Петербургский экономический форум – 2024: усилия Запада по изоляции России провалились

Петербургский экономический форум – 2024: усилия Запада по изоляции России провалились

На фоне неспособности ВТО реализовывать уставные цели растёт значение макрорегиональных объединений

Открывающийся в северной столице очередной Петербургский международный экономический форум наглядно демонстрирует тщетный характер попыток коллективного Запада «изолировать» Россию. Согласно программе форума, на нём будут представлены правительственные и бизнес-делегации 130 государств мира, то есть их подавляющего большинства. Всего на площадке ПМЭФ-2024 состоится свыше 100 панельных сессий и дискуссий; более 10 бизнес-диалогов, в том числе в форматах ЕАЭС – АСЕАН, Россия – Китай, Россия – Южная Африка, Россия – Латинская Америка, Россия – ОАЭ, о роли БРИКС в поиске мирового правопорядка и ряд других. 

Незадолго до форума авторитетные международные экономические организации однозначно подтвердили стратегическую роль России в мирохозяйственных связях. Отметив также, что санкционная политика Запада против неугодных стран противоречит Уставу ООН, препятствует развитию общемировой экономики и торговли. 

Вопреки давлению со стороны коллективного Запада, международные экономические организации развивают сотрудничество с Россией и Белоруссией. В их числе такие значимые структуры, как Экономическое комиссия ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН) Всемирная торговая организация (ВТО), Международный торговый центр (МТЦ). 

Так, состоявшиеся весной с. г. переговоры делегаций РФ / ЕАЭС с руководством этих структур в Абу-Даби и Женеве продемонстрировали сходство позиций сторон, выступающих за равноправие государств в мировой торговле. Стороны подтвердили, что попытки экономически блокировать Россию и Белоруссию посредством односторонних «санкций» противоречат Уставу ООН и принципам свободной торговли, о приверженности которым заявляют страны коллективного Запада. Но согласятся ли на Западе с этой позицией?..

Так, в ходе февральской конференции стран-участниц ВТО в Абу-Даби тогдашний министр экономического развития РФ Максим Решетников, заявил, что «…протекционистские меры (то есть антироссийские и антибелорусские санкции. – Прим. Д.Н.), принимаемые рядом государств под ложными оправданиями, подрывают многостороннюю торговлю и ограничивают экономические перспективы многих стран». В свою очередь, это затрудняет равноправное участие так называемых подсанкционных стран «в формировании глобальных цепочек добавленной стоимости». Таким образом, санкции нацелены на то, чтобы избранные мишенями страны оставались, по словам М. Решетникова, сырьевыми придатками Запада. Поскольку добавленная стоимость в экспорте этих стран – это не сырьевые товары, а продукты переработки разнообразного сырья. 

О том же говорилось в ходе мартовской XIII Министерской конференции ВТО в Абу-Даби с участием делегации ЕЭК, проведшей переговоры с руководством Всемирной торговой организации и делегациями ряда стран-участниц форума. Надо полагать, позиция Москвы нашла понимание как у делегаций многих государств, так и в руководящих структурах ВТО. Соответственно, в итоговой декларации этой конференции отмечено, что страны-члены ВТО зафиксировали стремление «сохранить и усилить способность многосторонней торговой системы, краеугольным камнем которой является ВТО, придавать мощный импульс для решения современных вызовов в области торговли». Рекомендовано также упростить и ускорить процедуры по вступлению стран в ВТО, что, видимо, актуально для Белоруссии: все другие страны Евразийского союза – члены ВТО, в то время как переговоры о вступлении в эту организацию Минска длятся отнюдь не первый год. Не секрет, что западные переговорщики нередко выдвигают Минску политические условия, нацеленные, как правило, на ограничение связей с Россией, что последовательно отвергается белорусской стороной.

