Как США развели с «зелёным переходом» даже Британию

Крупные энергетическое компании пересматривают планы развития «низкоуглеродного» бизнеса

К концу 2024 года, судя по тенденциям, европейские нефтяные гиганты осознали нерентабельность распиаренных американцами т. н. низкоуглеродных проектов, связанных с возобновляемыми источниками энергии (ВИЭ) и начинают отходить от развития т. н. зеленой, или возобновляемой, энергетики. Одновременно с этим активно пытаясь восстановить утраченные позиции в сфере добычи углеводородов. 

Наиболее наглядными примером в этом плане являются ведущие британские корпорации, начиная с «Бритиш петролеум». BP уже замедлила свои низкоуглеродные операции, остановив 18 потенциальных «водородных» проектов на ранней стадии и объявив о планах продажи «ветряных» и «солнечных» проектов. Недавно компания сократила свою «водородную» команду в Лондоне более чем наполовину – до 40 сотрудников. Представитель BP комментировать эти увольнения отказался.

А ведь всего лишь около пяти лет назад BP с большой помпой предприняла амбициозную попытку трансформироваться из нефтяной компании в бизнес, максимально ориентированный на низкоуглеродную зеленую энергетику. В настоящее время эти амбиции спрятаны поглубже, а британская компания активно пытается вернуться к своим истокам – как крупный игрок на нефтегазовом рынке с соответствующей историей роста, – чтобы «поставить на место» оживившихся конкурентов, восстановить стоимость своих акций и развеять опасения инвесторов относительно будущих прибылей. 

Тем временем конкуренты в лице Shell и контролируемой государством норвежской Equinor также сворачивают планы «энергетического перехода», реализацию которых начали еще в начале этого десятилетия. Equinor, являющаяся основным поставщиком природного газа в Европу с 2022 года, начала пересмотр своего зелёного низкоуглеродного бизнеса, получившего внутреннее название REN Adjust, в рамках которого было отменено несколько проектов на ранней стадии, чтобы сосредоточиться на якобы «более продвинутых» проектах по производству морской ветроэнергетики. На просьбу прокомментировать ситуацию представители Equinor заявили, что компания таким образом адаптируется к реалиям рынка: «Цель — усилить конкурентоспособность и эффективно конкурировать, когда отрасль восстановится после текущего спада».

Генеральный директор Shell Ваэль Саван пообещал применить жесткие меры для улучшения своих показателей и прибылей, а также сократить огромный разрыв в оценке стоимости компании с ее более крупными американскими конкурентами Exxon Mobil и Chevron. Преследуя эти цели, компания уже существенно сократила низкоуглеродные операции, включая зеленые проекты по строительству плавучих ветряных и водородных электростанций, ушла с европейского и азиатского (китайского) рынков электроэнергии, продала НПЗ и ослабила целевой показатель по сокращению выбросов углерода к 2030 году. Также Shell ищет покупателей для австралийской компании Select Carbon, которую приобрела в 2020 году (эта компания специализируется на разработке «сельхозпроектов, используемых для компенсации выбросов углерода»). 

Все эти процессы подстегиваются двумя факторами – энергетическим шоком, вызванным происходящем на Украине (не без помощи США и тех же британцев) и падением прибыльности многих проектов в области зеленой энергетики и возобновляемых источников энергии, особенно в сфере морской ветроэнергетики – из-за стремительно растущих затрат и технических проблем, а также проблем в цепочках поставок.

Сегодня для британских энергосырьевых гигантов очень большой проблемой является то, что одним из главных бенефицаров зелёного перехода на Британских островах является непосредственно королевская семья, владеющая половиной всей береговой полосы Британии, которую теперь и сдаёт в аренду под ветряки за миллиарды фунтов. Имея такую поддержку в самых верхах Туманного Альбиона, лейбористы просто приканчивают остатки традиционной энергетики. Они уже отключили последнюю в стране угольную ТЭС. Проекты-долгострои новых АЭС де-факто замораживаются. От добычи углеводородов в Северном море также пытаются отказаться, ну и, разумеется, стараются закрывать остающиеся НПЗ.

Тем временем британские власти вынуждены платить владельцам ветряков по миллиарду фунтов в год, чтобы те отключали подачу электричества! Дело в том, что погодные условия Туманного Альбиона от идеальных очень далеки: либо штиль и ветряки стоят без дела, либо, наоборот, штормит. В ветреный сезон ветряки перегружают обветшалую энергосеть Британии, поэтому их и приходится спешно и массово отключать. А ведь «зелёные» лоббисты рекламировали ветрогенерацию как оптимальный способ разрешения хронического энергокризиса в Британии. Но в итоге выясняется, что ветряки только создают проблемы. Однако кабинет лейбористов готов отдать ещё 8 млрд фунтов на возведение еще большего количества новых ветряков. Ведь деньги высокопоставленных лоббистов нужно отрабатывать. 

В таких условиях, по мнению экспертов, перманентный энергокризис в Великобритании и прочих европейских странах, власти которых, поведшись на американский PR и позеленев от натуги, педалируют и навязывают т. н. низкоуглеродные проекты в ущерб традиционной сфере добычи углеводородов будет продолжаться и дальше. Ну а пока ещё живой части британской промышленности останется либо закрываться, либо релоцироваться подальше, например в те же США. Фермеры, которых «зеленые» комиссары со всей присущей им одержимость «раскулачивают» и вынуждают отказываться от угодий в пользу ветряков и прочих «низкоуглеродных» конструкций, уже вовсю бунтуют. Ну а лейбористы только набирают темп со своим добиванием британской экономики.

Учитывая скалывающуюся ситуацию, руководство британских нефтяных гигантов пытается ее хоть как-то выправить.  В начале октября генеральный директор BP Мюррей Окинклосс подробно рассказал журналистам о своих планах по изменению ситуации на специальном онлайн-собрании. Он сообщил, что в настоящее время и в перспективе под его руководством BP может и будет развивать новые месторождения нефти и газа в противоположность зеленой стратегии своего предшественника Бернарда Луни, направленной на наращивание возобновляемых генерирующих активов, сокращение выбросов и постепенное снижение целевых показателей добычи нефти и газа. Также гендиректор BP планирует вложить миллиарды долларов в новые разработки нефтяных и газовых месторождений, в том числе на Ближнем Востоке и побережье Мексиканского залива в США – в рамках своей стратегии по повышению производительности и увеличению прибыли.

Ну а Международное энергетическое агентство тем временем заявило, что на фоне роста продаж электромобилей ожидает, что мировой спрос на нефть достигнет пика к концу десятилетия