Пока Зеленский в ООН требовал принуждения России к миру, страны Глобального Юга пытались найти общее дипломатическое решение проблемы Украины.
Сначала этот вопрос снова обговорили представители Бразилии и Китая, которые еще весной выдвинули совместный мирный план, так и не нашедший понимания у киевской власти. По итогам этой встречи было объявлено, что Китай, Бразилия и их единомышленники из стран Глобального Юга создадут группу «Друзья мира» для разрешения украинского кризиса.
Такая группа из 13 стран Глобального Юга, представляющая Африку (Алжир, Египет, Замбия, Кения, ЮАР), Азию (Индонезия, Казахстан, КНР, Турция) и Латинскую Америку (Боливия, Бразилия, Колумбия, Мексика), собралась 27 сентября в ООН и по результатам заседания приняла «Совместное коммюнике министерской встречи группы "Друзья мира" по кризису в Украине».
Уже в самом названии документа чувствуется лёгкая уступка Киеву, который требует везде писать «в Украине», а формулировку «на Украине» считает концептуально неверной, поскольку та показывает отношение к ней как к части другой страны, а не как к независимому государству.
Причем если в первые годы незалежности российские СМИ использовали словосочетание «в Украине», делая политический реверанс в сторону украинской власти, то с начала 2000-х формулировка «на Украине» стала превалировать в России и у тех украинских граждан, кто считал необходимым интеграцию на постсоветском пространстве. Украинские националисты даже превратили это в политический индикатор сторонников незалежности (с предлогом в) или поддерживающих объединение с Россией (с предлогом на).
Ну да речь не об этом, хотя сам шаг навстречу Киеву достаточно интересен.
Как известно, в Саммите мира в Швейцарии, организованном западными странами совместно с Украиной в июне этого года, страны Глобального Юга практически не участвовали, так же, как и Россия.
Именно поэтому мнение этих стран, четыре из которых входят в единое с Россией сообщество БРИКС, даст понять мировому сообществу, каким образом украинская проблема могла бы быть решена с точки зрения близких к Москве или условно далеких от Вашингтона стран (про Турцию, которая старается усидеть на двух стульях, отдельно вспоминать не будем – и так всё понятно).
Во-первых, высказана обеспокоенность риском дальнейшей эскалации. Здесь можно вспомнить США и других членов НАТО, играющих с разрешением Украине использовать западное вооружение для нанесения дальнобойных ударов по России. Это, в свою очередь, чревато непредсказуемым ответом Москвы.
Во-вторых, высказан призыв к уважению Устава ООН. Однако, как это происходило при обсуждении вопроса отделения Косово от Сербии и ДНР/ЛНР от Украины, одни страны при отсылке к Уставу делали акцент на «принципе равноправия и самоопределения народов» (ст. 1), а другие – на «территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства» (ст. 2). Причём в одном случае Запад поддерживал «самоопределение» Косово, а во втором – выступал за «территориальную целостность» Украины.
В-третьих, подчеркнута важность мирного урегулирования всех международных конфликтов с отсылкой к Бандунгским принципам.
Фраза про «все конфликты» прямо намекает на ведущиеся военные действия американского союзника Израиля против Ливана и в секторе Газа. А сами принципы Бандунгской конференции (1955) указывают не только на «уважение территориальной целостности» и «отказ от интервенции и вмешательства во внутренние дела», но и на «отказ от использования соглашений о коллективной обороне (вспоминаем про декларированную цель создания НАТО) в интересах великих держав и от оказания нажима на другие страны».
В-четвёртых, все стороны конфликта призваны к урегулированию «войны в Украине» дипломатическими и политическими средствами на основе Устава ООН.
Здесь снова сделан глубокий реверанс в сторону Киева, который постоянно твердит про «войну», и легкий поклон в сторону России, которая продолжает говорить о проведении СВО или о «конфликте на Украине».
Члены группы также «отметили «консенсус из шести пунктов» между Китаем и Бразилией по политическому урегулированию украинского кризиса». Логично, что участники встречи высказали уважение мирным предложениям стран-организаторов. Однако они не поддержали полностью указанные мирные предложения, а скорее приняли их за основу для дальнейшей работы.
В-пятых, подчеркнута важность недопущения распространения конфликта на поле боя и эскалации боевых действий.
Учитывая повторный пункт про «эскалацию», страны Юга крайне не хотят, чтобы конфликт расширился на территорию европейских стран НАТО или стороны использовали более продвинутые формы вооружений, включая то же дальнобойное оружие.
В-шестых, группа призвала к обмену военнопленными и исключению энергетических объектов из списка военных целей. Предстоящая зима и участь украинского населения, которое может остаться без электроэнергии и отопления, остается важным вопросом мирного урегулирования.
В-седьмых, участники встречи призвали к отказу от применения оружия массового поражения (ядерного, химического и биологического) и к приложению усилий для предотвращения ядерной войны.
Никто не говорит, но речь идет не только о недавнем снижении Россией планки применения ядерного оружия, что испугало не только Запад, но и большинство стран мира. Особый акцент сделан на предотвращении распространения ядерного оружия, которым очень хочет воспользоваться Украина, хоть им и не обладает. Да и возможность сделать «грязную» ядерную бомбу у Киева теоретически существует.
Кроме того, американские биолаборатории, десятилетиями разрабатывавшие на территории Украины вирусы против русских, уже давно ни для кого не являются секретом. Наработано там немало, и какой-нибудь вирус может «случайно вырваться» из пробирки после российской ракетной атаки или бомбардировки, даже если его там и не было.
В конце принятого коммюнике стороны высказались за все хорошее и против всего плохого, как это всегда делается в многосторонних документах, а также формально объявили о создании группы стран «Друзья мира».
Очень странно, что в списке участников нет Индии. Возможно, это сделано специально, чтобы не утяжелять группу участниками БРИКС, а также оставить этой стране роль возможного мирного переговорщика. Так что пока Индия остается на скамье запасных.
Осталось подождать, как на объявленную инициативу отреагируют другие страны Глобального Юга, чтобы выработать возможное общее предложение этих стран по решению украинского конфликта.
Как ни странно, но первой на создание группы «Друзья мира» отреагировала Швейцария. «Конкретные дипломатические усилия, организованные китайско-бразильской группой, могут представлять для нас интерес», – заявил представитель швейцарского МИД Николя Бедо и продолжил: «Мы приветствуем эту инициативу, которая в первую очередь направлена на достижение мира». Может, пытаются исправить испорченный имидж из-за отхода от принципа нейтралитета в последние годы?
В любом случае посмотрим, что на эту инициативу скажет Запад.