ВВП России: а я говорю – прогноз горбатый

О нестыковках в выкладках международных рейтинговых агентств

Психологический парадокс того, что нам до улыбки нравятся иностранные оракулы, каждый день пророчащие нам то или иное «стратегическое поражение», легко объяснить тем, что мы всё никак не помрём и не развалимся на части и даже наоборот, даём им (не подумайте чего недоброго) фору. Отсюда и юмор. Ровно два года назад Bloomberg Economics, к примеру, уверенно «коллапсировал» нашу экономику: «Вскоре после вторжения на Украину ситуация, близкая к коллапсу, сменилась. Впереди – спад, который может стать самым глубоким спадом в России со времен мирового финансового кризиса более десяти лет назад».

Если верить Bloomberg на слово, так нам предстояло резкое снижение ВВП в первом квартале 2023 года, когда рецессия достигнет кульминации и ВВП сократится более чем на 8% – так сообщили агентству аналитики. «Мы наблюдаем сохраняющийся шок со стороны предложения и вынужденную структурную трансформацию в низкотехнологичную экономику, что приводит к затяжной рецессии и снижению потенциального роста», – радовался Morgan Stanley. Тот же Bloomberg Economics обещал сокращение нашего ВВП на 2% в целом по 2023 году и отказ правительства «от некоторых мер поддержки, которые оно использовало для стимулирования спроса и строительства».

«Российская экономика продолжит сокращаться по двум причинам. Во-первых, сектор энергоносителей и обрабатывающая промышленность продолжат сокращаться из-за усиления санкций. Во-вторых, некоторые из ключевых инструментов, которые Россия использовала для стимулирования внутреннего спроса в течение этого года, такие как неизбирательные ипотечные субсидии, сейчас исчерпаны», – уточнил Bloomberg. Ну санкции сами по себе уже анекдот – с февраля 2022 года в отношении России их было введено 15 628 штук. И то ли они сами по себе ничего сделать не могут, то ли мы смогли сделать с ними что нам надо, тут ответ не надо долго искать.

А понимающие в высоких технологиях, пусть Bloomberg не обижается, опять поулыбаются над «структурной трансформацией (России) в низкотехнологичную экономику», особенно на фоне того, что подписание соглашения о сотрудничестве между Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ) и крупнейшим в Евразии российским оператором дата-центров BitRiver может стать поворотным моментом не только для отечественной индустрии энергоемких вычислений, но и для всего альянса БРИКС.

Но вернёмся к «горбатым» прогнозам Bloomberg: «Последствия санкций против России в ответ на ее «военную спецоперацию» на Украине нарушили торговлю страны и снизили внутренний спрос. Статистика Росстата показала, что упали практически все индикаторы расчета ВВП, включая оптовый товарооборот (минус 22,6%), розничный товарооборот (минус 9,1%) и грузооборот (минус 5,5%)». В общем, ужас и только. Почему при этом выросло на 6,2% сельское хозяйство и на 6, 7% строительство? Ну всякое бывает…

Точно так же, как за последние 80 лет доллар США стал главным языком общения в мировой финансовой системе, обеспечивая Федрезерву США тотальный контроль над кошельком абсолютного большинства стран, так и МВФ с вашингтонским Всемирным банком, оперирующие долларами, обеспечивают (имеется в виду – оплачивают) «большую игру в статистику», обслуживающую интересы американского доллара в мире. Считается, что сейчас в ежедневных глобальных транзакциях задействовано около 6,6 триллиона американских долларов (больше 7,6 миллиона в секунду). Но они не спасли в коронавирусный 2020-й США от падения собственного ВВП на 3,5 процента. Россия недосчиталась 3,1 процента. А теперь сравните цифры: в 2018 году наш ВВП по паритету потребительской стоимости (ППС) был на 56-м месте в мире. В кризисном 2022-м – на восьмом. В этом году за 8 месяцев рост ВВП составил 4,2%. А в апреле было 4,4%, в мае 4,5%.  По всегда осторожному прогнозу Минэкономразвития, ВВП страны в этом году вырастет на 3,9%, но Россия уже стала первой по размеру ВВП экономикой Европы и четвёртой в мире по ВВП ППС. Теперь вдогонку за нами западные прогнозисты стали подправлять свою «горбатую статистку».  Если в апреле прошлого года Всемирный банк ухудшал свой прогноз роста ВВП России в 2024 году с 1,6% до 1,2%, а в январе этого года прогнозировал рост в 2025 году на уровне 0,9%, то в июне «подпрыгнул» вслед за российской экономикой до 2,9%. А в октябре – до 3,6%.

