В Белоруссии будут строить Национальный исторический музей. Решение принято на высшем государственном уровне, совещание по поводу строительства музея состоялось у А. Лукашенко. По словам белорусского лидера, основной целью музея станет показать непростой тысячелетний путь белорусов к государственности. При этом Лукашенко призвал воздержаться от националистических и ура-патриотических крайностей, а также отметил, что трактовки истории, которые будут представлены в музее, не должны вызывать возражений не только внутри Белоруссии, но и вовне.
Музей разместится в центре белорусской столицы, по соседству с Дворцом независимости, новым зданием Верховного суда и площадью Государственного Флага. Все эти объекты появились в последнее десятилетие и получили неформальное прозвище «Квартал белорусской государственности». Новый музей и парк Народного Единства, который должен быть разбит вокруг него, станут завершением этого нового правительственного комплекса. Ожидается, что само здание музея будет выполнено в форме контуров Белоруссии.
Подобного рода музеи существуют во многих странах и являются в первую очередь политико-идеологическими проектами, которые отражают не только официальный взгляд на прошлое, но и многое говорят об актуальной политике государства.
Какие трактовки исторического прошлого будут предложены в новом музее и какова в целом политика исторической памяти в современной Белоруссии?
Следует отметить, что политика исторической памяти в Белоруссии после обретения независимости достаточно сильно отличалась от большинства её ближайших соседей – Украины, государств Прибалтики или Польши.
Во всех этих странах за основу была взята мифология извечной борьбы за государственность, а Россия обретала роль «враждебного иного», в борьбе с которым украинцы, литовцы или эстонцы обретали свою национальную субъектность.
В случае с Украиной особое значение приобретала борьба с представлениями об общем прошлом и культурной близости или даже национальном единстве русских и украинцев. Учитывая широкое распространение русского языка и погруженность украинцев в общее с Россией информационное и культурное пространство, перепрошивка общественного сознания, в том числе при помощи новых исторических мифов, становилась особенно актуальной задачей, которая последовательно проводилась при всех украинских президентах. По сути, нынешний российско-украинский конфликт во многом является результатом той политики исторической памяти, которая тридцать лет проводилась на Украине.
В Белоруссии в начале 1990-х гг. шли во многом сходные процессы. Новые учебники истории, которые появились в первые годы независимости, были основаны на подходах белорусского этнического национализма. В них ставилась под сомнение или напрямую отрицалась общность белорусов и русских, восходящая к древней Руси. Средневековая история Белоруссии полностью отождествлялась с историей Великого княжества Литовского, а его конфликты с Московским государством выдавались за белорусско-российские войны. В целом создавался максимально негативный образ России как враждебного и угнетающего по отношению к белорусам начала.
При А. Лукашенко от подобных радикальных трактовок прошлого отказались. На официальном уровне основной акцент был сделан на истории Великой Отечественной войны и периоде БССР, которая стала трактоваться как первая реально существовавшая форма национальной белорусской государственности.
Тем не менее националистические подходы, столь громко заявившие о себе в начале 1990-х гг., продолжали пользоваться поддержкой не только в кругах белорусской оппозиции, но и среди академических историков, творческой интеллигенции и журналистов, которые так или иначе стремились популяризовать подобные взгляды среди населения.
Большой вклад в популяризацию этих взглядов внесли так называемые независимые электронные СМИ, активно действовавшие в период 2014-20 гг., что сыграло свою роль и во время попытки политического переворота 2020 г., которая осуществлялась именно под националистическими и прозападными лозунгами.
К слову, о том, что события 2020 г. явились результатом в том числе и недоработок историков, А. Лукашенко говорил во время состоявшегося в конце августа совещания, посвященного итогам вступительной кампании в белорусские вузы.
Удастся ли избежать националистических крайностей, о которых говорил белорусский президент, в новом историческом музее?
Следует отметить, что создание какого-то внутренне непротиворечивого и целостного исторического нарратива в Белоруссии – задача в принципе сложная. Белоруссия – территория, которая веками находилась на пересечении противоположных культурных, религиозных политических и прочих влияний. Здесь формировались и существовали группы, ориентированные на разные политические центры, религиозные и культурные традиции и даже разные языки.
История земель, образовавших современную Белоруссию, написанная с позиций православных горожан, боровшихся с экспансией унии и католицизма, или с позиций полонизированной шляхты, будет очень разной. Эта проблема соперничающих влияний и нарративов остается актуальной и в наши дни.
На фото: современный Минск