Вашингтон не прекращает свои попытки сдержать технологическое развитие Китая, пользуясь некоторыми, пока ещё сохраняющимися преимуществами в высокотехнологичных отраслях.
Продолжающееся подавление США высокотехнологичного развития Китая свидетельствует, что Китай уверенно повышает свою мировую конкурентоспособность в области технологических инноваций.
Поэтому повсюду – от коммуникационных технологий, микросхем и искусственного интеллекта до биомедицины – США наращивают усилия для восстановления своей технологической гегемонии. В связи с этим, в последнее время в США запущены новые инициативы.
В этих попытках особая роль отводится дальнейшему ограничению доступа Китая к наиболее передовым технологиям производства интегральных микросхем (ИМС), которые используются в устройствах с программами искусственного интеллекта (ИИ).
По всей видимости, США меняют тактику технологического сдерживания Китая. Они стремятся помешать китайским производителям собирать сложные вычислительные системы, необходимые для создания и эксплуатации устройств с ИИ, пытаясь заблокировать попадание в Китай многообещающих технологий производства ИМС ещё до их коммерциализации.
Новый виток такой конкуренции связан с планами США ограничить способность Китая использовать ИМС с особым строением транзисторов, известным как круговой затвор (англ. аббревиатура-GAA), которые, по мнению специалистов, наилучшим образом подходят для программ глубокого машинного обучения и, соответственно, для придания электронному устройству свойств ИИ.
Технология «круговой затвор» в настоящее время всё ещё находится на ранних стадиях внедрения производителями микросхем. Сроки окончательного решения Вашингтона относительно ограничения доступа китайских производителей к данным ИМС неясны и область применения потенциального правила всё ещё рассматривается.
Оценивая ситуацию, отраслевой эксперт Сян Лиган заявил, что «санкции США не смогли остановить развитие сектора микросхем в Китае. Вместо этого они вынудили Китай стремиться к самостоятельности во всей цепочке их производства».
По его данным, Китай добился прорывов в производстве микросхем, программных средств, операционных систем, баз данных и в иных аспектах полупроводниковых технологий, а его обширный рынок дает стране множество преимуществ для преодоления любой блокады. В 2023 году Китай создал 100 моделей искусственного интеллекта с более чем 1 миллиардом параметров. Эти крупномасштабные модели расширяют возможности различных секторов, таких как электроника, здравоохранение и транспорт, порождая сотни сценариев применения и принося пользу многим отраслям промышленности.
Прочное место КНР в мировой цепочке поставок в этой отрасли подтверждает статистика. По данным Главного таможенного управления страны, стоимость экспорта ИМС с января по май 2024 г. выросла на 21,2% в годовом исчислении; при этом в 2023 г. объём импортируемых Китаем ИМС сократился на 10,8% в годовом исчислении.
Как видно, разрыв между ростом стоимости экспорта ИМС из Китая и их импортом в Китай увеличивается в пользу экспорта: экспорт растёт, а импорт сокращается. По мнению отраслевых экспертов, эти данные показали повышение самообеспеченности КНР в полупроводниковом секторе.
Одновременно Вашингтон пытается чинить препятствия китайским компаниям, которые развернули высокотехнологичное производство в странах Юго-Восточной Азии (ЮВА) и оттуда экспортируют свою продукцию на мировые рынки, в том числе в США. Администрация Байдена восстанавливает после двухлетней отсрочки тарифы на фотоэлектрическую продукцию из Камбоджи, Малайзии, Таиланда и Вьетнама. Тарифная ставка на фотоэлементы, независимо от того, собраны они в модули или нет, увеличится в 2024 г. с 25% до 50%.
В связи с этим китайские компании приостановили своё производство на заводах в этих странах, поскольку возросшие торговые барьеры в США создают неопределённость для экспорта из региона. Представители этих компаний заявили, что производства будут скорректированы в зависимости от рыночных условий, в частности проведена модернизация для внедрения солнечных фотоэлектрических технологий следующего поколения и цифровых систем, а также будет внедряться локализация операций в странах ЮВА для удешевления конечной продукции.
