Средняя дальность – большая угроза. О планах по размещению в Германии американских ракет

Откажется ли будущий президент США от опасных планов, приближающих Старый Свет к грани открытого вооружённого конфликта?

Иногда может показаться чрезмерным то, сколько времени мы уделяем внутренней политике Германии, существующим там накануне внеочередных выборов политическим раскладам – кстати, их дата уже определена, и это будет 23 февраля – и вероятной будущей коалиции, в рамках которой будет формироваться новое немецкое правительство.

А между тем от того, какую политику это правительство будет проводить, зависит сегодня не только судьба самой Германии, но и перспективы начала в Европе новой Большой войны, причём, возможно, ядерной – вот так, ни больше ни меньше.  

Скажем, наиболее вероятный кандидат на пост следующего бундесканцлера, представитель консервативного блока ХДС/ХСС, Фридрих Мерц отличается довольно жёсткой антироссийской риторикой и намерен не только продолжить нынешний курс официального Берлина на конфронтацию с Москвой, но и даже усилить его. По крайней мере, недавнее его заявление о готовности предъявить России ультиматум говорит именно об этом. 

«Если я стану канцлером Германии, я предъявлю Путину ультиматум относительно Украины. Если за 24 часа удары по объектам электроэнергетики не прекратятся, я готов поставить Украине ракеты Taurus и разрешить наносить удары вглубь территории России», – неоднократно повторял Мерц как с трибуны парламента, так и в беседах с немецкими журналистами. 

Подобная агрессивная позиция будущего главы германского правительства не раз уже повергалась критике со стороны его более здравомыслящих коллег по бундестагу. Так, один из лидеров новой политической силы «Союз Сары Вагенкнехт», а некогда депутат от партии «Левые» Севим Дагделен, выступая в парламенте в начале октября заявила, что «своим ужасным нигилизмом и поставкой ракет Taurus глобалисты хотят втянуть Германию в войну против России». 

«С 2026 года они хотят разместить в Германии американские ракеты, которые смогут упреждающе уничтожать российские командные центры. Решение о размещении будет принимать только США. Однако риск несет население Германии… Это крайне опасно. Мы говорим, что нам нужен разум, мир и безопасность, а не нарушения международного права и эти военные измышления», – отмечала парламентарий, осуждая избранный Берлином курс на конфронтацию.  

Что касается конкретно «Таурусов», предоставлять которые Киеву или нет зависит исключительно от решения германских властей, то здесь, несмотря на весь милитаристский задор Мерца, я настроен скептично. Это довольно долго объяснять, но если кратко, то у немцев есть масса причин не доводить дело до прямого конфликта с Россией. Грубо говоря, им с этих рук ещё кормиться. 

А вот упомянутые Севим Дагделен планы по размещению в Германии американских ракет малой и средней дальности заслуживают более внимательного отношения, поскольку здесь уже вмешивается американский фактор, противопоставить которому немцы, как правило, ничего не могут.

Этой теме посвятил подробную статью швейцарский эксперт, младший научный сотрудник женевского Центра политики безопасности (GCSP) Вольфганг Рихтер. И вот что он пишет:

«В кулуарах саммита НАТО в Вашингтоне 10 июля 2024 года Соединенные Штаты и ФРГ объявили о развертывании в Германии с 2026 года обычных ракет средней дальности. В число упомянутых ракет входят SM-6 (дальность действия 460 км), наземная версия Tomahawk (от 1700 до 2500 км) и новое пока ещё не афишируемое гиперзвуковое оружие с дальностью полёта до 3000 км. Такое развертывание, по словам участников договорённости, "продемонстрировало бы приверженность Соединённых Штатов партнёрским отношениям в рамках блока НАТО и ещё раз показало их вклад в интегрированное европейское сдерживание". Вероятно, речь идет о том, чтобы развеять опасения по поводу надежности оборонных обязательств США в случае победы Дональда Трампа на выборах в ноябре следующего года». 

