В Британии от безысходности готовы прижать богатеев

Остров всё больше погружается в пучину хаоса и погромов

Канцлер казначейства (министр финансов) Рэйчел Ривз подумывает о введении еще одного налога на роскошные особняки состоятельных господ. Изначально эта идея была предложена на всеобщих выборах 2015 года лидером Лейбористской партии Эдом Милибэндом. Предполагалось взимать с владельцев недвижимости стоимостью более 2 млн фунтов стерлингов плату порядка 10 000 фунтов в год.

Британская компания Henley & Partners специализируется на предоставлении организационно-административных услуг для тех, кто намерен перебраться на ПМЖ в другие юрисдикции. В августе по сравнению с прошлым годом спрос на услуги этой компании вырос на две трети (69%). По прогнозам, только в этом году Британию покинут 9500 миллионеров. За ними, как перелетные птицы, последуют и другие.

Это чистая экстраполяция: за первые пять месяцев собрали чемоданы и распрощались с исторической родиной 4200 верноподданных Карла III и, пользуясь ставшим популярным термином, релоцировались – в основном в Португалию, Швейцарию и Дубай.

В своей статье на эту тему Владимир Прохватилов ссылался на объяснение тенденции к переезду аналитиками Henley & Partners: «Репутация Британии как страны с правовой и политической стабильностью была подорвана потрясениями, связанными с Брекситом, и сменой пяти разных премьер-министров-тори с 2016 года».

Скорее всего, дополнительный налог на пятизвездочную недвижимость будет законодательно закреплен, потому как в срочном порядке требуются новые источники поступлений в разорённый бюджет, в том числе разоренный и финансированием войны НАТО на Украине. 

Любопытно: в какие края потянутся тогда российские олигархи и нувориши, сколотившие себе состояние в лихие 90-е годы и вложившиеся в переоцененную лондонскую недвижимость?

Казначейские люди при правительстве лейбористов также взвешивают риски от введения налога на наследство, дополнительной пошлины на бензин и акцизы на стеклянную тару, полуфабрикаты и то, что называют «нездоровая пища» (junk food) – чипсы и шоколадные батончики. Попутно предполагается урезание льгот для возрастных граждан, вышедших на пенсию, некоторым из которых, возможно, придется выбирать между теплом и едой. Такое уже случалось.

«Миллионам британских пенсионеров урежут субсидии на отопление зимой. Лейбористы действуют вполне цинично – это же не их электорат, он голосует за тори и Партию реформ, – отмечает политолог Малек Дудаков. – Поэтому его (электорат) как бы и не жалко, пусть умирает от холода зимой».

Почти половина жителей этих продуваемых насквозь островов (48%), согласно данным британской организации The Citizens Advice, заранее планирует экономить зимой на отоплении. Ещё четверть в ходе опроса призналась, что будет вынуждена и вовсе отключить обогревательные приборы. По причине дополнительных обременений для семейного бюджета треть опрошенных, по их расчетам, не сможет одновременно покрывать расходы на еду, отопление и... «уход за детьми».

Отчаяние толкает на предосудительные поступки даже прежде благонравных и законопослушных британцев. Эпидемия магазинных краж (shoplifting), что стало рутинным явлением в бывшей колонии, называемой ныне Соединёнными Штатами Америки, перекинулась и на бывшую метрополию. Когда загустевают сумерки и затем спускается ночь, на охоту выходят мастера разбоя. В Ливерпуле, ассоциируемом с четвёркой «Биттлз», налетчики врываются в супермаркеты и лавчонки, сметая в свои сумки все, от мобильников до бутылок со спиртным.

Роберт Дженрик, который рассматривается как наиболее вероятный сменщик Риши Сунака в роли лидера Консервативной партии, как водится, ополчился на планы лейбористов: «Мы должны остановить этот неуклонный марш Великобритании к нищете под руководством Стармера». Однако Дженрик не дает никаких конкретных рекомендаций, каким образом заткнуть образовавшуюся после правления тори черную дыру в бюджете в объеме 22 млрд фунтов.

Главная финансистка лейбористов Рэйчел Ривз винит тори в том, что те проявили-де чудеса управленческой безграмотности, оставив в наследство такие загаженные авгиевы конюшни, что ни у кого нет представления, как их вычистить. Правительство Сунака, по ее словам, бездумно «тратило деньги так, словно завтра никогда не наступит».

Госпожа Ривз не без основания выносит обвинительный приговор опозоренным и уже показательно униженным по результатам парламентских выборов консерваторам: «Они обещали дороги, которые никогда не будут построены, общественный транспорт, который никогда не приедет, и больницы, которые не вылечат ни одного пациента. Они знали, что кто-то другой будет платить по счетам»

К слову, о счетах и подсчётах. За последние пять лет ценники в супермаркетах переписывали неоднократно. В итоге, сообщает газета Telegraph, оказалось, что белый сахар подорожал на 70%, замороженные бургеры с говядиной на 67%, тушёная фасоль на 66%, а большие бутылки с негазированной водой на 64%.

И всё же самым обидным для самолюбия островитян стало известие, что флагман английской кухни – жареный картофель с рыбой (fish-and-chips) – стоит отныне почти 10 фунтов стерлингов, а это вполовину больше, чем в предыдущую пятилетку.

Выяснилось, что славное наследие британского социализма бесплатная Национальная служба здравоохранения (NHS) находится в полуобморочном состоянии. В недавно опубликованном докладе ранее известного хирурга, а ныне лорда Дарзи приведена суровая статистика: 175 000 детей находятся в ожидании приема врача-специалиста и предписанного им лечения на протяжении в среднем от шести месяцев до года, что на 35 000 больше, чем еще год назад.

