На 26 января 2025 года в Беларуси намечены очередные, седьмые по счёту, выборы президента. Они венчают электоральный цикл, стартовавший с началом текущего года. По информации Центризбиркома, в списках избирателей почти семь миллионов граждан. Прозрачность и честность волеизъявления и подсчёта голосов обеспечат национальные и международные наблюдатели.
Председатель ЦИК Игорь Карпенко рассказал о некоторых особенностях предстоящего плебисцита. Например, выдвижение кандидатов в президенты шло единственным способом – путём сбора не менее 100 тыс. подписей граждан. То есть у непопулярных политиков или людей случайных шансы участвовать в гонке стремились к нулю.
Второе: не будет избирательных участков в заграничных посольствах, консульствах, других дипучреждениях и представительствах. Для постоянных жителей зарубежья и лиц, временно покинувших пределы РБ, откроют специальные участки в пяти областных центрах (Брест, Витебск, Гомель, Гродно, Могилёв) и в столице республики, городе-герое Минске. Такие лица так же смогут воспользоваться правом проголосовать досрочно 21 января.
«Фактически Беларусь полностью готова к выборам главы республики», – резюмировал Игорь Карпенко, руководитель Центральной избирательной комиссии. Полностью владеющие информацией члены ЦИК отмечают, что нет оснований со 100-процентной вероятностью утверждать, но нельзя исключать, что действующий легитимный президент Александр Григорьевич Лукашенко окажется переизбранным на очередные пять лет.
Оговорка не ради красного словца. 25 февраля текущего года Лукашенко заявил о намерении участвовать в выборах. 10 августа он призвал белорусов «привыкать к мысли о другом президенте».
Однако в «просвящённых Европах» не верят в возможность смены власти конституционным путём, как и в проведение демократических, прозрачных выборов в стране «последнего диктатора». К тому же «союзника агрессивной России в её неспровоцированной, немотивированной агрессивной войне против независимой Украины». По инициативе депутатов из Польши и Балтии Европейский парламент готовит заявления, осуждающие итоги «антиконституционного фарса».
Члены сената и комитета по международным делам нижней палаты парламента Чехии ещё 7 ноября приняли резолюцию, подчёркивающую, что «результаты выборов, проведённых в условиях заключения в тюрьме кандидатов прошлой президентской гонки (день голосования пришёлся на 6 августа 2020 года), окажутся заведомо нелегитимными».
Гастролирующая по западному миру Светлана Тихановская, бывшая соперница Лукашенко, взывает к мести. В качестве якобы лидера белорусской оппозиции эмигрантка встречалась с президентом США Джо Байденом, бывшим премьером Британии Борисом Джонсоном, президентом Франции Эммануэлем Макроном и лидерами практически всех стран ЕС. В Польше и Германии её визиты проходили как государственные.
Глава так называемого «демократического переходного правительства в изгнании» ещё 26 сентября в ходе Генассамблеи ООН напомнила о правиле Минска фальсифицировать в свою пользу итоги любых плебисцитов. Света-котлета призвала коллективный Запад содействовать организации и проведению под международным контролем честных, свободных выборов и конституционной реформы:
«Останется ли Беларусь под каблуком диктатора, обслуживающего имперские амбиции России? Или же она наметит новый курс в сторону Европы и демократии? Освобождённая Беларусь будет иметь ключевое значение для обеспечения долгосрочного мира и стабильности в Восточной Европе. Выборы касаются не только нашего будущего, но и будущего самого континента».
Литовские руководители тоже убеждены в том, что «только демократически избранное руководство Беларуси из числа оппозиционеров может уберечь страну от поглощения Россией, превратить её в суверенное европейского государство, исповедующее верховенство закона. Угнетаемые антинародным режимом белорусы достойны лучшей доли», утверждает глава республики Гитанас Науседа.
С подачи офиса президента чиновники Минюста (министр, белорусоненавистница Эвелина Доброволска поддержала идею самым деятельным образом) придумали, как если не сорвать, то дискредитировать белорусские выборы.
