Не успел новый глава Госканцелярии (фактически это аппарат премьера) Райвис Кронбергс приступить к своей работе, как латвийское общество и СМИ стали обсуждать его доходы. Оказалось, что в 2023 году Кронбергс, работая госсекретарём министерства земледелия, ещё числился и членом правления муниципального рижского предприятия Rīgas siltums. Получив за номинальную должность в 2023 году 31 775 евро.
Как работа госсекретарём в министерстве земледелия могла совмещаться с синекурой в рижском самоуправлении, Кронбергсу ещё предстоит объяснить. А тем временем в кулуарах Рижской думы уже шутят, что в Риге у Кронбергса было «тёплое местечко». Дело в том, что дословно Rīgas siltums переводится на русский как «Тепло Риги».
На самом деле такие синекуры в латвийской политике – абсолютно привычное дело. Ветеран «Национального объединения» Каспарс Герхардс в свою бытность министром земледелия «трудоустроил» своим номинальным советником с очень хорошей зарплатой однопартийца главу Огрской краевой думы Эгилса Хелманиса. А уж «порадеть родному человечку», пристроив на хлебные места родственников и друзей, в Латвии это само собой разумеющееся явление.
Но какой нюанс в деле Кронбергса. Дело в том, что его-то назначили на место Яниса Цитсковскиса, оскандалившегося печально известными поездками премьера Кришьяниса Кариньша частными дорогущими рейсами. Которые стоили карьеры как Цитсковскису, так и Кариньшу.
И, конечно, предполагалось, что Кронбергс будет идеалом бюрократа европейского типа. Честным и неподкупным. Но не вышло.
Однако в деле Кронбергса есть и второй нюанс. Его кандидатуру предложила премьер Эвика Силиня. У которой самой очень сложные отношения с транспарентностью реальных доходов её семьи. Не задекларированных, а реальных.
Не зря ведь Эвика Силиня дружит с Инесой Шлесере, женой латвийского олигарха и лидера оппозиционной партии «Латвия на перовом месте» Айнарса Шлессерса. Да и мутные бизнес-схемы мужа премьера Айгарса Силиньша, его косвенное участие в распиле денег, выделенных на обустройство восточной границы, оставляют очень много и много вопросов.
Как воспользуется нюансами декларации о доходах Кронбергса оппозиция, узнаем, судя по всему, позже.