Неладно что-то в «еврокоролевстве». Налицо разброд и шатания. В одной из недавних публикаций европейской версии американского журнала Politico рассказывается о том, что в Европе слышен глухой ропот недовольства руководства большинства тамошних стран не оправдывающим, как они выразились, их ожидания лидерством президента Франции Эмманюэля Макрона и канцлера ФРГ Олафа Шольца.
По словам источников издания в высших эшелонах евровласти, политические элиты Евросоюза всё чаще называют обоих лидеров «хромыми утками» – так в западной политической традиции именуют глав государств и правительств, фактически досиживающих свой срок на вверенном им посту, – и всё больше склоняются к тому, что ни тот, ни другой не должны говорить от лица всей Европы.
Как отмечается в публикации, недовольство европейцев связано со слабым влиянием обоих политиков внутри их собственных государств, а также с их неспособностью укрепить веру других участников Евросоюза в необходимости сохранения единой линии развития сообщества.
«В Европе больше не уверены, что эти двое – легендарный франко-германский двигатель проекта ЕС – должны оставаться у руля Евросоюза», – подчеркивает издание.
Что касается главы Пятой республики господина Макрона, то о нём мы поговорим как-нибудь в другой раз. А вот на проблемах бундесканцлера Шольца мне бы хотелось остановиться подробнее.
Не далее как на прошлой неделе вице-канцлер ФРГ, представитель партии зелёных Роберт Хабек рассказал, что его политическая сила находится в серьёзных сомнениях касательно будущего правящей ныне «светофорной коалиции», и виной всему «постоянные ссоры из-за Украины».
«Разногласия внутри немецкой правящей коалиции давно стали достоянием общественности. Вице-канцлер Германии Роберт Хабек признаёт в интервью, что, "безусловно, для страны было бы хорошо, если бы коалиция меньше ссорилась"», – пишет Der Spiegel.
По данным издания, одним из основных пунктов разногласий является внешняя политика правительства. Более того, с недавних пор зелёные всё чаще говорят о возможном альянсе с ХДС/ХСС по итогам парламентских выборов в будущем году.
«Несмотря на жёсткие дебаты с ХДС/ХСС, мы можем работать вместе в будущем», – отмечает Хабек.
Что касается внешней политики, то позиция нынешнего лидера христианских демократов Фридриха Мерца и вправду ближе к «ястребам» из партий «Союз 90 / Зелёные» и «Свободных демократов» (третьего члена «светофорной коалиции»).
«Мерц не впал в оппозиционный рефлекс во внешней политике, например, когда поддерживал Украину», – не скупится Роберт Хабек на похвалы в адрес главы крупнейшей оппозиционной силы, с удовольствием отмечая, что ХДС/ХСС, заняв радикальную позицию поддержки Украины, «воплощает государственный интерес Германии».
Впрочем, пока говорить о будущем «чёрно-зелёном» (ХДС/ХСС и «Зелёные») альянсе как о свершившемся факте было бы преждевременно. До сих пор сохраняется историческая враждебность между этим силами, представляющими собой противоположные стороны немецкого политического спектра: христианские консерваторы, с одной стороны, и радикалы-бунтари – с другой.
И всё же никогда не говори «никогда». Интересы определённой части крупного германского бизнеса, выразителями которых и является блок ХДС/ХСС, во многом совпадают с ультрапроамериканской позицией зелёных, для которых трансатлантическое единство – это эдакий символ веры, неподлежащий сомнению.
И потому для обеих партий нынешняя политика канцлера Шольца по украинскому вопросу, которую я бы назвал решительной нерешительностью, одинаково неприемлема.
В чём же состоят главные противоречия СДПГ (партия Шольца) и зелёных?
Во-первых, Шольц последовательно выступает против передачи Украине дальнобойных ракет немецкого производства Taurus.
Во-вторых, канцлер отказывается предоставить Украине право наносить удары западным оружием по территории РФ.
В-третьих, Шольц весьма скептично настроен к евроатлантическим перспективам Киева, утверждая, что вступления Украины в НАТО не ожидается «в следующие 30 лет», читай: никогда.
Да и в принципе, когда речь идёт о военной поддержке киевского режима, Шольц всегда действует с оглядкой на интересы ФРГ, понимая, что окончательно сжигать все мосты с Москвой – это самоубийство. И никакая трансатлантическая солидарность дешёвого российского газа или партнёрства с Китаем не заменит.
К слову сказать, такой же точки зрения придерживается вторая часть германского бизнеса, более ориентированная на внутренний рынок и на Восток, чем на Запад.
Именно за всё вышеизложенное Шольц и подвергается постоянным нападкам как со стороны оппозиции, так от партнёров по коалиции. Намедни ещё один зелёный политик Антон Хофрайтер фактически потребовал от бундесканцлера разрешить Украине наносить удары по России западным оружием.
«Российская армия денно и нощно обстреливает украинский город Харьков с собственной территории, в том числе планирующими бомбами, на поражение которых нужно всего 40 секунд. Речь идет о защите украинского населения. Поэтому мы не должны препятствовать Украине использовать поставленное оружие для отражения российских истребителей в российском воздушном пространстве», – цитирует журнал Spiegel Хофрайтера, утверждающего, что международное право позволяет напавшему государству атаковать военные цели на территории страны-агрессора.
И всё бы ничего, если бы немецкий зелёный упомянул бы о постоянных обстрелах со стороны ВСУ мирных кварталов русского Белгорода, а также о том, что создание буферной зоны в Харьковской области стало всего лишь ответом на атаки со стороны Украины.
Было бы также неплохо, если бы в германском информационном пространстве хотя бы иногда упоминалось о том, что в 90 случаях из 100 целью и жертвами украинских ракет и дронов на территории РФ становятся отнюдь не военные объекты, а гражданское население. Впрочем, это была бы уже совсем другая история…
Что же касается политических раскладов в Германии, то правительство Шольца, без сомнения, запомнится как одно из наиболее слабых в истории ФРГ. В то же время в условиях нарастающей милитаризации европейского общества предстоящие выборы вполне могут преподнести довольно неприятные сюрпризы, по итогам которых многие немцы не раз помянут нынешнего канцлера добрым словом.