В Польше задумались о возможности частичной разблокировки границы с Белоруссией. Премьер-министр Дональд Туск заявил, что не исключает возможности возобновления работы погранперехода Бобровники (с белорусской стороны Берестовица).
С инициативой возобновления работы пропускного пункта выступили польские предприниматели из пограничных областей, которые жалуются на ухудшающиеся условия работы их компаний. Бизнесмены выступили с требованием создать дорожную карту по разблокировке работы погранпереходов.
Предпринимателей поддержал заместитель председателя сената Мацей Живно (партия «Польша 2050»). Живно, к слову, один из немногих польских политиков, выступающих за нормализацию отношений с Белоруссией. По его словам, в условиях закрытой границы фирмам необходимы дополнительные компенсации, поскольку неизвестно, как долго может продлиться эта ситуация. Кроме того, Живно пообещал в ближайшее время попросить польское МВД разработать «модель хотя бы частичного восстановления пунктов пропуска» и «проверить, как это будет функционировать».
В то же время Дональд Туск сделал оговорку, что открытие погранперехода будет возможно только в том случае, если со стороны польских военных не последует возражений.
Однако повестка польских военных пока не выглядит особо миролюбивой. На днях начальник Генерального штаба польской армии Веслав Кукула объявил, что в Польше создадут специальные заграждения на границах с Россией и Белоруссией. Они будут включать противотанковые рвы, железобетонные ежи, а также полосы, отведенные для размещения минных полей. При этом, по словам Кукулы, минирование территорий будет осуществляться только в случае «абсолютной уверенности в том, что война неизбежна».
Таким образом, в отношении политики на белорусской границе в Польше сталкиваются две противоположные линии. Одну продвигает польский приграничный бизнес, и она направлена на деэскалацию напряженности и возобновление экономических связей с восточным соседом. Польские «ястребы», включая военное руководство, напротив, продолжают нагнетать страхи по поводу якобы возможного вторжения со стороны Белоруссии и России и хотят превратить границу в полосу укреплений.
На сегодняшний день на белорусско-польской границе из девяти погранпереходов действуют только два – Брест-Тересполь для пассажирского автотранспорта и Козловичи-Кукурыки для грузового. Оба пропускных пункта находятся в окрестностях Бреста. Гродненская область, также имеющая протяженную границу с Польшей, в настоящее время трансграничного сообщения с соседним государством не имеет. Погранпереход Берестовица-Бобровники, открытие которого обсуждают поляки, находится как раз в Гродненской области.
Закрытие пропускных пунктов было инициировано польской стороной под предлогом борьбы с нелегальной миграцией, идущей со стороны Белоруссии. Нелегалы стали просачиваться из Белоруссии в Польшу после того, как Минск вышел из соглашения по реадмиссии с ЕС в ответ на европейские санкции. Кроме того, закрытие границы Польша увязывает с уголовным преследованием в Белоруссии журналиста Анджея Почобута, которого в Варшаве считают политическим заключенным.
Вслед за Польшей частичное закрытие пропускных пунктов на белорусской границе также осуществили Литва и Латвия.
Конечно же, истинной причиной закрытия границы является давление на белорусские власти после событий 2020-22 гг. Расчёт делался на то, что осложнение въезда в ЕС может спровоцировать рост недовольства внутри белорусского общества.
Известно, что до 2020 года Белоруссия лидировала по количеству выданных шенгенских виз на душу населения. Кроме того, именно в Белоруссии больше всего обладателей карт поляка, дающих право безвизового въезда в Польшу (порядка 180 тысяч человек). До закрытия границы белорусы также регулярно ездили «на закупы» в Польшу и везли оттуда бытовую химию, технику и т. п. Основным торговым хабом на белорусско-польской границе был город Белосток, расположенный напротив Гродно. Пункт Берестовица-Бобровники как раз активно использовался для поездок в Белосток.
Кроме того, по обе стороны границы активно развивался трансграничный бизнес, для которого закрытие погранпереходов стало серьезным ударом.
Тем не менее Польша явно переоценила значение всей этой пограничной активности и ее роль в возможной дестабилизации Белоруссии. Дестабилизации не произошло, а вот польский бизнес, напротив, начал демонстрировать признаки недовольства.
Впрочем, с белорусской стороны также не скрывают, что хотели бы возобновления нормального функционирования границы. В этой связи в Минске возлагали большие надежды на смену польского правительства и переход власти от «Права и справедливости» к «Гражданской коалиции». Кроме того, в противовес политике огораживания со стороны западных соседей Белоруссия в одностороннем порядке ввела безвизовый режим для граждан Польши, Литвы и Латвии.
Однако стоит ли ожидать реальных послаблений на белорусско-польской границе, или дальше разговоров дело не пойдет? Как представляется, для Польши это вопрос прежде всего политический и идеологический. Разблокировать хотя бы частично ранее закрытые пропускные пункты будет означать признание собственной неудачи. Ведь никаких целей ужесточением пограничного режима Польша в Белоруссии не достигла. Напротив, недовольство польского бизнеса говорит о том, что своими действиями официальная Варшава фактически нанесла вред собственным гражданам. Признать такое вряд ли захочет любой публичный политик. Поэтому недаром вопрос об открытии пункта в Бобровниках Дональд Туск переадресовал военным – они наверняка будут против.