Начало понедельника 5 августа 2024 г. ознаменовалось падением фондовых рынков в Японии, затем в Европе и США.

В чем причина обвала на мировых фондовых рынках?

Неадекватная политика ФРС и непомерные амбиции IT-гигантов привели мировую экономику к сильнейшему со времен пандемии обвалу

Начало понедельника 5 августа 2024 г. ознаменовалось падением фондовых рынков в Японии, затем в Европе и США.

Эпицентром падения стал индекс Nikkei (Токийская фондовая биржа), который просел на рекордные 12,4%. Предыдущий исторический антирекорд в Японии был зафиксирован в «черный понедельник» в октябре 1987 года. 

Акции компаний, котирующиеся на фондовом рынке Тайваня, потеряли в цене 8,4%. Значительно подешевели ценные бумаги крупнейшего в мире контрактного производителя чипов TSMC – на 9,75%.

Южнокорейский индекс KOSPI опустился до значения в 2441,55 пункта, продемонстрировав снижение на уровне 8,8% и установив еще один антирекорд: это худший спад на корейском фондовом рынке с октября кризисного 2008 г. Капитализация «тяжеловесов», представляющих корейский технологический сектор – Samsung Electronics и SK Hynix, сократилась на 10,3% и 9,9% соответственно.

Австралийский индекс S&P/ASX 200 потерял 3,7%, гонконгский индекс Hang Seng и китайский Shanghai Composite снизились на 2,3% и 1,3 % соответственно. В течение дня из-за возросшей волатильности торги в Японии и Южной Корее на биржах автоматически приостанавливались. Также торги прекращала Стамбульская фондовая биржа Borsa Istanbul, после того как основной индекс Borsa Istanbul 100 (BIST 100) снизился на 6,7%.

Далее эффект домино распространился на Европу и Америку. 

Волатильность европейских акций достигла постпандемического максимума. Индекс Stoxx Europe 600 упал на 3,2%, что стало самым резким однодневным падением с марта 2022 года, сообщает Financial Times. Падение затронуло все сектора, причем больше всего упали акции горнодобывающих и энергетических компаний. Британский индекс FTSE 100 упал на 2,4%, французский индекс Cac 40 – на 2,3%, а немецкий Dax – на 2,6%. 

Сразу после открытия торгов в понедельник американский индекс Nasdaq Composite упал на 6,3%, показав худший результат с начала пандемии. На старте основной сессии также падал S&P 500 – на 4,1%, промышленный индекс Dow Jones – на 926 пунктов, или на 2,3%.

Индекс волатильности американского фондового рынка CBOE Volatility Index (VIX), известный как «индекс страха» Уолл-стрит, рекордно вырос на 178,2 процента, до 65,07 пункта. Это максимум со времён обвала рынка из-за пандемии коронавируса в 2020 году.

«Страх исходит от слабых показателей занятости, которые указывают на рецессию, и от того, что ключевая ставка ФРС слишком долго оставалась слишком высокой»,отмечает Майкл Фарр из инвестиционной компании Farr, Miller and Washington, расположенной в округе Колумбия.

На этом фоне акции «великолепной семерки», куда входят Apple, Amazon, Alphabet, Meta* (признана экстремистской и запрещена в РФ), Microsoft, Nvidia и Tesla упали на 6,5%, в результате чего капитализация этих компаний снизилась почти 900 млрд. долл. Глобальная турбулентность распространилась также на рынок криптовалют: цена биткойна упала на 18% до 51 455 долл. 

В общей сложности 5 августа американский фондовый рынок потерял около двух триллионов долларов. 

«Рынок внезапно перешел от теплого летнего дня прямо в осень», – сказал Financial Times Антонио Кавареро, глава инвестиционного отдела Generali Asset Management. Рынки, которые росли большую часть этого года, упали на фоне опасений, что Федеральная резервная система США (ФРС) слишком медленно реагирует на признаки ослабления экономики страны и может быть вынуждена наверстывать упущенное серией быстрых снижений процентных ставок, отмечает FT

Одним из поводов масштабной распродажи активов стали пессимистические новости из США. В августе был опубликован отчёт Минтруда, в котором говорилось, что в июле уровень безработицы вырос до 4,3 процента против 4,1 процента месяцем ранее. Кроме того, немногим ранее ФРС приняла решение сохранить ключевую ставку в диапазоне 5,25-5,5 процента. Комитет открытого рынка, который подотчетен ФРС, представил релиз, в котором заверил, что экономическая активность продолжает расти уверенными темпами.

