Переговоры Президентов России и Монголии в Улан-Баторе

Евразийский коридор Россия – Монголия – Китай: не только экономика

Западную стратегию «третьего соседа» не следует недооценивать

Среди документов, подписанных по итогам визита Президента России Владимира Путина в Улан-Батор, – соглашения о сотрудничестве в области поставок нефтепродуктов, а также об обеспечении Монголии авиатопливом, подписанные российским энергетическим ведомством и Министерством промышленности и минеральных ресурсов Монголии. По словам главы российского государства, в 2023 году более 90% бензина и дизельного топлива поступило в Монголию из России, «и мы неизменно откликаемся на просьбы монгольских друзей о содействии в удовлетворении растущих потребностей в топливе и горюче-смазочных материалах, в том числе на льготных условиях».

Кроме того, Россия построит в Монголии новую угольную электростанцию и будет управлять ею в дальнейшем, сообщил генеральный директор Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев. Эти и другие договорённости призваны укрепить энергетическую безопасность родины Чингиз-хана и открыть новые возможности для российских компаний на монгольском рынке.

Планы Москвы и Улан-Батора по дальнейшему развитию двусторонних отношений предполагают дальнейшее развитие международного грузового транзита через Монголию и нацелены на более активное использование транзитных возможностей транспортной системы страны и стыкующегося с ней Транссиба. В более широком контексте речь идёт об укреплении позиций России, Монголии и Китая в общемировых транспортно-экономических взаимосвязях. Вероятно, переговоры на эту тему будут продолжены в ходе октябрьского саммита межгосударственного объединения БРИКС в Казани, приглашение на который принял президент Ухнаагийн Хурэлсух.

В сравнении с традиционными перевозками КНР – Урал – европейская часть России через регионы российского Дальнего Востока и Восточной Сибири перевозки через Монголию сокращают этот транзитный маршрут минимум на четверть, что, соответственно, обеспечивает меньшие транспортные расходы для российской стороны. В плане транзитных платежей (поскольку китайская сторона тоже заинтересована, как отмечают многие эксперты КНР, в большем объеме транзита через Монголию в направлении на те же регионы РФ и далее в Европу) вполне возможно и целесообразно формирование единых сквозных тарифов. По имеющейся информации, унифицированные тарифы используются на этом направлении для ряда контейнерных транзитных грузов, что облегчает трансграничное сообщение. Думается, к трёхсторонней выгоде Москвы, Пекина и Улан-Батора требуется расширение сферы применения таких тарифов.

«Монгольский» евразийский маршрут актуализируется также в силу геополитических обстоятельств – известно, что традиционный морской экспортно-импортный маршрут через Южно-Китайское море, Малаккский и ряд других проходов весьма уязвим по причине обостряющихся противоречий между соседними странами, усиленно раскачиваемых англосаксами в антикитайском ключе.

Ещё сложнее складывается ситуация на международном маршруте Индийский океан – Красное море – Суэцкий канал – Восточное Средиземноморье, сокращая соответствующие транзитные перевозки. Мягко говоря, остаётся небезопасной ситуация в Персидском заливе и особенно в Ормузском проливе, что снижает конкурентоспособность основного маршрута МТК «Север – Юг», связывающего иранские порты с Россией через Каспийский регион. Если верить некоторым телеграм-каналам, боевики йеменского движения «Ансар Алла» могут обстреливать, сами того не зная, уже и танкеры с российской нефтью, следующие под флагами третьих стран, и «в результате, суда с российской нефтью и топливом, идущие в Индию и Китай, вынуждены использовать более длинный маршрут через мыс Доброй Надежды, несмотря постоянно растущие цены на фрахт. По данным Reuters, в июле объемы транспортировки топлива из России в страны Азии через Африку выросли в два раза до рекордных 1,1 млн тонн». Между тем взгляда на карту достаточно, чтобы убедиться, что сверхдальняя альтернатива в обход Африки обходится всё дороже, в т.ч. из-за транзитных платежей, взимаемых не только входящей в ЮРИКС ЮАР, но и недружественной Францией, контролирующей часть юго-западной акватории Индийского океана с тамошними островами.

Таким образом, развитие евроазиатских грузоперевозок КНР – Монголия – РФ обретает не только экономическую, но и возрастающую геополитическую значимость. В этой связи начавшееся строительство восточномонгольской магистрали из Чойбалсана до южного сектора монгольско-китайской границы (протяжённостью примерно 550 км) обеспечит дополнительную, притом кратчайшую транзитную железнодорожную связку центрального и северного Китая с Монголией и далее с Россией.

