Одной из значимых новостей российских СМИ в конце текущей недели стало сообщение о пленарном заседании Международной группы по борьбе с отмыванием денег (Financial Action Task Force, FATF), проходившем в Париже 23-25 октября (пленарные заседания этой организации проводятся три раза в год).
Особый интерес российских СМИ к указанному мероприятию обусловлен тем, что в третий день заседаний решался вопрос о статусе Российской Федерации с точки зрения ее вовлечённости в отмывание незаконно полученных денег. Все страны мира с этой точки зрения делятся ФАТФ на три группы (иногда такое деление называют «рейтингом ФАТФ»):
1) страны, эффективно борющиеся с отмыванием; они включаются в так называемый «белый» список;
2) страны, не борющиеся с отмыванием и даже ему содействующие; их заносят в «черный» список;
3) страны, занимающие промежуточное положение между первой и второй группами; они включаются в так называемый «серый» список.
Что касается России, то до вчерашнего дня она была фигурантом «белого» списка. Но были серьёзные опасения и даже уверенность со стороны некоторых экспертов, что 25 октября ФАТФ примет решение о перенесении России в «черный» или по крайней мере «серый» список. На этом открыто настаивала Украина. Впрочем, она озвучивала не только и не столько свою позицию, сколько позицию США (которые пытались выглядеть бесстрастными в этой игре).
Обе названные страны начали добиваться снижения рейтинга России до «серого» и даже «чёрного» ещё с марта 2022 года, но им этого не удавалось. Однако вчера российских недоброжелателей постигло разочарование: на заседании ФАТФ было принято решение о том, чтобы сохранить Россию в «белом» списке. Российские СМИ моментально отреагировали на это решение мажорными публикациями. Что касается западных и украинских СМИ, то они предпочли промолчать.
Чтобы понять, что означает упомянутое вчерашнее решение по России, следует кратко сказать о том, что такое ФАТФ. Данная организаций была создана в 1989 году по решению стран «Большой семёрки» и является основным международным институтом, занимающимся разработкой и внедрением международных стандартов в сфере предотвращения отмывания «грязных денег» (ПОД) - доходов, полученных преступным путем или с нарушением национальных законов и норм международного права. К слову сказать, до сих пор полной унификации всех видов доходов, которые относятся к «грязным» деньгам, в мире нет.
В дальнейшем сфера деятельности организации дважды расширялась: в 2001 году (после террористического акта в Нью-Йорке 11 сентября указанного года) в неё были включены проблемы противодействия финансированию терроризма (ФТ), а в 2012 году – проблемы предотвращения финансирования распространения оружия массового уничтожения (ФРОМУ).
Как отмечается на сайте ФАТФ, организация занята не только разработкой стандартов по предотвращению отмывки денег и финансирования преступной деятельности, но также контролем по исполнению данных стандартов и проведением исследований, направленных на выявление новых путей и методов отмывания денежных средств и разработки актуальных способов борьбы с ними. Как и МВФ, ФАТФ периодически направляет свои миссии в разные страны для контроля и оценок выполнения стандартов. Были такие миссии и в России.
Как отмечается на сайте Банка России, в настоящее время членами ФАТФ являются 38 стран и 2 международных объединения. Также в работе ФАТФ принимают участие 24 наблюдателя. Ассоциированными членами ФАТФ являются 9 региональных групп по типу ФАТФ. Таким образом, глобальная международная сеть по ПОД/ФТ/ФРОМУ охватывает более 200 государств и территорий.
Нетрудно заметить, что организационная структура ФАТФ существенно отличается от структуры таких международных финансовых организаций, как Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк (ВБ). Указанные две организации имеют своими членами подавляющее число стран мира: 190 и 189 государств соответственно. А ФАТФ – всего 38.
Инициатива создания ФАТФ 35 лет назад принадлежала, в первую очередь, Соединённым Штатам. И замысел Вашингтона состоял в том, чтобы субъектами деятельности ФАТФ были преимущественно ведущие страны Запада, а объектами контроля ФАТФ – все остальные страны мира. Организация создавалась под прикрытием благих намерений борьбы с «теневой» экономикой и преступностью. На момент своего создания число членов ФАТФ составляло всего лишь 16. Почти все – страны Запада, подконтрольные Вашингтону. Но большая часть мировой экономики не была представлена в ФАТФ. Поэтому Вашингтону и их союзникам, скрепя зубы, пришлось идти на расширение списка членов организации. Китай, например, стал членом ФАТФ лишь в 2005 году. Индия и того позже – в 2010 году. А Россия присоединилась к организации немного раньше – в 2003 году.
Инструмент «чёрных списков» ФАТФ начал действовать с 2000 года. И Россия сразу же в него попала. Правда, тогда включение страны в «чёрные списки» не влекло за собой таких жёстких санкций, как сегодня. «Чёрный» рейтинг России был обусловлен чисто формальными причинами: у неё не было полного набора тех инструментов предотвращения отмывки «грязных денег». Россия достаточно быстро приняла ряд антиотмывочных законов и подзаконных актов, и была не только исключена в 2002 году из «чёрных списков», но уже в следующем году получила статус полноправного члена ФАТФ.