30 сентября Литва официально объявила о передаче материалов о «ситуации в Беларуси» в Международный уголовный суд (МУС) для «расследования преступлений против человечности, совершённых авторитарным режимом Лукашенко». Основанием для обращения с точки зрения Вильнюса стали пункт А статьи 13 и статья 14 Римского статута.
Обратимся к документу.
Первый пункт статьи 13 гласит: «Суд может осуществлять свою юрисдикцию в отношении какого-либо преступления, указанного в статье 5, в соответствии с положениями настоящего Статута, если:
a) ситуация, при которой, как представляется, были совершены одно или несколько таких преступлений, передается Прокурору государством-участником в соответствии со статьей 14».
В статье 14 сказано:
«1. Государство-участник может передать Прокурору ситуацию, при которой, как представляется, были совершены одно или несколько преступлений, подпадающих под юрисдикцию Суда, обращаясь к Прокурору с просьбой провести расследование этой ситуации для определения того, следует ли предъявить обвинение одному или нескольким конкретным лицам за совершение таких преступлений;
2. Насколько это возможно, при передаче ситуации указываются конкретные соответствующие обстоятельства и прилагается такая подтверждающая документация, которая имеется в распоряжении государства, передающего ситуацию».
Статья 5 Римского статута, к которой нас отсылает документ, перечисляет преступления, подпадающие под юрисдикцию МУС: преступление геноцида; преступления против человечности; военные преступления; преступление агрессии.
Руководитель литовского Минюста сообщила местной прессе – собрано достаточно доказательств для обвинения белорусского лидера в преступлениях против человечности. Однако конфликтующая с беглыми ярыми «протестунами» и «змагарами» умеренная оппозиционерка Ольга Карач, обвинённая департаментом госбезопасности Литвы в сотрудничестве с российскими спецслужбами, но пока не депортированная из страны, называет подобные новости «блефом».
Поскольку у Литвы, как участника Римского статута, нет «подтверждающей документации относительно конкретных обстоятельств», кроме фальсифицированной окопавшейся в Вильнюсе антилукашенсковской оппозиции, обращение в МУС ничем не подкреплено, утверждает Карач.
Косвенно её позицию подтверждает отказ Европейского суда по правам человека в Гааге рассматривать предоставленные Вильнюсом обвинения против легитимного президента Александра Лукашенко. Похоже, ситуация повторяется и напоминает скверный анекдот: мы «заяву» настрочили (имеем право) – дело суда с ней разбираться.
Глава МИД Беларуси Максим Рыженков сразу заявил: выдвигаемые в обращении Литвы в МУС обвинения в адрес официального Минска «абсурдны, надуманы и бессмысленны». По словам министра, «не нужно быть экспертом в области международного права, чтобы понять очевидную бесперспективность потуг руководителей Литвы и компании кураторов».
О том, что Минск спокойно смотрит на «возню недовольных прибалтов» сказал и председатель ЦИК РБ Игорь Карпенко, когда беседа коснулась МУС. «Мы не перестаём призывать соседей к благоразумию и адекватности», – подчеркнул он.
В Минске не исключают, что организованный Науседой накат – месть за прошлые неудачи. В 2019 году в инаугурационной речи он пообещал европейцам сблизиться с Беларусью и уговорить переориентироваться с востока на Запад. Год спустя затея провалилась с треском. С тех пор глава Литвы вышел на тропу войны, приютил беглых государственных преступников, замышлявших госпереворот по украинскому сценарию, разорвал любые контакты, стал требовать от партнёров по ЕС самых жёстких антибелорусских финансово-экономических рестрикций.
В случае с МУС Вильнюс, видимо, надеется на вердикт, заквашенный на «политической целесообразности». Бывшая президент Даля Грибаускайте «после Крыма» первой объяснила современную формулу правосудия: «Закон – законом, но необходимо учитывать геополитический контекст и политические последствия решения».
Именно так коллегия судей рассматривала противоречивые документы по так называемому «Делу 13 января 1991 года» об агрессии СССР против Литовского государства. В итоге подсудимым вынесли непропорционально высокие сроки лишения свободы.
Как поведут себя судьи МУС, пока не известно.