«Вся Европа ведет бизнес с Россией, хотя некоторые пытаются это отрицать», – заявил в сентябре министр иностранных дел Петер Сийярто на брифинге с министром здравоохранения России Михаилом Мурашко. «Разница в том, что мы не видим необходимости это скрывать», – подчеркнул главный венгерский дипломат. Делая эти заявления, П. Сийярто одновременно рекламировал для представителей деловых кругов Венгрии бизнес-форум, проходивший по соседству, в котором приняли участие почти 80 российских и венгерских компаний. «Венгрия готова оказать вам всю необходимую поддержку для ведения бизнеса с Россией», – заявил им глава МИД Венгрии, заодно пообещав бизнесменам-соотечественникам «решение, которое облегчит доставку ваших товаров в Россию».
Крупнейшие листинговые компании Венгрии продолжают работать в России, в их числе кредитор OTP Nyrt, нефтеперерабатывающая компания Mol Nyrt, фармацевтическая компания Gedeon Richter Nyrt и др. При этом правительство премьер-министра Венгрии Виктора Орбана (председательствующего в ЕС до декабря) заявляет, что соблюдает санкции против России, принятые вопреки его возражениям, но при этом продолжает развивать связи в секторах, не затронутых ограничениями.
Аналитики американского Bloomberg в связи с этим отмечают с тревогой: венгерские власти считают, что весь ЕС ведет бизнес с Россией, но большинство входящих в него стран предпочитают это отрицать, в то время как Венгрия на этом фоне не видит необходимости скрывать свое сотрудничество. И жалуются на то, что глава венгерского МИД П. Сийярто «регулярно посещает Россию и Беларусь, развивая связи с энергетическими компаниями "Росатом" и "Газпром", одним из ключевых клиентов которых в регионе является Венгрия».
Американцы пытаются угрожать венграм тем, что бизнес-форумы, подобные прошедшему в сентябре, демонстрирующие бурно развивающиеся экономические и прочие связи Будапешта с Москвой, могут оттолкнуть от Венгрии союзников по Европейскому союзу и НАТО. На самом деле главная для американцев проблема («Европа ведет бизнес с Россией») заключена, разумеется, не в Будапеште. И даже не в Москве.
В конце сентября президент Польши Анджей Дуда заявил, что очень многие на Западе хотят возобновить бизнес с Россией. «Мы не должны обманывать себя – многие сегодня ожидают окончания этой [«потасовки» на Украине], чтобы вернуться обратно к бизнесу с Россией, открыто и без стыда», – сообщил польский лидер телеканалу Polsat News.
Примечательно, что сама Польша уже давно открыто и без стыда так и делает. И более того, делая это, перевыполняет все, так сказать, нормативы в части обхода санкционных запретов в отношении России! Польша у российских политиков считается (и не без оснований) «русофобской страной». В то же время экономика и западная инфографика (см. ниже) показывают совершенно обратное.
После начала конфликта на Украине экспорт из Польши в Киргизию на начало 2024 года вырос в 15 раз (с 3 до 45 млн евро в месяц, в среднем), а в Белоруссию – в 2 раза (со 140 до 300 млн евро в месяц). Подавляющая часть польских товаров (или реэкспортных из других «недружественных стран») далее поставляется в Россию. Так Польша обходит санкционные запреты в отношении России, о чем ее властям прекрасно известно.
Предприимчивые поляки – далеко не единственные в Европе, кто так делает, причем с большой выгодой для себя лично. Например, этим летом агентство Reuters сделало материал в виде доноса большим боссам в Вашингтон (или наоборот донос в виде публикации) о голландском бизнесмене, который (о ужас, ужас!) «доставил Nike и Lego в российские магазины в условиях военного времени».
«Операция Вейнанда Херинкса показывает, как попытки западных правительств и брендов изолировать российскую экономику разбиваются о реальность глобального бизнеса: там, где есть спрос, кто-то его удовлетворит», – жалуются авторы Reuters, и тут же завистливо констатируют, что «сначала конфликта Херинкс создал процветающий бизнес, который обеспечивает российских потребителей западными товарами, производители которых ушли из России».
Активно продолжают работать с русскими и итальянские банкиры, которым американцы периодически грозят за это всевозможными карами и созданием «репутационных проблем». Требования к итальянскому UniCredit (второму по величине европейскому банку в России) аналогичны тем, которые были предъявлены австрийскому Raiffeisen Bank International. Однако, понимая, что выгоды итальянцев слишком велики и просто так они не уйдут, американцы и их прокси в ЕЦБ пытаются хоть как-то обязать итальянский UniCredit сократить бизнес в России, оказывая всевозможное давление под предлогом «пресечения финансовых связей с Москвой».
