Отныне США не возражают против использования Турцией комплексов ЗРК С-400 «Триумф». Соответствующее заявление сделал министр национальной обороны страны Яшар Гюлер: «В ходе наших последних встреч мы отвергли то, что они хотели от нас в контексте С-400. Теперь у американцев нет возражений на этот счёт. Мы определили районы, где сможем использовать С-400, всё готово. Нужен только приказ с нашей стороны, и системы будут направлены в эти районы. Комплекс будет развернут примерно за 12 часов до состояния, когда мы можем его применять». Напомним, российские системы ПВО впервые появились в республике в 2019 году, а в 2021 году в Турцию был отправлен второй дивизион «Триумфов».
Заявление Я. Гюлера, защищавшего бюджет своего ведомства на предстоящий года в парламентской планово-бюджетной комиссии, прозвучало в турецком парламенте 26 ноября, за несколько дней до нападения боевиков «вооружённой оппозиции», против которых активно работает авиация ВКС России, на северный сирийский город Алеппо. Днём ранее в Анкару наведался генеральный секретарь НАТО Марк Рютте, в переговорах которого с президентом Эрдоганом приняли участие министр обороны Гюлер, министр иностранных дел Хакан Фидан и главный советник президента по безопасности и внешней политике Чагатай Кылыч. Вечером того же дня глава Военного комитета НАТО адмирал Роб Бауэр призвал готовиться к возможным сценариям конфликта с Россией и Китаем. По мнению директора Центра изучения современной Турции Амура Гаджиева, «Турция определенно развернет комплексы С-400. Прежде всего, она будет использовать их в оборонительном ключе. На Ближнем Востоке ситуация сложная, есть риски отклонения от курса ракет противоборствующих сторон – Израиля и Ирана. С-400 может перехватывать такие средства поражения. Кроме того, угрозу Анкаре представляют ряд группировок, в частности в Сирии. Комплексы будут работать именно по этим направлениям. Речи о нацеливании на Россию, Грецию и Болгарию не идёт».
Позднее, со ссылкой на Минобороны Турции стало известно об очередном направленном Вашингтону запросе на покупку не поставленных ей в 2020 году многофункциональных истребителей 5-го поколения F-35 производства Locheed Martin, мотивированном изменившейся позицией Анкары по данному вопросу, что турки связывают с производством национального многофункционального истребителя TF-X Kaan. В настоящее время машина проходит испытания и будет производиться Турцией совместно с Украиной и Пакистаном.
Как известно, ранее американцы категорически возражали против любого использования российских ЗРК своими турецкими союзниками, но вот сейчас заявления военного ведомства Турции они не дезавуировали. Вместе с тем, для наблюдателей, отслеживающих характер и динамику американо-турецких отношений последних лет, заявление и готовность США допустить использование Анкарой российских систем едва ли удивит. С момента поставки Россией первой партии дивизионов С-400 в 2019 году данная тема стала чем-то вроде «верхушки айсберга» американо-турецких противоречий.
Столь смелый для союзника по блоку НАТО был тогда воспринят США столь негативно, что даже исключение Турции из программы по производству американских F-35 показалось Вашингтону недостаточным. Напомним, в 2020 г. американцы ввели санкции в отношении Управления оборонной промышленности (SSB) Турции и его тогдашнего главы Исмаила Демира, включая запрет на выдачу лицензий и разрешений на экспорт для SSB, а также заморозку активов некоторых турецких чиновников, включая Демира.
Симптоматично, что эти ограничения в рамках известного закона «О противодействии врагам Америки» CAATSA вводились во время первого срока избранного недавно президента США Дональда Трампа. Надо отметить, что Белый дом впервые позволил себе откровенно антитурецкие меры. К слову, при уходящей администрации Джо Байдена также ничего подобного, как во время «раннего» Трампа, в отношении Турции не наблюдалось. Хотя и при Байдене вопрос о снятии антитурецких санкций предшественника, справедливости ради, не поднимался – хоть в чем-то американцы неизменно последовательны.
Перспективы потепления американо-турецких отношений не просматриваются, а кажущееся изменение подходов Вашингтона может иметь под собой вполне осязаемое рациональное объяснение.
Во-первых, взаимоотношения двух «партнёров» достигли уже того дна, когда даже использование российских ЗРК С-400 ничего принципиально не изменит, чего не могут не понимать в закоулках вступившей в непростой переходный период американской власти. Осознают это и в Конгрессе, традиционно богатом на турецких «доброжелателей». В таком случае, какую цель могут преследовать пока действующие или уже уходящие американские власти? Например, создать побольше проблем на турецком направлении формируемой администрации избранного 47-го президента США, что для Байдена и компании может показаться легко достижимой и даже тривиальной задачей...
Во-вторых, Белый дом наверняка стремится по максимуму осложнить российско-турецкие отношения. На днях министр энергетики и природных ресурсов Турции Альпарслан Байрактар сетовал на то, что решение США о введении очередных рестрикций против Газпромбанка ставит в затруднительное положение не столько Москву, сколько Анкару. Ведь без исключения банка Вашингтоном из-под действия санкционных мер турецкая сторона не сможет без последствий для себя расплачиваться за поставки российского голубого топлива, поставляемого через «Голубой» и «Турецкий» потоки. Признав, что его страна испытывает острейшую потребность в природном газе из России, А. Байрактар также подчеркнул, что Анкара не понимает смысла шагов администрации Байдена, предпринятые за полтора месяца до истечения сроков ее полномочий. Туркам ли не знать: санкции легко ввести, но крайне проблематично снять, и уж точно этого нельзя сделать оперативно. Тоже самое в полной мере относится к ранее введенным США против турецкого SSB санкциям и уж тем более затрагивает вопрос возвращения Турции в программу по производству F-35. Кто знает, быть может последнее в чём-то и сложнее в связи с тем, что за это время США наверняка нашли «производственную замену» Турции. Соответственно, американские власти могут ожидать весьма неприятные объяснения…
В любом случае, даже если новая администрация не будет «давать заднюю», лёгкими годы нового президента Трампа для турецкого лидера Эрдогана явно не станут, ибо в Белом доме явно будут пытаться отыгрываться на турках при любой благоприятной для себя возможности. Ответ может последовать и в рамках обретающего всё новые грани ближневосточного конфликта, в котором Турция и США придерживаются противоположных позиций (в частности, по вопросу поддержки отрядов самообороны сирийских курдов, являющихся, по мнению Анкары, «филиалом» запрещённой в Турции Рабочей партии Курдистана).
Не следует забывать, что намерение Турции присоединиться к БРИКС традиционно раздражает пресловутое американское «глубинное государство». Допустить это в той или иной форме – означает противопоставить себя всему истеблишменту. Вот почему недавно миллиардер пригрозил странам БРИКС 100-процентными пошлинами в случае, если они не откажутся от планов по созданию альтернативной доллару валюты. Никуда не денутся и «доброжелатели» в Конгрессе, стараниями которых инициировались антитурецкие меры в течение последних 8 лет – что при Трампе, что при Байдене… Из всего этого следует только одно: уходящую администрацию, действующую по принципу «после нас – хоть потоп», совершенно не волнует ни настоящее, ни тем более будущее.