 Что касается неправомерности западных санкций, то эти вопросы вообще-то призван решать специализированный Орган ВТО по разрешению споров. К сожалению, весомое влияние на его решения оказывают представители стран Запада, преобладающие в данном Органе. Поэтому, по данным ЕЭК, «наиболее значимый вопрос повестки дня – преодоление кризиса (именно кризиса…  Прим. Д.Н.) Органа по разрешению споров ВТО – не был решен в ходе конференции». Переговоры «о восстановлении к концу 2024 года эффективной работы системы разрешения споров ВТО продолжатся в Женеве». 

Вопросы формирования более справедливой системы международной торговли актуальны не только для России, ибо к настоящему времени санкциям и / или смежным торговым ограничениям со стороны Запада подвергаются, и не первый год, не менее 20 государств, отличающихся независимым внешнеполитическим курсом. Среди них – дружественные России и Белоруссии Куба, Никарагуа, Иран, Венесуэла Сирия, Мьянма, КНДР, Зимбабве, Судан, Экваториальная Гвинея, Эритрея и некоторые другие. Долгосрочные цели Запада – замедление темпов их экономического роста и развития несырьевого экспорта, снижение уровень жизни населения, изоляция от мировых торгово-экономических связей. Тем скандальнее и нетерпимее ситуация, при которой в рамках ВТО, существующей с 1995 года (!), отсутствуют чёткие решения, нацеленные на противодействие санкционной политике Запада. Впрочем, это и немудрено с учётом решающей роли в Органе ВТО по торговым спорам посланцев Америки и Европы.

Тем не менее заинтересованность в активном участии РФ-ЕАЭС в мирохозяйственных связях и негативное влияние на них санкционных мер были подтверждены не только ВТО, но и Европейской экономической комиссией ООН, постоянной Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Международным торговым центром в ходе переговоров с руководством этих структур в конце марта с. г. в Женеве, куда отправилась для переговоров делегация ЕЭК во главе с министром по торговле Андреем Слепневым. Стороны, согласно итоговым коммюнике, продолжат совместные усилия по формированию общемировой торговой системы, ограждающей те или иные страны «от дискриминации со стороны отдельных государств». 

Выстраивание взаимовыгодных связей в рамках экономических макрорегионов – верный признак формирующегося многополярного мира. Дальнейшее развитие сотрудничества между Россией и странами АТР обсуждалось в ходе встречи в апреле в Самарканде делегации ЕЭК с руководством Экономической комиссии ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО). В этой структуре, ныне объединяющей свыше 40 государств, Россия (ранее СССР) участвует с 1947 года – со времени её основания. 

Стороны договорились прорабатывать новые маршруты и формы торговли в регионе, чтобы свести к минимуму зависимость общерегиональных торговых связей от санкций и других ограничений со стороны Запада. 

Заметим, в этой связи, что в рамках торгово-экономического разворота на Восток, доля государств АТР во внешней торговле РФ к началу 2024 г. возросла почти до 35% против примерно 15% к концу 2010-х годов. Согласно экспертным прогнозам, этот показатель за 2024-26 гг. увеличится самое меньшее до 45%, в том числе благодаря режиму свободной торговли РФ-ЕАЭС (торговли без пошлин и ограничений по объемам взаимопоставок) с Вьетнамом. Аналогичный торговый режим запланирован с 2025-26 гг. с Индонезией и Монголией, планируется с Индией, Таиландом, Мьянмой, Камбоджей, Лаосом… 

Уже сам факт этих переговоров и договоренностей (1) свидетельствует о том, что санкционное давление Запада на Россию и Белоруссию встречает отпор со стороны авторитетных международных организаций. Международные контакты различного уровня будут продолжены в ближайшие дни в Санкт-Петербурге, выступление Владимира Путина на пленарной сессии ПМЭФ ожидается 7 июня.

Примечания

(1) РФ изначально участвует в ЕЭК ООН, ЮНКТАД, Международном торговом центре; в ВТО – с 2012 года. Белоруссия участвует в ЕЭК ООН и ЮНКТАД с 1991-92 гг., ведутся переговоры об ассоциированном статусе Белоруссии в ЭСКАТО.

Статьи по теме