Ещё раз хочу подчеркнуть, что под прикрытием благородной задачи борьбы с «серой» и «чёрной» экономикой Вашингтон создавал ФАТФ как инструмент контроля за всеми экономиками мира и своего санкционного давления на неугодные страны. Более того, произошёл сдвиг в приоритетах организации. На первое место вышли вопросы, связанные с предотвращением создания ядерного оружия в некоторых странах (хотя ФАТФ эту сторону своей деятельности не афиширует).
В первом чёрном списке 2000 года, кроме России, ещё фигурировали Израиль, Ливан и Филиппины. А также – куча различных офшорных юрисдикций: Панама, Багамские острова, Каймановы Острова, Острова Кука, Маршалловы Острова, Науру, Ниуэ, Сент-Китс и Невис, Сент-Винсент и Гренадины.
Формат статьи не позволяет рассмотреть вопрос о «сером» и «чёрном» секторах мировой экономики. Если за 35 лет действительно произошло резкое сокращение доли этих секторов, тогда, наверное, можно было предположить, что в 1989 году ФАТФ была создана не зря. Но многочисленные исследования показывают, что в лучшем случае имеет место бег на месте. «Теневая экономика» никуда не уходит. См., например: Шиганова К.В., Боташева Л.Х. Оценка прогнозируемого масштаба теневой экономики в ведущих странах мира в 2023 году // Вестник Евразийской науки. 2023, Том 15, №1; Кобзева Д.Д., Елисеева Е.Н. Теневая экономика: современное мировое состояние и новации противодействия // Экономические системы. 2023, Том 16, № 1.
Никуда не исчезли и офшорные юрисдикции, которые играют ключевую роль в механизмах отмывки «грязных» денег в мире. Я об этом уже неоднократно писал. См., например: Катасонов В. Закрытый мир финансов. Трасты и оффшоры. Где прячут свои богатства Ротшильды и Рокфеллеры? — М.: Книжный мир, 2017.
Примечательно, что уже последние полтора десятилетия офшорные юрисдикции в «чёрных списках» ФАТФ не фигурируют. Зато стал складываться устойчивый список стран, не угодных Вашингтону по причинам политическим и военно-политическим. Так, в 2014 году в нем оказались такие фигуранты: Иран, Северная Корея, Алжир, Эквадор, Индонезия, Мьянма. В 2016 году список редуцировался всего до двух стран: Иран и Северная Корея. И это неудивительно. Вашингтон волнует не вопрос предотвращения отмывки денег указанными странами, а то, что они заняты разработкой ядерного оружия.
На только что прошедшем пленарном заседании ФАТФ в «чёрный список» были занесены всё те же Иран и Северная Корея, а также Мьянма. Включение страны в «чёрный список» означает не что иное, как объявление ее «изгоем» и запрет всем остальным странам вступать с «изгоем» в любые товарно-денежные отношения.
Что касается «серого списка», то на пленарном заседании ФАТФ в январе нынешнего года в него было включено 22 страны и юрисдикции: Болгария, Вьетнам, Турция, Южная Африка, Демократическая Республика Конго, Танзания, Сенегал, Хорватия, Камерун, Мозамбик, Нигерия, Филиппины и др. На последнем заседании из «серого списка» был исключён Сенегал, но добавлены Ливан, Алжир, Ангола и Кот д'Ивуар. Торговать и вести расчёты с фигурантами «серого списка» можно, но с соблюдением самых строгих мер предосторожности, проверяя каждую операцию под микроскопом. Если действительно соблюдать все предписания ФАТФ по торговле и расчетам с «серыми» странами, то это может очень замедлять и удорожать все операции.
Кстати, многие эксперты совершенно правильно говорят, что включение России в «серый список» особого смысла не имело бы. Дело в том, что те санкции, которые стали вводиться коллективным Западом против нашей страны, примерно соответствуют тем мерам, которые ФАТФ предписывает принимать в отношении стран, включенных в «серый список». Чтобы Россию действительно уязвить, нужно было её включение только в «чёрный список». Но этого не позволили страны-члены ФАТФ, которые заинтересованы в поддержании и даже развитии торговых и экономических отношений с Россией (Китай, Индия, Турция, ОАЭ, Индонезия и др.).
Многие обращают внимание на то, что ФАТФ под давлением США и их союзников 24 февраля 2023 года приостановила членство России в группе. Такая приостановка означает следующее: 1) запрет участия в пленарных заседаниях и раундах взаимной оценки национальных систем ПОД/ФТ/ФРОМУ; 2) ограничение доступа к конфиденциальным материалам Организации; 3) ограничение возможности привлечения российских экспертов и советников для целей осуществления деятельности ФАТФ. Приостановка членства России совершенно не трагична. Есть лишь один минус: при голосовании на пленарных заседаниях не будет хватать голоса Российской Федерации.
Но как показало последнее голосование ФАТФ, даже без участия России в этой организации Вашингтону и его союзникам уже не удается провести нужные им решения. ФАТФ как инструмент санкций дал серьёзную осечку. Можно ожидать, что Запад будет предпринимать разные меры для того, чтобы восстановить свой контроль над ФАТФ.
Фото: ФАТФ