Объективные данные показывают, что фотоэлектрическая промышленность Китая на сегодня имеет самую полную цепочку поставок на мировом рынке и меры США практически не повлияют на эту отрасль.
В то же время промышленность США определяющим образом зависит от импорта фотоэлектрической продукции из ЮВА. За последние несколько лет импорт из стран этого региона составил в среднем 460 млн. долл., что составляет 70% от общего объёма импорта фотоэлементов в США.
Отраслевые эксперты в Китае считают, что одностороннее введение США тарифов может привести к значительному скачку цен на американском рынке и нанесёт значительный ущерб энергетическим компаниям США, всей производственной цепочке.
Ещё одной отраслью, на которую нацелились США в попытке сдержать технологическое развитие Китая, стала биомедицина.
Комитет палаты представителей США по надзору и подотчётности 15 мая подавляющим большинством голосов одобрил Закон о биобезопасности. Следуя той же тактике, которая использовалась против китайских телекоммуникационных компаний в конце 2010-х, этот закон ограничит по соображениям национальной безопасности возможности американских компаний, занимающихся биологическими исследованиями, заключать контракты с биотехнологическими компаниями, которые «имеют связи с правительством Китая или другими назначенными иностранными правительствами». В частности, в утверждённой версии законопроекта названы пять крупнейших китайских компаний.
Очевидно, США осознали свою зависимость от китайских компаний, предоставляющих медицинские услуги по контракту на аутсорсинг. Они хотят уменьшить такую зависимость, сохранить свои лидирующие позиции в биомедицинской области и обеспечить безопасность своей цепочки поставок.
Согласно опросу организации биотехнологических инноваций – торговой ассоциации, которая представляет биотехнологические компании США, 79% из 124 респондентов имеют по крайней мере один договор или соглашение с производителем, базирующимся в Китае или принадлежащим Китаю.
По словам Чжао Цзяньвэя, научного сотрудника Института международных и стратегических исследований Пекинского университета, США, прикрываясь коммерческими соображениями пытаются «исправить» рыночную логику с целью сохранения своего технологического доминирования, одновременно замедляя технологический прогресс своих конкурентов. Такое чрезмерное внимание к факторам безопасности может непреднамеренно подавить потенциальные источники роста в инновационной системе США.
В ответ КНР предпринимает решительные и масштабные усилия, подкреплённые необходимым финансированием. В Китае ещё в мае 2022 г. принят правительственный план по стимулированию биоэкономики в течение 14-го пятилетнего периода (2021-25 гг.), который ежегодно обновляется и нацелен на инновации в области биотехнологий и информационных технологий, а также на ускорение развития биомедицины, биоматериалов, биоэнергетики и других отраслей.
В данный момент китайские биомедицинские аутсорсинговые компании успешно продвигаются на мировом рынке, создавая дочерние компании в ЕС, в Японии и Сингапуре. «Цзючжоу фармацетикал» объявила о создании в Германии дочерней компании с общим объёмом вложений в проект порядка 9,5 млн. долл.
Компания «ВууСи AппTeк» объявила о прорыве на своей новой научно-производственной площадке в Сингапуре, где будет создана база научных исследований и опытных разработок новых лекарств от открытия до коммерциализации с повышенной гибкостью и масштабируемостью.
По мере того как Китай продолжает подниматься вверх по глобальной цепочке создания стоимости, США, видимо, будут продолжать использовать своё некоторое технологическое преимущество в качестве оружия в долгосрочной конкуренции с Китаем.
В ответ, как следует из высказываний китайских отраслевых экспертов, в Китае ускорилась работа по объединению усилий правительства, частного сектора и партнёрств на мировом рынке для повышения общей эффективности инноваций и построения более открытой и эффективной национальной китайской инновационной системы.
Китайские эксперты считают, что растущее злоупотребление экспортным контролем со стороны США и их неустанные репрессии в отношении высокотехнологичных китайских отраслей отражают растущую тревогу Вашингтона из-за очевидной неэффективности американской тактики экономической конкуренции с Китаем.