Американской военной промышленности нужна Япония, чтобы Вашингтон смог справиться с нынешними международными вызовами, заявил посол США в Токио Рам Эмануэль. «Наша стратегия национальной безопасности предписывает нам быть готовыми к... крупной войне и к противостоянию еще в одном месте. С учетом Ближнего Востока, Украины и поддержания достаточного уровня сдерживания в Восточной Азии, как вы уже видите, мы имеем дело более чем с двумя проблемами», – сказал дипломат.
Эта история началась в конце 2022 года, когда японские СМИ сообщили, что Япония и США рассматривают возможность совместного исследования технологий перехвата баллистических ракет с гиперзвуковым планирующим боевым блоком, что сможет позволить уничтожать их на высотах, недоступных для имеющихся противоракетных систем.
В частности, сообщалось, что Министерство обороны Японии планирует в 2023 году начать проектирование ракетного двигателя, предназначенного для ракет большой дальности и с возможностью поворота в случае изменения траектории полета ракеты противника. В рамках проектирования японская сторона планировала провести совместное с США исследование для определения необходимых технологий. При успешной разработке новые ракеты для перехвата баллистических ракет могли быть размещены на новых эсминцах, оснащенных американской многофункциональной боевой информационно-управляющей системой Aegis. Однако первый такой эсминец должен встать в строй лишь к весне 2027 года, второй – к весне 2028 года.
Тем временем, стремясь догнать Россию в разработке гиперзвукового оружия, Пентагон испытал собственные образцы такого вооружения. Однако дело не пошло. Проведенные в марте 2023 года испытания перспективной гиперзвуковой ракеты воздушного базирования успеха не имели, сообщил министр ВВС США Фрэнк Кендалл. «Те (испытания), что мы только что провели, не были успешны. Мы не получили от испытаний данные, которые нам были нужны», – сказал он на слушаниях в Конгрессе США. Испытания проводились 13 марта, когда ракету AGM-183 ARRW выпустили с борта стратегического бомбардировщика B-52H у побережья Калифорнии.
В США открыто заговорили о том, что отстают в разработке гиперзвукового оружия не только от России, но и Китая. Более того, появились сообщения, что таким современнейшим оружием овладевает и Корейская Народно-Демократическая Республика. Это обеспокоило и соседнюю Японию.
Нужно было срочно привлекать японские мозги для преодоления отставания. Глава Пентагона Ллойд Остин отправился в Токио договариваться с ближайшим союзником о конкретной помощи в создании гиперзвукового оружия. 1 июня 2023 года после переговоров со своим японским коллегой министром обороны Ясукадзу Хамадой он заявил, что Япония и США намерены продолжать работать «над усилением возможностей сдерживания и ответных мер в рамках альянса двух стран, включая обсуждение возможности совместной разработки систем перехвата гиперзвукового оружия». Со своей стороны глава японского ведомства также сообщил: «Затрагивая тему взаимодействия в сфере технологий и вооружения оборонительного характера, мы пришли к единому мнению о расширении обсуждения возможности совместной разработки способов перехвата для противодействия (ракетам) с использованием гиперзвуковых технологий».
К тому времени, как сообщало РИА «Новости», Москва уже располагала широкой линейкой гиперзвукового оружия и работала над его новым поколением, в то время как Вашингтон еще только добивался стабильных полетов на сверхзвуковой скорости. На вооружении российской армии уже стояли такие серийные гиперзвуковые ракетные комплексы воздушного, морского и наземного базирования, как «Кинжал», «Циркон», «Искандер», а также планирующийся боевой блок «Авангард». В феврале 2023 года Президент РФ Владимир Путин сделал заявление о том, что первые пусковые установки ракетного комплекса «Сармат» с новой тяжелой ракетой заступают на боевое дежурство, продолжится серийное производство гиперзвуковых комплексов воздушного базирования «Кинжал», а также начнутся массовые поставки гиперзвуковых ракет морского базирования «Циркон».
Всё это создавало в Вашингтоне близкую к панике ситуацию. США не имеют защиты от российских крылатых ракет или подводных ядерных беспилотников, заявил американский сенатор Роджер Уикерс. «Россия разработала новые ядерные вооружения, отличные от всего, что есть в арсенале Соединенных Штатов, в том числе трансокеанские автономные торпеды с ядерной силовой установкой и межконтинентальные крылатые ракеты. Это оружие, от которого у нас нет защиты», – сказал он на слушаниях в конгрессе. И констатировал, что Россия обладает «более крупным и современным» ядерным арсеналом, чем США, и в состоянии нарастить его в сжатые сроки.