Однако данные по безработице заставили участников рынка поставить под сомнение реальность прогноза ФРС.

«Аналитики говорят, что волатильность является реакцией на ухудшение ситуации с занятостью и опасениями, что Федеральная резервная система упустила решающее окно, отложив снижение ставок как минимум до сентября. В пятницу министерство труда сообщило, что в июле было добавлено всего 114 000 рабочих мест, в результате чего уровень безработицы достиг 4,3 процента, самого высокого показателя с 2021 года. Акции резко упали, отправив Nasdaq на территорию коррекции. Днем ранее число американцев, впервые подавших заявки на пособие по безработице (широко распространенный показатель увольнений), выросло больше, чем ожидалось, в то время как ключевой показатель производственной активности сигнализировал о сокращении», отмечает The Washington Post.

«ФРС нужно идти на смягчение монетарной политики активнее, чем ожидалось ранее, – считает глава швейцарской консалтингово-инвестиционной компании DeVere Group Найджел Грин. – Это нужно для того, чтобы избежать рецессии в крупнейшей экономике мира». Грин указывает, что американскому регулятору необходимо начать снижать ставку с более чем 20-летнего максимума, иначе текущие риски могут привести к жёсткой посадке.

По мнению аналитиков агентства Bloomberg, наибольший вклад в падение американского фондового рынка внесли крупнейшие американские технологические компании, возглавляющие индекс, – Apple, Amazon, Microsoft, Alphabet (Google), Meta* и Tesla. Акции всех, за исключением последней, уже просели в цене почти на 10%, Tesla просела на 7,5%.

Потеря интереса инвесторов к акциям ИТ-гигантов может быть обусловлена астрономическими расходами этих компаний на расширение собственной инфраструктуры для дальнейшего развития и масштабирования сервисов с использованием искусственного интеллекта, окупаемость которых в будущем выглядит для владельцев ценных бумаг по крайней мере сомнительной.

Как отмечает Financial Times, крупнейшие мировые IT-компании с начала 2024 г. нарастили капитальные расходы на 50%, и их совокупный объем достиг 100 млрд. долл. Приоритетным направлением инвестиций является расширение инфраструктуры, обеспечивающей работу систем ИИ. В то же время аналитики с Уолл-стрит все чаще высказывают сомнения относительно окупаемости инвестиций, отличающихся беспрецедентным масштабом.

Amazon, Alphabet, Meta*, Microsoft в своих финансовых отчётах за первое полугодие 2024 г. отразили капитальные затраты – суммарно 106 млрд долл. – и на достигнутом останавливаться не планируют, несмотря на опасения, касающиеся возможных колебаний на фондовом рынке.

По мнению главного исполнительного директора запрещённой в России Meta* Марка Цукерберга, для его компании предпочтительнее иметь неиспользуемый запас мощности вычислительной инфраструктуры, нежели остаться без таковой в момент, когда та понадобится. Компания намерена довести капитальные затраты до 40 млрд долл. в этом году.

Совокупные инвестиции IT-гигантов в технологии ИИ могут вырасти более чем вдвое до конца 2024 года. По оценке аналитиков Dell’Oro Group, около 1 трлн долл. будет влито в инфраструктурные проекты, в частности по строительству центров обработки данных, в течение ближайших пяти лет несмотря на то, что IT-бизнес пока не сумел убедить инвесторов в готовности клиентов тратить значительные средства на ИИ-продукты.

Как отмечает Financial Times, мощный исход инвесторов в последние недели из активов IT-гигантов обусловлен реакцией на обнародование планов по наращиванию объёма капитальных вложений.

Руководство Amazon, Google и Microsoft совершенно не смутило падение котировок акций возглавляемых ими компаний, начавшееся практически сразу же после публикации финансовых отчётов. Отказываться от планов по наращиванию объема вливаний в инфраструктурные проекты, они не намерены.

Таким образом, неадекватная политика Федеральной резервной системы США и начавшаяся гонка ИИ-мощностей привели мировую экономику к сильнейшему со времен пандемии кризису. По сути, экономика мировой капсистемы потеряла управление и неудержимо катится под уклон.