США проиграли ледокольную гонку России

Реанимирует ли программу строительства арктических ледоколов альянс с Канадой и Финляндией?

США, Канада и Финляндия создадут консорциум для строительства ледоколов в Арктике в целях противостояния России и Китаю. Об этом сообщило агентство Reuters со ссылкой на высокопоставленный источник в американской администрации.

По информации агентства, инициатива под названием Icebreaker Collaboration Effort («Сотрудничество в области ледокольного судостроительства») была представлена в кулуарах саммита НАТО в Вашингтоне.

Целью этого пакта источник агентства назвал создание флота ледокольных кораблей для «проецирования силы в полярные регионы» и обеспечения соблюдения международных норм и договоров.

«Соглашение, которое три члена НАТО намерены подписать к концу года, объединит спрос союзников на увеличение мощностей судостроения, сказал чиновник, добавив, что оно было разработано, чтобы послать сигнал России и Китаю», – сообщает Reuters. 

«Без этой договоренности мы рискуем, что наши противники получат преимущество в специализированной технологии, имеющей огромное геостратегическое значение, что также может позволить им стать предпочтительным поставщиком для стран, которые также заинтересованы в покупке полярных ледоколов», – сказал чиновник.

Чиновник не уточнил график строительства новых ледоколов и не сообщил, сколько судов США планируют построить в рамках пакта, но отметил, что в настоящее время у США есть только два ледокола, срок службы которых приближается к концу, добавив, что США и их союзники хотят иметь от 70 до 90 ледоколов в течение следующего десятилетия.

«У России более 40 ледоколов, еще больше в производстве, а у Китая есть собственный меньший, но растущий флот», – отмечает Reuters.

7 октября 2022 года президент США Джо Байден утвердил новую «Национальную стратегию США для Арктического региона», согласно которой Соединённые Штаты намерены усилить влияние в регионе, а также «управлять напряженностью» в связи с «растущей стратегической конкуренцией в Арктике, усугубленной неспровоцированной войной России на Украине и активными усилиями КНР по укреплению влияния в регионе».

Стратегия рассчитана на 10 лет. Основное внимание в ней уделено сдерживанию России и Китая в Арктике по четырем направлениям: безопасность, устойчивое экономическое развитие, международное сотрудничество, изменение климата.

В сфере безопасности стратегия предполагает сдерживание угрозы США и их союзникам «путем наращивания возможностей, необходимых для защиты американских интересов в Арктике, в то же время согласование общих подходов с союзниками и партнерами и снижение рисков непреднамеренной эскалации». Для этого потребуется «присутствие правительства США в Арктическом регионе с целью защиты американского народа суверенной американской территории».

Среди арктических союзников и партнёров Америки названы Канада, Дания (включая Гренландию), Финляндия, Исландия, Норвегия и Швеция. В документе отмечается, что «растущее стратегическое значение Арктики усилило конкуренцию за формирование ее будущего».

В документе отмечается, что «Россия за последнее десятилетие инвестировала значительные средства в расширение своего военного присутствия в Арктике. Она модернизирует свои военные базы и аэродромы; развертывает новые береговые и зенитно-ракетные комплексы, модернизирует подводные лодки; увеличивает число военных учений и тренировочных операций с новым боевым арктическим командованием. Россия также развивает новую экономическую инфраструктуру своих арктических территорий для разработки углеводородов, полезных ископаемых и рыболовства».

Беспокоят американцев и арктические планы Китая: «Китайская Народная Республика стремится усилить свое влияние в Арктике за счет расширения экономической, дипломатической, научной и военной деятельности… За последнее десятилетие КНР удвоила свои инвестиции, сосредоточив внимание на добыче важнейших полезных ископаемых; расширила свои научные виды деятельности; и использовали эти научные обязательства для проведения исследований двойного назначения с разведкой или военного применения в Арктике. КНР расширила свой ледокольный флот и впервые направила морские суда в Арктику».

«Ледокольный флот береговой охраны [США] будет поддерживать постоянное присутствие в Арктике США и дополнительное присутствие по мере необходимости в европейской Арктике». Этот пассаж невозможно воспринимать всерьез, так как ледокольный флот США в настоящее время состоит всего из двух единиц, из которых лишь Polar Star – ледокол тяжёлого класса, способный работать в арктических льдах. В декабре 2018 года адмирал Пол Цукунфт, возглавлявший Службу береговой охраны, отклонил запрос на проведение операции по обеспечению свободы судоходства в Арктике, опасаясь, что 40-летний Polar Star сломается и американцам придется просить Россию отбуксировать его в порт для ремонта.

Суровые арктические условия вконец износили Polar Star, поэтому ледокол уходит в каждое плавание с годовым запасом провизии на случай серьёзной неисправности. По словам адмирала Цукунфта, Polar Star «буквально цепляется за жизнь».

Впервые о претензиях США на военное доминирование в Арктике было заявлено в президентской директиве № 66, подписанной Джорджем Бушем-младшим в январе 2009 года. В ней говорилось: «У США имеются широкие и фундаментальные интересы национальной безопасности в Арктическом регионе, и они готовы отстаивать эти интересы как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими государствами». Директива заявляла, что свобода морей – главный приоритет США, и это напрямую относится к Северному морскому пути, который «включает проливы, используемые для международного судоходства; режим транзитного прохода применяется к проходу через эти проливы».