Одновременно глава североамериканского командования воздушной обороны (NORAD) генерал Глен ван Херк оценил российскую межконтинентальную баллистическую ракету «Сармат», отметив, что она в высокой степени боеспособна и подтверждает необходимость обладания США возможностями сдерживания. Также он отметил и испытания атомной подлодки «Белгород», способной нести подводные ядерные беспилотники «Посейдон», которые могут совершать удары по прибрежным целям с расстояния в тысячи километров.
В сложившейся ситуации президент США Джо Байден заявил, что разработка гиперзвуковых ракет требует расширения промышленных мощностей, и распорядился отменить в их отношении некоторые ограничения закона об оборонном производстве.
Тем не менее в США средств, способных надежно противостоять российскому гиперзвуковому оружию, которое на Западе легкомысленно было названо пропагандистскими «мультиками Путина», как не было, так и нет.
И вот теперь представляющий американское правительство посол Эмануэль, по сути, расписавшись в неспособности США быстро устранить отставание в разработке нового оружия, уповает на научно-технические возможности Японии. При этом на дальневосточного союзника американские власти хотят возложить и другие обязанности. Раскрывая намерения Вашингтона и Пентагона, посол говорил и о том, что с учетом нынешней ситуации Китай обгонит США в возможностях кораблестроения. Эмануэль добавил, что США и Япония могут сотрудничать в ремонте авиации, производстве ракет, поддержании устойчивости цепочек поставок товаров, нужных для военного производства.
Эти высказывания были приурочены к началу 9 июня с. г. в Токио переговоров США и Японии об углублении сотрудничества в области обороной промышленности в рамках запущенного в апреле двустороннего Форума по оборонно-промышленному сотрудничеству, закупкам и устойчивому развитию. Переговоры вели заместитель министра обороны США Уильям Ла Планте и глава Агентства по закупкам, технологиям и логистике Минобороны Японии Масаки Фукасава. Сообщается, что среди тем обсуждения были и возможности ремонта и переоснащения американских кораблей в Японии ради разгрузки американских верфей, где можно будет начать постройку новых кораблей.
Комментируя переговоры, японская газета «Нихон кэйдзай симбун» сообщает, что компании японского оборонного комплекса могут в ближайшее время начать производство ракет для противоракетных систем Patriot совместно с американскими партнерами.
По итогам прошедших переговоров стороны договорились о создании рабочих групп для дальнейшего обсуждения вопросов активизации сотрудничества в оборонном секторе, включая производство и обслуживание вооружений. Ожидается, что консультации на различных уровнях по этой теме отныне Токио и Вашингтон будут проводить регулярно. Активизация тесного японо-американского сотрудничества в производственном военном секторе осуществляется на основе договоренности Джо Байдена с японским премьером Фумио Кисидой во время официального визита последнего в США в апреле текущего года.
Как уже отмечалось, проблема производства в Японии ракет для систем Patriot может иметь серьезные политические последствия, ибо тем самым Токио, к каким бы отговоркам ни прибегал, пусть опосредованно, но будет участвовать в вооружении развязавшего кровавую бойню киевского режима. Это понимают и в Токио, и в Вашингтоне.
Влиятельная американская газета The Wall Street Journal со ссылкой на источники отмечала, что решение властей Японии передавать США ракеты для зенитных ракетных комплексов Patriot упростило бы Вашингтону снабжение Украины зенитными ракетами. И тут никакие письменные обязательства американцев не направлять напрямую японские ракеты в ВСУ не скроют фактическое превращение Японии в сторону конфликта со всеми вытекающими из этого последствиями.
В заключение хотелось бы отметить, что тесная кооперация стран Запада в создании новейших образцов вооружения против объявленных ими своими врагами государств побуждает задуматься об ответных мерах аналогичного характера. Выступающие против гегемонии США и их сателлитов и подвергаемые незаконным «санкциям» страны имеют полное право коллективно создавать оружие сдерживания, а при необходимости и возмездия.