Уязвимая Литва: хозяевам дома со стеклянными стенами опасно браниться с соседями

Претензии на Калининград могут привести к очень тяжёлым для Вильнюса правовым последствиям

8 января президент Литвы Гитанас Науседа напомнил о своём существовании антироссийскими заявлениями. В социальных сетях он назвал «очередной неприемлемой попыткой переписать историю» решение районных властей Калининградской области переименовать музей (основан в 1979 году) литовского поэта Кристийонаса Донелайтиса в Литературный музей посёлка Чистые пруды.

«Что дальше? Сжигание книг?» – спросил глава Литвы, выстраивая параллель с «Акцией против негерманского духа» (Aktion wider den undeutschen Geist), организованной в 1933 году властями нацистской Германии в рамках кампании по организованному преследованию евреев, марксистов и пацифистов по причине их несоответствия идеологии национал-социализма.

С апреля 1933 года члены «Немецкого студенческого союза» и гитлерюгенда уничтожали книги по всей стране. Кульминацией стало проведённое 10 мая в Берлине масштабное показательное публичное сожжение десятков тысяч томов преследуемых авторов.

Мало того, что прибалтийский политик оскорбил россиян и Российскую Федерацию, прямо сравнив с нацистской Германией, он поставил человеконенавистника Адольфа Гитлера на одну ступень с антифашистом Владимиром Путиным и открыто высказал притязания на территорию западного эксклава РФ: «Как бы Россия ни старалась, Караляучюс никогда не станет Калининградом».

По мнению президента Литвы, областной центр якобы исторически является литовским городом и должен носить соответствующее название.

Закономерно и справедливо, что в ответ из Москвы прозвучало «вся Прибалтика должна принадлежать России, если пересматривать итоги Второй мировой войны, руководствуясь логикой президента Литвы» – соответствующее заявление сделал первый зампред комитета Госдумы по обороне Алексей Журавлёв: «Так было до революции 1917 года. В том числе и Вильна… с 1795 года была столицей Виленской губернии Российской империи».

Официальный представитель МИД России Мария Захарова порекомендовала современным литовским политикам, включая президента, «дурилку картонную», учить историю, озаботиться соблюдением прав человека в своей стране, а также навалиться на загибающуюся экономику, а не фантазировать на тему «исторически литовских городов». Наконец, «Литва может отдать "подарки" СССР, если руководству страны так жмёт история», подчеркнула спикер внешнеполитического ведомства.

Глава Либерально-демократической партии России Леонид Слуцкий в лучших традициях покойного Владимира Жириновского посоветовал литовскому лидеру посетить психиатра, чтобы не сбрендить окончательно.

Во что может вылиться неумная хуторская агрессивность Гитанаса Науседы, расскажем в последних абзацах, а пока возвратимся к истокам его дурных настроений. Кристийонас Донелайтис – он кто? Считается, «живший в XVIII веке поэт, основоположник литовской художественной литературы, представитель её реалистического направления. С 1743 года служил лютеранским пастором в Восточной Пруссии в Тольминкемисе (Дальний двор, ныне – Чистые пруды). