Судя по заявленной МИД РФ позиции, в руководстве нашей страны приняли единственно возможное и правильное решение по поводу так называемого «мирного договора» с Японией.
Возобновление диалога с Японией по мирному договору возможно только при отказе Токио от враждебного курса в отношении России. Об этом говорится в комментарии официального представителя МИД РФ Марии Захаровой по тематике российско-японских отношений.
«Обратили внимание на высказывания премьер-министра Японии Сигэру Исибы в ходе его программного выступления в парламенте 29 ноября с акцентировкой намерения Токио заключить мирный договор с Россией на основе решения так называемой территориальной проблемы, – отметила Захарова. – Как российская сторона неоднократно указывала ранее, возобновление полноценного межгосударственного диалога с Японией возможно исключительно в случае отказа официального Токио от враждебного курса, нацеленного на нанесение ущерба нашей стране и ее гражданам».
Дипломат также добавила, что «ни один договор нельзя заключить без проведения переговоров».
«Исходим из того, что под упомянутым премьер-министром Японии решением территориальной проблемы может подразумеваться только международно-правовое оформление де-факто существующей границы с нашей страной, – указала Захарова. – Ни о чем другом в свете обновленной Конституции Российской Федерации речи идти не может».
Комментарий официального представителя внешнеполитического ведомства России явился ответом на призыв японского премьер-министра разрешить «территориальный вопрос» и только после этого подписать давно ставший анахронизмом двусторонний «мирный договор». То есть «возвратить» Японии якобы незаконно отторгнутые «северные территории», то бишь российские южнокурильские острова с прилегающими к ним богатыми ресурсами 200-мильными экономическими зонами, и только после этого заключить «мирный договор».
При этом японское правительство подчас ссылается на Советско-японскую совместную декларацию 1956 года, смысл которой грубейшим образом искажает, тем самым вводя в заблуждение японскую и российскую общественность. Ибо никакое «возвращение» островов Совместная декларация не предусматривает, а волюнтаристски обещанные Никитой Хрущевым острова Малой Курильской гряды (Шикотан и Плоские, по-японски Хабомаи) могли быть в качестве жеста доброй воли или дара переданы Японии не до, а именно после подписания договора об окончательном послевоенном урегулировании.
Так что Токио сознательно произвольно искажает букву и смысл соглашения 1956 года. Грубым нарушением соглашения является и то, что японское правительство расширило свои притязания, распространив их на наиболее крупные и экономически освоенные и обустроенные острова Большой Курильской гряды – Кунашир и Итуруп, о которых в Совместной декларации вообще не говорится.
Существенно то, что Хрущёв после подписания в 1960 году Токио с Вашингтоном направленного против Советского Союза и КНР договора о военном союзе, закреплявшем право США размещать на японской территории многочисленные военные базы и объекты, фактически дезавуировал положение соглашения 1956 года о возможности передачи Японии уже включенных в состав СССР островов. На этот счет существуют сохраняющие силу и действенность Памятные записки правительства СССР правительству Японии о невозможности реализации такой передачи до тех пор, пока иностранные (американские) войска находятся на японской земле.
Тем не менее, при советском руководителе М. Горбачеве все эти важные обстоятельства, по сути дела, были проигнорированы, и начался торг по поводу числа островов, которые поздний СССР, а затем новая Россия могли бы передать Японии за соответствующие «компенсации и привилегии». Такие переговоры были продолжены и при нынешнем российском руководстве, что недавно признал Президент РФ В. Путин. Но позиция Москвы на этих переговорах не допускала удовлетворения незаконных притязаний Токио на острова Кунашир и Итуруп, а ограничивалась согласием рассматривать условия передачи лишь Малой Курильской гряды.
В расчете на успех переговоров о передаче островов бывший премьер-министр Японии Синдзо Абэ уговаривал американских президентов позволить ему не объявлять вслед за странами «семерки» жесткие экономические и иные санкции в отношении России и ее руководителей в качестве «наказания» за законно оформленное возвращение Крыма в состав нашей страны.
Однако пришедшие на смену Абэ новые премьер-министры Японии, не только следуя указаниям Вашингтона, но и по своей инициативе, мстя за провал политических маневров по поводу Курильских островов, буквально обрушили на нашу страну шквал «санкций», доведя дипломатические и торгово-экономические отношения двух стран до небывало низкого уровня.
Это вынудило правительство РФ определить Японию как недружественное государство и предпринять ответные меры. Среди таких мер был отказ Москвы от переговоров по мирному договору с Японией и выход из диалога о налаживании выгодной в политическом отношении Японии «совместной хозяйственной деятельности» на южных Курилах. Был приостановлено так называемое «безвизовое посещение» японскими гражданами южнокурильских островов. Весьма болезненным для японских рыбаков стали и введенные ограничения добычи рыбы и морепродуктов в российских водах.
С одобрения российского народа в Конституцию Российской Федерации и юридические документы страны было внесено положение о запрете переговоров и даже упоминаний о возможности действий, нарушающих суверенитет и территориальную целостность РФ.
На противодействие активизировавшимся японским реваншистским и русофобским силам и сплочения российского народа в защиту своей страны, гордости за славные победы в прошлом был направлен Указ Президента РФ о восстановлении в реестре Дней воинской славы России Дня Победы над милитаристской Японией и окончания Второй мировой войны.
Весь этот комплекс ответных мер свидетельствует о том, что высшее руководство РФ ныне не допускает удовлетворения японских незаконных территориальных притязаний к нашему государству и намерено твердо отстаивать суверенитет и территориальную целостность как на Дальнем Востоке, так и по всему периметру нашей обширной страны.
Заявление МИД РФ о возможности возвращения к нормальным японо-российским отношениям только при условии признания японским правительством существующей между двумя государствами границы глубоко обоснованно и отвечает чаяниям нашего народа, подавляющее большинство которого не приемлет территориальные уступки и потери, где бы то ни было – на востоке, западе, севере или юге Государства Российского.