, ни в 1943 гг. Обещаний со стороны наших союзников было предостаточно. Помимо упомянутого выше советско-английского соглашения о совместных действиях в войне против Германии от 12 июля 1941 года, можно назвать еще кучу встреч и документов, обнадеживавших Москву на предмет открытия второго фронта «в самое ближайшее время».
Например, это Московская конференция министров иностранных дел СССР, Англии, США (29 сентября – 1 октября 1941 года); подписание Вашингтонской декларации 26 государствами о целях войны против фашизма (1 января 1942 года); советско-английский договор о союзе в войне против Германии (26 мая 1942 года, Лондон); советско-американское соглашение о принципах взаимной помощи в ведении войны против агрессии (11 июня 1942 года, Вашингтон); создание Европейской консультативной комиссии согласно решению Московской конференции 1943 года министров иностранных дел Великобритании, СССР и США. Наконец, это Тегеранская конференция, встреча Рузвельта, Черчилля и Сталина, посвящённая выработке стратегии борьбы с Германией и странами «Оси» (28 ноября – 1 декабря 1943 года).
Американские генералы свою часть подготовительной работы сделали еще в начале 1942 года. Я имею в виду, что в феврале 1942 г. начальником штаба армии США Джорджем Маршаллом и начальником управления стратегического планирования Дуайтом Эйзенхауэром был подготовлен меморандум, в котором обосновывалась целесообразность вторжения войск союзников во Францию через Ла-Манш. Через несколько месяцев американцами был подготовлен детальный план высадки войск союзников на французском побережье весной 1943 г. Военный министр США Г. Стимсон по этому поводу писал следующее: «Не открыть вовремя сильный западный фронт во Франции значило переложить всю тяжесть войны на Россию». Цит. по: Волков Ф. Д. Указ. соч.).
Но так оно и было: союзники стремились «переложить всю тяжесть войны на Россию». Было видно, что они всячески «тянули резину». Им надо было, чтобы СССР и страны фашистского блока максимально друг друга обескровили и ослабили. Таков был циничный расчет наших «союзников» (я специально слово ставлю в кавычки, поскольку настоящими союзниками США и Великобританию считать нельзя).
В результате подавляющая часть своих войск Гитлер направлял на восточный фронт. На этом фронте СССР противостоял силам фашистской коалиции в одиночку. На протяжении большей части войны Германия держала на оккупированных территориях Западной Европы (прежде всего, Франции) в разное время от 30 до 60 дивизий, которые в боевых действиях не участвовали. В Африке у фашистов было примерно 3-4 дивизии, которые участвовали в боевых операциях (африканский корпус Роммеля). В сентябре 1943 года в Италии высадились союзники и немцам пришлось перебросить туда 16 дивизий. А вот на восточном фронте в разное время сосредотачивалось от 190 до 260 дивизий (включая дивизии союзников Германии).
Известный советский и российский историк (также в прошлом дипломат) В. М. Фалин в своей книге «Второй фронт. Антигитлеровская коалиция: конфликт интересов» (М.: «Центрполиграф», 2016) пишет: после войны было принято считать, что 70-80% потерь германские вооружённые силы понесли на восточном фронте. А вот по его оценкам, эта доля достигает 93%. Именно на восточном фронте, в борьбе против СССР, в течение войны немецкие войска потеряли 507 дивизий, также были полностью разгромлены 100 дивизий союзников Германии. Итого 607 дивизий стран «Оси»!
Наши войска наращивали наступательную инициативу в 1943 году, освобождая советскую территорию от врага. И вот знаменательное событие: 26 марта 1944 г. солдаты 2-го Украинского фронта под командованием Маршала Советского Союза И.С. Конева стремительно форсировали реку Днестр, и на полосе 85 км они вышли на реку Прут, которая являлась государственной границей между СССР и Королевством Румыния. Началось победное шествие наших войск по Европе. Что не на шутку встревожило западных союзников СССР. Спектакль, который они нам исполняли в течение почти трех лет, закончился. Союзники поняли, что надо срочно действовать, пока вся Европа не стала «советской».
И вот, наконец, долгожданное открытие второго фронта 6 июня 1944 года. В этот день американские, британские и канадские войска под командованием генерала Эйзенхауэра начали высадку в Нормандии (Северная Франция). Это еще называют началом «нормандской операции» (другое название: операция «Оверлорд»).
К концу июля союзники заняли плацдарм шириной около 100 км и до 50 км в глубину. 25 июля союзники перешли в наступление, нанося главный удар из района Сен-Ло. 15 августа американо-французские войска высадились на побережье Южной Франции. Немецкие войска оказали слабое сопротивление и, так как общая обстановка на Западном фронте складывалась для них неудачно, 19 августа начали отходить с территории Южной Франции. На оккупированных территориях активизировались действия французских партизан. 25 августа союзники при поддержке партизан освободили Париж. 28 сентября немцы начали отходить с территории Северной Франции на укреплённую линию Зигфрида. Продвижение союзников происходило не очень быстро. Лишь к середине марта 1945 года американские, английские и французские войска вышли к Рейну и создали плацдармы под Ремагеном и южнее Майнца. В ночь на 24 марта союзники форсировали на широком фронте Рейн, обошли с юго-востока Рур и в начале апреля окружили 29 немецких дивизий и одну бригаду.
Англо-американские войска продолжали быстрое наступление на всех направлениях. Во второй половине апреля – начале мая союзники достигли Эльбы, заняли Эрфурт, Нюрнберг, вступили в Чехословакию и в западную Австрию. 25 апреля американские части встретились с советскими войсками у Торгау (событие, известное как «встреча на Эльбе»). По сути, в этот момент и в этой точке сошлись восточный и западный фронты. Это был конец Третьего рейха. 30 апреля произошло самоубийство Гитлера.
В начале мая английские войска достигли Шверина, Любека и Гамбурга. Союзники захватили весь юг Германии и западную часть Австрии. 8 мая немецкий генерал Альфред Йодль подписал акт о безоговорочной капитуляции германских вооружённых сил. Война в Европе закончилась.
Потери союзников на западном фронте составили 209.672 солдат и офицеров (убитые + раненные + пропавшие без вести), 36.976 из которых погибли (Hastings, Max. Overlord: D-Day and the battle for Normandy. New York: Vintage Books, 2006). Конечно, потери немалые. Но они меркнут на фоне наших потерь на восточном фронте. Общие потери вооруженных сил СССР (убитые + увечные + пропавшие без вести), по разным оценкам, составили от 8,67 млн до 10,92 млн человек (Михалев С. Н. Людские потери в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. (Статистическое исследование). – Красноярск, 1997; Великая Отечественная война. Юбилейный статистический сборник. – М.: Росстат, 2020; Эрлихман В. В. Потери народонаселения в XX веке. – М.: Русская панорама, 2004). Конечно, у Советского Союза были потери и на Дальнем Востоке. В результате быстротечной войны с Японией мы потеряли 12 тысяч человек в виде убитых и пропавших без вести. Таким образом, более 99% всех наших потерь военных приходится на советско-германский фронт, и эти потери в десятки раз превышают подобные потери наших союзников на западном фронте.
Есть серьезные аргументы в пользу того, что уже с конца февраля 1945 года союзники вступили в сепаратные переговоры с военными руководителями Третьего рейха. Те, кто готовили и развязывали вторую мировую войну, никак не рассчитывали на ту территориальную раскладку Европы, которая была определена решениями Ялтинской конференции 1945 года. Американский президент Франклин Рузвельт поставил свою подпись под этими решениями и, судя по всему, готов был и честно их исполнять.
Вопреки воле американского президента (и, судя по всему, в тайне от него) были начаты сепаратные переговоры с немцами (операция «Санрайз»; она нашла свое отражение в советском фильме по сценарию Юлиана Семенова «Семнадцать мгновений весны»). А 12 апреля 1945 года Франклин Рузвельт ушел из жизни. Вернее, его «ушли» (у серьезных историков нет сомнения, что американский президент был убит). Хозяином Белого дома стал Гарри Трумэн (бывший до этого вице-президентом). Трумэн резко стал разворачивать политический курс Америки. Некоторые историки даже говорят, что холодная война против СССР началась не в марте 1946 года (известная речь Черчилля в Фултоне), а 12 апреля 1945 года. Примечательно, что свое циничное отношение к войне и Советскому Союзу Трумэн публично обнародовал уже через два дня после вероломного начала войны против СССР (в тот момент он был сенатором от штата Миссури): «Если мы увидим, что выигрывает Германия, то нам следует помогать России, а если выигрывать будет Россия, то нам следует помогать Германии, и, таким образом, пусть они убивают как можно больше, хотя мне не хочется ни при каких обстоятельствах видеть Гитлера в победителях» («New York Times», 24.06.1941).
За спиной Сталина (а может быть, и Рузвельта) готовился «договорняк» «союзников» с Гитлером. С американской стороны переговоры курировал Аллен Даллес, будущий первый глава ЦРУ, а на тот момент времени один из руководителей Управления стратегических служб США (УСС), возглавлявший Центр УСС в Берне (Швейцария). До соглашения о совместных действиях англосаксов и немцев против СССР дело, к счастью, не дошло. А вот договоренность о том, что Третий рейх не будет оказывать сопротивления (или, по крайней мере, большого сопротивления) нашим союзникам на западном фронте, судя по всему, существовала. Это хорошо видно по статистике потерь на западном и восточном фронтах в последние месяцы войны.