В своём программном выступлении в МИД России 14 июня Президент России Владимир Путин сделал Западу предложение о мире. О новом мире, основанном не на выдуманных западными идеологами «правилах» вместо международных законов. О мире многополярном с достойным местом для всех, включая западноевропейских членов НАТО, обременённых служением однополярному заокеанскому гегемону.
Похоже, именно Старой Европе в первую голову адресовано предложение главы российского государства. Вашингтон и его восточноевропейские марионетки воспринимают только американскую классику – предложения, от которых трудно отказаться. Поэтому единственный западный получатель путинского послания – западноевропейские лидеры, чей страх перед США подавляет остатки адекватности.
Путин предложил «сформулировать на Евразийском континенте контур равной и неделимой безопасности, взаимовыгодного, равноправного сотрудничества и развития». По его мнению, такая будущая архитектура безопасности открыта для всех стран Евразии.
«"Для всех"» означает, что и европейских, и натовских стран, безусловно, тоже. Мы живём на одном континенте, что бы ни происходило, нельзя географию поменять, нам так или иначе придётся сосуществовать и работать вместе», – уточнил Президент России.
США в этой новой архитектуре нет. Отсутствие упоминания об этой державе Западного мира, но на другом континенте, очевидно, не может быть недоработкой тщательно подготовленной программной речи. Тем более речи перед руководством МИД России с прямым заданием дипломатам донести её с необходимыми разъяснениями до политиков западных стран – на это обратил внимание прессы глава российской дипломатии Сергей Лавров.
«Опасность для Европы исходит не от России. Главная угроза для европейцев – в критической и всевозрастающей, уже практически тотальной зависимости от США: в военной, политической, технологической, идеологической и информационной сферах. Европу всё больше сдвигают на обочину глобального экономического развития, погружают в хаос миграционных и других острейших проблем, лишают международной субъектности и культурной идентичности», – подчеркнул Путин.
Российский лидер обратил внимание на боязнь европейской бюрократией Америки. Из-за этого ответственность перед согражданами у евробюрократии отходит на второй план. Путин обосновал такой вывод итогами июньских выборов в Европарламент, в новом составе которого теперь неспроста намного больше новой оппозиции.
«Европейские политики проглатывают и унижение, и хамство, и скандалы со слежкой за европейскими лидерами, а США их попросту используют в своих интересах: то заставляют покупать свой дорогой газ – кстати говоря, в три-четыре раза в Европе газ дороже, чем в США, – то, как теперь, например, требуют от европейских стран наращивать поставки вооружения Украине. Кстати говоря, требования постоянные то там, то здесь. И санкции против них вводят, против экономических операторов в Европе», – отметил российский лидер.
Напоминание не случайное. США словно пылесосом высасывают из Старой Европы финансы и гробят её промышленность. В апреле глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен на пресс-конференции по итогам саммита ЕС жаловалась: «Евросоюз теряет €300 млрд европейских накоплений, которые каждый год выводятся за границу, главным образом в США. Это те деньги, в которых нуждаются наши компании, и это подрывает нашу конкурентоспособность».
Перенос производственных мощностей в США и Азию после терактов на «Северных потоках» – тоже огромная проблема. Её постоянно обсуждают высокопоставленные политики ЕС и эксперты. Очевидно, не теряют актуальности ни Марксова сентенция об экономике как базисе общественно-политических отношений, ни ленинская о политике как сконцентрированном выражении экономики.
Другие дело, что принять адекватные решения в ЕС сейчас некому. Путин надеется на изменение поведения секретарей Брюссельского райкома – воспитанников и верных слуг вашингтонского обкома. Однако для этого необходима ротация кадров. В Европарламенте сохранено проамериканское большинство. Предложение российского лидера сейчас прозвучало для новых лидеров – тех, кто сменит Макрона и Шольца.
Путин неспроста отметил объективность вовсю идущего процесса формирования новой политическо-экономической реальности, всё более отчётливо проступающих контуров многополярного и многостороннего мироустройства. Он отражает естественное культурно-цивилизационное многообразие, с этим следует считаться.
«Эти глубинные, системные изменения, безусловно, внушают оптимизм и надежду, ведь утверждение принципов многополярности, многосторонности в международных делах, включая уважение к международному праву, широкую представительность, позволяют вместе решать самые сложные проблемы к общей пользе, выстраивать взаимовыгодные отношения, сотрудничество суверенных государств в интересах благополучия и безопасности народов», – сказал российский лидер.
Путин подчеркнул: «Если Европа хочет сохранить себя в качестве одного из самостоятельных центров мирового развития и культурно-цивилизационных полюсов планеты, ей, безусловно, нужно быть в хороших, добрых отношениях с Россией, и мы, главное, к этому готовы».
По мнению российского лидера, продвижению идеи системы евразийской безопасности будет способствовать активизация диалогового процесса между уже работающими в Евразии многосторонними организациями. Среди них он назвал ЕАЭС и ШОС, полумёртвое СНГ, а также непризнанные Западом российско-белорусское Союзное государство и ОДКБ.
Путин уверен, что следует «начать широкое обсуждение новой системы двусторонних и многосторонних гарантий коллективной безопасности в Евразии». При этом следует свернуть военное присутствие «внешних держав в евразийском регионе».
В его речи просматривается не только критика деградировавшей ОБСЕ и военного «оккупационного» присутствия США. Прослеживается и одобрение концептов вроде европейской армии, торпедированных Вашингтоном.
По его мнению, государства и региональные структуры Евразии самостоятельно определят конкретные области сотрудничества в сфере совместной безопасности. Они сами выстроят «систему работающих институтов, механизмов, договоренностей, которые бы реально служили достижению общих целей стабильности и развития».
Пятым пунктом программной речи Путина стал призыв к укреплению континентальной системы безопасности и развития через решение вопросов «экономики, социального благополучия, интеграции и взаимовыгодного сотрудничества, решение таких общих проблем, как преодоление бедности, неравенства, климат, экология, выработка механизмов реагирования на угрозы пандемии и кризисов в глобальной экономике».
В итоге возможно «строительство большого евразийского партнерства, которое, по сути, может стать социально-экономическим базисом новой системы неделимой безопасности в Европе», констатировал Президент России. Кстати, аналогичные идеи в других формулировках он продвигал и в 2015 году, и в 2021 году. Отсутствие адекватной реакции побудило Кремль начать СВО.
Владимир Путин ясно дал понять: переговоры возможны только при признании территориальной целостности РФ в её новых границах, выполнения целей СВО на Украине, отмены незаконных санкций. Вряд ли на это сразу решатся западные элиты, по их же признаниям пошедшие на обман в «минских», «нормандских» и прочих договорённостях.
В его выступлении отвергается ультиматум Запада и предлагается альтернатива в общих интересах не только Европы, но всей Евразии. Мир возможен, но только такой, в котором у России будет достойное будущее, – об этом послание российского лидера бывшим «друзьям и партнёрам» из ЕС и США, всему миру.