Железнодорожная система Монголии (красный цвет – запланированные новые линии на 2024-26 гг., синие – планируемые до 2030 г. включительно)

В свою очередь, запланированные дополнительные железнодорожные связки Восточной Монголии (через Чойбалсан) с северо-восточным Китаем позволят разгрузить примыкающие погранпереходы между КНР и РФ (Забайкальск – Маньчжурия, Благовещенск – Хэйхэ), а вместе с тем сформируют менее протяжённый коридор связывающий северо-восток КНР, восточную Монголию и восточносибирский сектор Транссиба. 

Отметим в этой связи, что ещё в сентябре 2020 г., согласно официальному релизу ОАО «РЖД», оно было «готово предоставить всю свою компетенцию, чтобы в Монголии создать единую железнодорожную сеть на базе "Улан-Баторской железной дороги" (в совместном управлении РФ и Монголии. – Прим. ред.). И помочь в развитии не только единой железнодорожной сети, но и экономики Монголии». По имеющейся информации, доля российских и китайских инвестиций в проекты развития стальных магистралей Монголии к началу 2030-х гг. суммарно составят как минимум 30%. Взамен Улан-Батор предоставит дополнительные льготы для перевозок внешнеторговых грузов РФ и КНР и для международного грузотранзита, следующего из этих стран или в эти страны через Монголию. 

Стратегическая значимость трансмонгольских коридоров предопределяется вышеупомянутым более коротким перевозочным расстоянием от основных портов северо-восточного Китая (Далянь, Даньдун, Тяньцзинь, Ляньюнган, Циндао) до Урала и европейской части России именно через Монголию.

Подтверждение вышеупомянутых факторов и тенденций, включая растущую значимость монгольского коридора для КНР, находим и в рекордной перевозочной динамике на трансмонгольской Улан-Баторской железной дороге общей протяжённостью около 1800 км по линии Наушки (РФ / Транссиб) – Сухэ-Батор – Улан-Батор – Сайн-Шанд – Дзамын-Удд (Монголия) – Эрлянь (КНР) с рядом ответвлений (в самой Монголии). В текущем году, по данным управления, эта дорога установила «исторический рекорд по грузоперевозкам через границу России и Монголии». Только за первое полугодие 2024 г. они составили 4,3 млн. тонн, превысив уровень первого полугодия 2023 года на 11,4%. Это «наивысший результат за всю историю грузоперевозок в этом направлении». Причем из данного объема 3,48 млн. тонн – перевозки из России в Монголию, почти 2 млн. тонн составили транзитные грузы в Китай. В обратном направлении – из Монголии в РФ – было доставлено 860,2 тыс. тонн, в т. ч. 785,5 тыс. тонн – транзит из КНР.

Известен пристальный интерес западных транснациональных корпораций к запасам редкоземельных металлов на территории Монголии, что находит отражение и в активно продвигаемой коллективным Западом концепции «третьего соседа» в стране, граничащей только с Китаем и Россией. Известно также о деятельности в Улан-Баторе трёхсторонней комиссии по редкозёмам в формате Монголия – США – Южная Корея, в то время как потенциал отношений с Россией раскрыт далеко не в полной мере. Среди прочего в Монголии имеется литий, запасы которого только на границе с Россией составляют около 27 тыс. тонн. В прошлом году Париж и Улан-Батор подписали соглашение на сумму 1,7 млрд долл., открывающее путь к добыче урана в стране, что вряд ли стало бы возможным без соответствующих договорённостей с Пекином. Кроме того, страна занимает 10-е место по запасам угля, 7-е по запасам меди, месторождения которой активно осваивают Германия, те же Франция, США и Южная Корея, пытающиеся, как и в других регионах мира, активно влиять на местные элиты в выгодным им направлении.

Россия является одним из главных внешнеэкономических партнёров Монголии, за первые семь месяцев текущего года товарооборот вырос более чем на 20%, коммерческие расчеты между странами практически полностью осуществляются в альтернативных евро и доллару валютах, отметил в ходе визита в Улан-Батор Владимир Путин. Отношения с соседней страной приоритетны для России, и теперь их надлежит диверсифицировать, что ещё более актуализирует транспортные и иные взаимовыгодные проекты в «треугольнике» Россия – Монголия – Китай, объединённом как совместными интересами, так и общими вызовами.