Это сейчас нам кажется, что можно легко отмахнуться от цифири, с помощью которой МВФ и Вашингтон рисуют желательную для них картинку экономического роста России, но как трепетно бы мы смотрели на эту «горбатую» статистику пару десятилетий назад? Смотрели ещё не промытыми санкциями глазами? Или как с замиранием сердца следят за ними сейчас страны-кредитополучатели?

В июне этого года Всемирный банк перевёл Россию в категорию стран с высоким уровнем доходов. Это значит, что на каждого жителя страны приходится 14 250 долларов валового дохода. К категории стран с высоким уровнем дохода банк относит те государства, в которых этот показатель фиксируется на отметке как минимум 13 845 «зелёных». И, мягко говоря, на Западе удивлены тем, как успешно Россия справляется с санкциями, да ещё и ведет СВО. К примеру, Австрийский институт изучения международной экономики (Wiener institute fuer internationale Wirtschaftsvergleiche – WIIW) повысил свой прогноз экономического нашего развития на вполне объективные и сравнимые с нашими собственными 3,8%. Но не надо думать, что на австрийцев, в отличие от остальной Европы, нашло просветление, и они теперь способны говорить с нами на одном языке или хотя бы избавиться от образа врага, готового рухнуть на них с востока. Увы, плоды насаждённой в евроголовах русофобии не лишают их объективности в цифрах, но и не позволяют видеть нас равными себе. Это и есть причина всеобщего недоумения Европы из-за экономического феномена России.

Тот же Австрийский институт считает, что «в условиях высоких темпов экономического роста, стремительного роста инфляции и снижения безработицы до рекордно низкого уровня в первой половине 2024 года экономика оставалась перегретой. Однако недавние высокочастотные индикаторы указывают на высокую вероятность замедления темпов роста в ближайшем будущем. Это будет усилено продолжающимся циклом ужесточения денежно-кредитной политики, при этом процентная ставка уже находится на уровне 19% и, вероятно, будет повышена еще больше. Результаты первого полугодия побудили нас в очередной раз повысить наш прогноз роста на весь год до 3,8%. Но после этого, по прогнозам, экономический рост снизится до 2,5% в 2025 году и 2,2% в 2026 году, в то время как инфляция вернется к целевому показателю в 4% только в 2026 году». И, разумеется, причиной тому станут «заметный рост, обусловленный военными расходами, но в 2025-2026 годах рост замедлится из-за санкций, ужесточения денежно-кредитной политики и ограничений производственных мощностей». 

Тут все пожелания как на ладони. И нет смысла просвещать австрийцев в том, что фактические расходы США «на оборону» составят в этом году 17,7% всех расходов федерального бюджета, а у России только 6% ВВП. Что военные бюджеты стран Евросоюза выросли с 2022 года на 20%. Что объём промышленного производства в ЕС опять снизился, и особенно в странах, тесно связанных с испытывающей трудности экономикой Германии, таких как Чехия и страны Вышеградской группы с Прибалтикой. Что победа Дональда Трампа на предстоящих выборах в США создает значительные риски, грозит более высокими тарифами на импорт из Европы и ставит под сомнение обязательства Штатов в НАТО… 

Это не я – это Австрийский институт изучения международной экономики в Вене. Но, похоже, такие прогнозы экономистов европейцы не читают.

 

Статьи по теме