Более того, неолиберальные догмы становятся инструментом дальнейшего разрушения общества изнутри. Затронута и сфера здравоохранения. Медицинским сестрам, а среди них немало темнокожих натурализованных британок из бывших зависимых стран, будет предоставлено право отказать в помощи тем пациентам, которых они «сочтут расистами» или только «заподозрят в расизме» (!). 

Если подняться на макроэкономический уровень, то разочарование от подорожавшего жареного картофана с рыбой потонет в гамлетовском «море бед» (sea of troubles). В конце прошлого столетия Британия входила в первую пятерку промышленно развитых государств мира. Четверть века спустя она выпала из первой десятки. В 2023 году бывшая «мастерская мира», правившая морями, то есть в ту пору – мировой торговлей, произвела товаров и услуг на 259 млрд долларов. Для сравнения: Франция – 265, Италия – 283, Россия – 287 млрд долларов. 

Ползучая деиндустриализация Британии продолжается, но напоминает ускоряющееся таяние полярных ледяных шапок. Легендарная судостроительная верфь Harland & Wolff в Белфасте, где был смонтирован печально знаменитый «Титаник», из-за не погашенной кредиторской задолженности готова объявить себя банкротом.

В конце июля владельцы индийской корпорации Tata Steel приняли решение загасить последние печи на металлургическом комбинате Port Talbot в Южном Уэльсе. Причина – в финансовой нецелесообразности выплавлять здесь сталь в условиях, когда многократно возросли издержки, в первую очередь тарифы на электроэнергию. 

Это похоже на эхо аналогичных проблем в континентальной Европе. Но там поначалу ввели эмбарго на закупки дешевых энергоносителей из России, а в последнее время одумались и стали, публично, не афишируя свое отступничество, втихую затовариваться русским СПГ. 

Помня о хрестоматийной упоротости британских правящих русофобов, финансирующих войну НАТО против России, они скорее удавятся, чем согласятся приобретать дешевый сибирский газ вместо дорогущих «молекул свободы» из США.

Кризис доверия затронул даже прежде фундаментальный источник доходов – обучение иностранных студентов в университетах, снявших все какие только возможно пенки с оглушительного пиаровского успеха придуманной Джоан Роллинг саги о Хогвартсе, школе чародейства и волшебства из вселенной «Гарри Поттера». Британские вузы генерировали доход по 40 млрд фунтов стерлингов в год – раньше.  

Со временем всплыла неудобная правда: для чужеземцев были разработаны учебные курсы в категории «лайт» (но не «эконом»), что практически исключало их шансы конкурировать на равных с выпускниками академически продвинутых вузов. Сегодня поток желающих получить эрзац-образование существенно высох. Как следствие, два из каждых пяти университетов испытывают трудности со сведением концов с концами, а две трети либо сокращают, либо и вовсе ликвидируют целые программы обучения.

В том случае, если правительство Его слабо почитаемого Величества действительно начнет налоговым прессом прижимать средний класс и малый бизнес, выпустит частично жир у самой зажиточной прослойки – как их раньше именовали, у «верхних десяти тысяч», зажмет в тиски социальные расходы, отчего сотни если не тысячи пенсионеров грядущей зимой попросту замерзнут в неотапливаемых квартирах, то традиция последней пятилетки – менять премьер-министров каждый год – будет почти что институализирована.

Констатируем: у Британии скукоживается кормовая база. Как внутри, так и извне, поскольку расчет переориентироваться после выхода из Евросоюза на бывшие колонии и доминионы не оправдал себя. 

Как пишет David Lees, читатель газеты Telegraph, Британия «стала постиндустриальной сугубо потому, что добровольно вывезла промышленность, особенно обрабатывающую, за рубеж. Это сократило важные рабочие места и лишило нас гигантского источника налоговых поступлений для оплаты наших экспериментов с „обществом всеобщего призрения“». В свою очередь некто под ником S Cullimore мрачно и смачно предсказывает: «При лейбористах белые еще быстрее превратятся в меньшинство, а грабеж пенсионеров ускорится».

Налицо системный кризис капитализма тэтчеровской модели. Это когда в джунглях бизнеса выживает сильнейший, граждане брошены государством на произвол рыночной стихии, впору вспомнить слова Железной леди: «Нет такого явления, как общество» (“There is no such thing as society”), а «неудачник плачет, судьбу свою кляня».

Нельзя не испытывать желание привести весь список недоумений рядового верноподданного, который вполне может быть оглашен во время ритуального «Часа вопросов и ответов» (Question Hour) в палате общин, когда проверяют компетентность премьера и его министров.

Сумеет ли Кир Стармер преобразиться в Робин Гуда (Robin Hood)? А заодно и в вымышленного персонажа – Робина Бэда (Robin Bad), его единокровного брата, который, согласно ироничному местному фольклору, отнимал деньги у бедных и возвращал их богатым? Поспособствует ли новый налоговый пресс стабилизации бюджета и эффективности целевого распределения государственных средств? 

Скорее всего, бегство (релокация) состоятельных скруджей и заодно их капитала добавит опасений и прямым инвесторам, и держателям портфельных инвестиций на лондонской бирже, и всем, кто ранее воспринимал Британию как островок финансовой стабильности.

По совокупности всех напастей, которые обрушились на Британию за последнюю пятилетку, невольно припоминается пророчество о будущности своих соотечественников Матушки Шиптон (1488-1561), прозванной «Йоркширской ведьмой»: «Которые переживут ХХ столетие, будут жить в страхе и дрожи». Сказано!