Что стоит за разрешением США Турции использовать С-400?

Позиционные районы определены

Отныне США не возражают против использования Турцией комплексов ЗРК С-400 «Триумф». Соответствующее заявление сделал министр национальной обороны страны Яшар Гюлер: «В ходе наших последних встреч мы отвергли то, что они хотели от нас в контексте С-400. Теперь у американцев нет возражений на этот счёт. Мы определили районы, где сможем использовать С-400, всё готово. Нужен только приказ с нашей стороны, и системы будут направлены в эти районы. Комплекс будет развернут примерно за 12 часов до состояния, когда мы можем его применять». Напомним, российские системы ПВО впервые появились в республике в 2019 году, а в 2021 году в Турцию был отправлен второй дивизион «Триумфов».

Заявление Я. Гюлера, защищавшего бюджет своего ведомства на предстоящий года в парламентской планово-бюджетной комиссии, прозвучало в турецком парламенте 26 ноября, за несколько дней до нападения боевиков «вооружённой оппозиции», против которых активно работает авиация ВКС России, на северный сирийский город Алеппо. Днём ранее в Анкару наведался генеральный секретарь НАТО Марк Рютте, в переговорах которого с президентом Эрдоганом приняли участие министр обороны Гюлер, министр иностранных дел Хакан Фидан и главный советник президента по безопасности и внешней политике Чагатай Кылыч. Вечером того же дня глава Военного комитета НАТО адмирал Роб Бауэр призвал готовиться к возможным сценариям конфликта с Россией и Китаем. По мнению директора Центра изучения современной Турции Амура Гаджиева, «Турция определенно развернет комплексы С-400. Прежде всего, она будет использовать их в оборонительном ключе. На Ближнем Востоке ситуация сложная, есть риски отклонения от курса ракет противоборствующих сторон – Израиля и Ирана. С-400 может перехватывать такие средства поражения. Кроме того, угрозу Анкаре представляют ряд группировок, в частности в Сирии. Комплексы будут работать именно по этим направлениям. Речи о нацеливании на Россию, Грецию и Болгарию не идёт».

Позднее, со ссылкой на Минобороны Турции стало известно об очередном направленном Вашингтону запросе на покупку не поставленных ей в 2020 году многофункциональных истребителей 5-го поколения F-35 производства Locheed Martin, мотивированном изменившейся позицией Анкары по данному вопросу, что турки связывают с производством национального многофункционального истребителя TF-X Kaan. В настоящее время машина проходит испытания и будет производиться Турцией совместно с Украиной и Пакистаном. 

Как известно, ранее американцы категорически возражали против любого использования российских ЗРК своими турецкими союзниками, но вот сейчас заявления военного ведомства Турции они не дезавуировали. Вместе с тем, для наблюдателей, отслеживающих характер и динамику американо-турецких отношений последних лет, заявление и готовность США допустить использование Анкарой российских систем едва ли удивит. С момента поставки Россией первой партии дивизионов С-400 в 2019 году данная тема стала чем-то вроде «верхушки айсберга» американо-турецких противоречий.

Столь смелый для союзника по блоку НАТО был тогда воспринят США столь негативно, что даже исключение Турции из программы по производству американских F-35 показалось Вашингтону недостаточным. Напомним, в 2020 г. американцы ввели санкции в отношении Управления оборонной промышленности (SSB) Турции и его тогдашнего главы Исмаила Демира, включая запрет на выдачу лицензий и разрешений на экспорт для SSB, а также заморозку активов некоторых турецких чиновников, включая Демира.

Симптоматично, что эти ограничения в рамках известного закона «О противодействии врагам Америки» CAATSA вводились во время первого срока избранного недавно президента США Дональда Трампа. Надо отметить, что Белый дом впервые позволил себе откровенно антитурецкие меры. К слову, при уходящей администрации Джо Байдена также ничего подобного, как во время «раннего» Трампа, в отношении Турции не наблюдалось. Хотя и при Байдене вопрос о снятии антитурецких санкций предшественника, справедливости ради, не поднимался – хоть в чем-то американцы неизменно последовательны.
Перспективы потепления американо-турецких отношений не просматриваются, а кажущееся изменение подходов Вашингтона может иметь под собой вполне осязаемое рациональное объяснение.

Во-первых, взаимоотношения двух «партнёров» достигли уже того дна, когда даже использование российских ЗРК С-400 ничего принципиально не изменит, чего не могут не понимать в закоулках вступившей в непростой переходный период американской власти. Осознают это и в Конгрессе, традиционно богатом на турецких «доброжелателей». В таком случае, какую цель могут преследовать пока действующие или уже уходящие американские власти? Например, создать побольше проблем на турецком направлении формируемой администрации избранного 47-го президента США, что для Байдена и компании может показаться легко достижимой и даже тривиальной задачей... 

Во-вторых, Белый дом наверняка стремится по максимуму осложнить российско-турецкие отношения. На днях министр энергетики и природных ресурсов Турции Альпарслан Байрактар сетовал на то, что решение США о введении очередных рестрикций против Газпромбанка ставит в затруднительное положение не столько Москву, сколько Анкару. Ведь без исключения банка Вашингтоном из-под действия санкционных мер турецкая сторона не сможет без последствий для себя расплачиваться за поставки российского голубого топлива, поставляемого через «Голубой» и «Турецкий» потоки. Признав, что его страна испытывает острейшую потребность в природном газе из России, А. Байрактар также подчеркнул, что Анкара не понимает смысла шагов администрации Байдена, предпринятые за полтора месяца до истечения сроков ее полномочий. Туркам ли не знать: санкции легко ввести, но крайне проблематично снять, и уж точно этого нельзя сделать оперативно. Тоже самое в полной мере относится к ранее введенным США против турецкого SSB санкциям и уж тем более затрагивает вопрос возвращения Турции в программу по производству F-35. Кто знает, быть может последнее в чём-то и сложнее в связи с тем, что за это время США наверняка нашли «производственную замену» Турции. Соответственно, американские власти могут ожидать весьма неприятные объяснения…

В любом случае, даже если новая администрация не будет «давать заднюю», лёгкими годы нового президента Трампа для турецкого лидера Эрдогана явно не станут, ибо в Белом доме явно будут пытаться отыгрываться на турках при любой благоприятной для себя возможности. Ответ может последовать и в рамках обретающего всё новые грани ближневосточного конфликта, в котором Турция и США придерживаются противоположных позиций (в частности, по вопросу поддержки отрядов самообороны сирийских курдов, являющихся, по мнению Анкары, «филиалом» запрещённой в Турции Рабочей партии Курдистана). 

Не следует забывать, что намерение Турции присоединиться к БРИКС традиционно раздражает пресловутое американское «глубинное государство». Допустить это в той или иной форме – означает противопоставить себя всему истеблишменту. Вот почему недавно миллиардер пригрозил странам БРИКС 100-процентными пошлинами в случае, если они не откажутся от планов по созданию альтернативной доллару валюты. Никуда не денутся и «доброжелатели» в Конгрессе, стараниями которых инициировались антитурецкие меры в течение последних 8 лет – что при Трампе, что при Байдене… Из всего этого следует только одно: уходящую администрацию, действующую по принципу «после нас – хоть потоп», совершенно не волнует ни настоящее, ни тем более будущее. 

Оцените статью
4.3
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться