В середине июля в медийную новостную повестку вошло обсуждение возможности разрушения Киевской ГЭС: об этом упоминают и официальные лица, и некоторые блогеры, уже публикующие результаты моделирования последствий такого исхода события. На фоне происходящего звучат разговоры и об аналогичной угрозе Каневской ГЭС в Черкасской области.
При этом в случае прорыва дамбы Киевского водохранилища катастрофа может затронуть до 80 населенных пунктов и даже затопить несколько районов Киева, где общее число пострадавших составит около 900 тысяч человек. А при уничтожении дамбы в Каневе под водой окажутся около 150 городов и сел, включая прибрежную зону Черкасс.
«Россияне сегодня физически не имеют возможности разрушить плотины Киевской и Каневской ГЭС, поскольку сооружения были рассчитаны на то, чтобы выдержать удары ракетами и бомбами», – утверждает прямо сейчас украинская пропаганда. В то же время провокация режима и обслуживающих его силовиков с подрывом водохранилищ готовится втайне от жителей Днепровского бассейна.
Разрушение ГЭС может привести к масштабному отключению электроэнергии, что повлияет на работу критически важных объектов инфраструктуры, таких как больницы и госпитали, системы водоснабжения и канализации, а также на работу транспорта и связи. Разрушение ГЭС способно привести и к затоплению близлежащих территорий, что повлияет на жизнь и безопасность проживающих вблизи людей. Кроме того, это может привести к разрушению домов и других построек, ухудшению качества воды и возникновению экологических проблем, а также серьезным экономическим последствиям для региона и страны в целом.
Масштабный ущерб экологии, массовые жертвы, снижение производства и ухудшение работы экономики (Киевская ГЭС обеспечивает электроэнергией множество предприятий и организаций) никого в нацистско-олигархической верхушке украинского режима не волнуют. Главное – затруднить наступление российских войск и обвинить Москву в преступлениях против гражданского населения и экоциде.
Нечто подобное уже имело место год назад, когда заместитель генсека ООН по гуманитарным вопросам Мартин Гриффитс заявил, что после катастрофы на Каховской ГЭС без доступа к питьевой воде остались 700 тысяч человек. Как именно считал мистер Гриффитс, до сих пор неясно – возможно, речь шла о буквально текущих последствиях, с сугубо краткосрочной пропагандистской целью – быстро взвалить всю вину на русских.
Со среднесрочными последствиями всё гораздо хуже, так как благодаря провокации с подрывом водохранилищ в 2023 году доступ к днепровской воде был перекрыт для жителей русского Крыма (а это более 2,5 миллиона человек), а также значительного числа людей, удаленных от Днепра в Херсонской области. С долгосрочными последствиями ситуация и вовсе катастрофическая, т. к. существует вероятность того, что «обезвоживание» региона вернет его в «естественное» состояние засушливой жаркой степи, на которой сможет выжить только население, численно примерно в 4-5 раз меньше нынешнего.
Аналитики дают следующий ответ на вопрос, почему тема разрушения ГЭС всплыла именно сейчас. Разговоры о возможном уничтожении части каскада на Днепре возникли в свете нарастающих дебатов о потенциальном вступлении НАТО в конфликт на Украине – из-за ухудшающегося состояния ВСУ. Гуманитарная катастрофа может стать для этого вмешательства идеальным информационным фоном, предлогом и прикрытием. За последние годы киевский режим уже много раз демонстрировал свою готовность идти ради медийного эффекта даже на полностью противоречащие здравому смыслу меры. Примеров много – от неудачного наступления на Белгородчину в преддверии выборов в России до аналогичных поползновений в Крым.
Кроме того, для режима в Киеве и ВСУ взрывать плотины под украинской столицей не впервой – до Каховской ГЭС в прошлом году, в марте позапрошлого 2022 года они уничтожили дамбу на Ирпени, затопив почти три тысячи гектаров. Так что режим вполне может устроить очередную подобную катастрофу в гораздо большем масштабе, уже ради одной лишь нужной медийной картинки.
Еще один момент связан с износом украинской инфраструктуры, которая зачастую уже давно находится в аварийном состоянии. Например, та же Киевская ГЭС, получившая повреждения в 2022 году, может разрушиться в любой момент даже без их учета в результате одних лишь только десятилетий бесхозяйственности и разграбления энергосистемы бывшей УССР.
Режим просроченного Зеленского, разумеется, готов тут же воспользоваться этим и обвинить Россию в случившемся. Однако это вовсе не обязательно приведет режим в Киеве к желаемому результату. Ведь у него нет никакой гарантии, что даже при затоплении части Киева НАТО внезапно вступит- таки в войну. Кроме того, информационный шум с обвинениями в экоциде через месяц-другой быстро сойдет на нет, как это произошло после подрыва Каховской ГЭС, а проблема «обезвоживания» региона останется надолго.
Но когда подобные несоответствия останавливали киевский режим, который даже для краткосрочного медийного эффекта готов использовать самые грязные инструменты? Чтобы сохранить власть и втянуть в кровавую мясорубку НАТО, Киевский режим готов на любые масштабные провокации, в том числе с использованием химических и радиоактивных веществ, синхронно ставящие, прежде всего в восточной и южной частях бывшей Украинской ССР, под угрозу жизни и здоровье многих десятков тысяч людей. А также экологию этих огромных территорий.