Трамп, как известно, победил и уже даже объявил о будущем назначении главой Пентагона бывшего охранника тюрьмы Гуантанамо с впечатляющими татуировками, но никаких заявлений по поводу отказа Вашингтона от намерения поставить свои ракеты в Германии до сих пор не последовало. Так что тема всё ещё очень актуальна.   

По словам Рихтера, эти ракеты должны быть переданы 2-й многодоменной оперативной группе (MDTF) армии США, дислоцирующейся в Висбадене с 2021 года, то есть ещё до начала войны на Украине. И хотя точное количество ракет неизвестно, по оценкам специалистов, речь может идти примерно о 200 боеголовках и 12-16 ракетах-носителях.

Для понимания: американская концепция многодоменного противостояния (multidomain operation) представляет собой одновременное ведение войны в различных физических средах (доменах): на поверхности, на воде (под водой), в воздухе, в космосе и в киберпространстве.

Как сказано в материале на портале «Военная аналитика», по сути, это расширенная версия сетецентрической войны, которая предполагает глубочайшую интеграцию между собой боевых единиц, входящих в состав военно-воздушных сил (ВВС), военно-морских сил (ВМС), сухопутных войск и других элементов Вооружённых сил США.

В этой связи швейцарский эксперт не скрывает своей обеспокоенности американо-германскими планами. 

«В отличие от двустороннего решения  НАТО-СССР от 1979 года, в этот раз Москве не было предложено никаких вариантов переговоров, чтобы избежать нового витка гонки вооружений. Подчёркнутое отсутствие дипломатического канала вызывает обеспокоенность, поскольку оно может означать конец все ещё слабым шансам на возобновление контроля над вооружениями и может привести к дальнейшему ухудшению ситуации в области безопасности в Европе, и в частности в Германии, – пишет он в статье. – Более того, это решение было принято без национальных дебатов в Германии и даже не было упомянуто в коммюнике саммита НАТО, что резко контрастирует с традиционной немецкой политикой разделения рисков и бремени. Это решение также, по-видимому, противоречит осторожности канцлера Олафа Шольца, который до сих пор проводил четкую грань между поддержкой целостности Украины и предотвращением любой эскалации, которая может втянуть Германию и Европу в войну с Россией». 

И вот тут очень важно обратить внимание на сроки реализации вышеупомянутой договорённости – 2026 год. Даже при позитивном для Шольца течении истории, то есть без проведения в ФРГ внеочередных выборов, к этому сроку он уже с вероятностью 100% сложил бы с себя полномочия бундесканцлера (очередные выборы должны были пройти в сентябре 2025 года). Таким образом канцлер-социал-демократ намеренно переложил окончательное решение этого вопроса на своего преемника на данном посту. 

И вот тут мы снова возвращаемся к фигуре Фридриха Мерца, чьи шансы занять кресло бундесканцлера выглядят сегодня наиболее предпочтительными. И в отличие от истории с «Таурусами» в появление в Германии американских ракет я «верю сразу и вовеки веков». Мерц – глобалист до мозга костей и для него пожелание «белого господина» из Вашингтона – приказ к действию, а не повод для сомнений.

Единственное, что может помешать воплощению в жизнь означенных планов – отказ самих США в лице того самого Дональда Трампа от размещения этих ракет. В каком-то смысле это может стать эдаким жестом доброй воли Вашингтона в сторону Москвы, когда дело дойдёт до переговоров по урегулированию кризиса на Украине. 

Но пока что всё это не более чем политологические спекуляции. И реальность эскалации конфликта на сегодняшний день выглядит куда более перспективной, чем его окончание. А потому отчаянный призыв Сары Вагенкнехт, отмечающей, что «Германии, миру требуется больше дипломатии и переговоров, вместо ещё большего количества оружия», так и остаётся одиноким протестом посреди выжженного поля взвешенной немецкой внешней политики.

P.S. Канцлер Германии Шольц поговорил по телефону с Владимиром Путиным, заявили в канцелярии немецкого лидера. Призвав Москву к переговорам с режимом Зеленского, он пообещал продолжить оказывать поддержку Киеву.