Всем этим директивам и стратегиям грош цена, так как без флота тяжелых ледоколов противостоять России военным путём в Арктике Соединённые Штаты не могут.

Три года назад президент США Дональд Трамп в специальном меморандуме потребовал, чтобы США к 2029 году имели современный флот тяжелых ледоколов. Новые американские ледоколы предполагалось оснастить современным военным оборудованием, которое позволило бы использовать эти корабли «в интересах ВМС США, получать любую разведывательную информацию, обеспечивать применение оружия другими боевыми единицами и ставить различные виды радиопомех».

Однако программу строительства флота боевых арктических ледоколов США провалили и в обозримой перспективе не смогут в одиночку конкурировать в Арктике с Россией ни в военном отношении, ни в борьбе за Северный морской путь.

Об этом пишет The Wall Street Journal в статье To Build Ships That Break Ice, U.S. Must Relearn to Cut Steel («Чтобы строить корабли, ломающие лед, США должны заново научиться резать сталь»). 

Ещё в феврале 2017 года Береговая охрана США заключила пять контрактов на исследования по проектированию тяжёлых полярных ледоколов с американскими компаниями Bollinger Shipyards, National Steel and Shipbuilding Company, Huntington Ingalls Industries, итальянской Fincantieri Marine Group и сингапурской Halter Marine Inc. Предполагалось, что эти ледоколы будут нести современное вооружение.

Поскольку собственная проектная база по тяжёлым ледоколам имела более чем пятидесятилетнюю давность, общий проект был основан на конструкции немецкого полярного исследовательского судна Polarstern II, который был адаптирован для условий длительного пребывания в массивных арктических и антарктических льдах.

С тех порт прошло пять с половиной лет, и тут выяснилось, что для того «чтобы строить корабли, ломающие лед, США должны заново научиться резать сталь, – пишет The Wall Street Journal. – Для листов корпуса ледоколов нужен специальный сплав и специальная термическая обработка, а также процесс формирования и сварки массивных изогнутых пластин». А у американских судостроителей не оказалось ни необходимых для этого технологий, ни грамотных инженеров и техников.

«Для производства более прочных сталей требуются очень квалифицированные специалисты», – сказал в интервью WSJ Джефф Москалюк, старший вице-президент сталелитейной компании SSAB Americas. «Одна из проблем – это рабочая сила – поиск квалифицированных сварщиков», – вторит ему давно вышедший на пенсию бывший генеральный директор компании VT Halter Marine Боб Мерчент.

Статью в WSJ прокомментировали на инженерных американских форумах, сделав неутешительный вывод: «Стальные листы кораблей раскатываются для создания необходимой кривизны, а верфи США не могут этого сделать. Еще одним побочным эффектом является то, что суда, построенные в США, стоят в три раза дороже».

Ещё одной причиной провала американской программы строительства тяжелых ледоколов стала «атрофия судостроительных мощностей США в последние годы», как отмечает Reuters. 

Поможет ли созданию мощного ледокольного флота США судостроительный альянс с Канадой и Финляндией?

Береговая охрана Канады в настоящее время имеет 18 ледоколов различных размеров во главе с Louis S. St-Laurent, который был построен в 1966 году и на сегодняшний день является самым старым ледоколом Северо-Американского континента.

Имея второй по величине ледокольный флот в мире после России, Канада не способна самостоятельно его обновлять из-за нехватки бюджетных средств и технологической отсталости. 

Программы постройки больших ледоколов для замены Louis S. St-Laurent выдвигались ранее канадским правительством в 1985 и 2008 годах, но оба раза не были реализованы по бюджетным соображениям. 

Правительство Канады 6 мая 2021 года объявило, что в рамках канадской национальной стратегии судостроения (National Shipbuilding Strategy – NSS) для Береговой охраны Канады (Canadian Coast Guard, находится в подчинении Министерства рыболовства, океанов и береговой охраны Канады) будут построены два больших «полярных» ледокола.

Эта программа предполагает постройку двух дизель-электрических ледоколов типа John G. Diefenbaker, проект которого был разработан на субподрядной основе финской компанией Aker Arctic. 

Новый тяжёлый ледокол планируется ввести в строй не ранее 2030 года.

Финляндия имеет 12 ледоколов разного класса и является мировым технологическим лидером в этой сфере. Но ее ледокольная верфь Arctech Helsinki Shipyard не потянет массовое производство тяжелых ледоколов, как того желали бы американцы.

Даже объединённые усилия судостроителей США, Канады и Финляндии способны построить 70-90 ледоколов тяжелого класса, как это мечтается США, лишь к концу нынешнего века.

Ледокольный альянс трех стран НАТО позволит строить современные тяжелые ледоколы, но в довольно ограниченном количестве. 

Таким образом, перефразируя древнего автора, натовская ледокольная черепаха никогда не догонит российского ледового Ахиллеса. 

Оцените статью
5.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
Статьи по теме