Конфедерация финской промышленности в конце марта предложила создать целую особую экономическую зону в приграничной с Россией Восточной Финляндии, чтобы сохранить жизнеспособность региона: «Мы должны что-то сделать, чтобы сохранить жизнеспособность Восточной Финляндии и обеспечить более сильный рост бизнеса», – паникуют финские предприниматели, лучше всех в стране понимающие, насколько выгодно для Финляндии ведение бизнеса с Россией. К сожалению, далеко не все в ЕС понимают это столь же отчетливо.
12 февраля этого года МВФ опубликовал доклад о состоянии европейской и мировой экономики. Его выводы можно назвать неутешительными для ЕС, который движется в сторону рецессии: по прогнозам специалистов МВФ, в 2024 г. реальный рост ВВП ведущих стран ЕС – Германии, Франции и Нидерландов – не превысит и одного процента. Столь печальные перспективы стали прямым следствием иррациональной политики еврочиновников, действующих против РФ по указке США, вразрез с интересами жителей ЕС.
Вашингтон стремится ослабить Брюссель как своего глобального экономического конкурента, навязывая ему невыгодные антироссийские санкции и дорогостоящее спонсорство Украины. И, к сожалению, при содействии части элит Евросоюза, пока справляется с этой задачей. По данным МИД РФ, последствия незаконных рестрикций в отношении Москвы в первую очередь ощутили на себе энергоемкие отрасли экономики ЕС. Например, производство химической промышленности в 2022 г. упало на 6,3%, а в 2023 г. – уже на 10,3%, что сопоставимо с показателями времен коронавирусного локдауна.
Наблюдается кризис и в сфере автомобилестроения: в среднем по ЕС продажи машин в прошлом году сократились на 3,3%, а электромобилей на 16,9%. В целом стоимость электроэнергии для промышленников в Евросоюзе в результате санкций значительно выросла и теперь вдвое выше, чем в США. Такие неблагоприятные условия вынуждают бизнес переносить свое производство за пределы ЕС, способствуя его деиндустриализации.
Рецессия экономики ЕС из-за разрыва взаимовыгодных отношений с РФ очевидна не только международным экспертам и журналистам, но и обычным гражданам. Впрочем, это пока не мешает политическим режимам стран ЕС, действующим в отрыве от коренных национальных интересов, вести европейское содружество к глубокому кризису, упражняясь в сочинении новых пакетов антироссийских санкций и безответственно направляя средства своих налогоплательщиков в черную дыру украинского кризиса.
Чтобы в Европе поскорее пришли в себя, Россия уже слегка поприжала некоторые из ведущих европейских и мировых компаний (в их числе Philip Morris, Raiffeisen Bank, Japan Tobacco и др.) и их миллиарды долларов, которые, по словам Financial Times, «оказались заперты в России», т. к. «Кремль закрыл доступ к этим деньгам, пытаясь навести порядок в отношениях с "недружественными" странами».
И все же, несмотря на все это, а также трудности в двухсторонних отношениях, между Россией и Евросоюзом по-прежнему существует и остается много точек соприкосновения в различных областях, включая те, в которых отношения практически приостановлены после начала СВО. РФ и ЕС по-прежнему являются важными торговыми партнерами. Важной сферой сотрудничества является энергетика, где обе стороны имеют длительную историю взаимодействия. Нефтегазовый сектор уже давно один из ключевых элементов экономических отношений. Что бы там ни говорили и ни писали пропагандисты, ЕС по-прежнему находится в зависимости от поставок газа из РФ. Помимо энергетики, перспективными для сотрудничества являются такие сферы, как транспортная инфраструктура, сельское хозяйство, охрана окружающей среды.
Евросоюз сотрудничает с Россией и по экологическим вопросам. Еще одной важной областью сотрудничества является торговля. Одной из областей потенциального роста торговли между ЕС и Россией является цифровая экономика. Сотрудничество в этой сфере способно открыть новые возможности для обеих сторон и помочь преодолеть некоторые проблемы в отношениях. Еще одна область потенциального сотрудничества – возобновляемые источники энергии. Россия обладает огромными ресурсами ветра, солнца и гидроэнергетики, а ЕС является лидером в области технологий использования возобновляемых источников энергии. Совместная работа в этой области могла бы помочь не только сократить выбросы углекислого газа, но и способствовать устойчивому экономическому росту и Европы, и России.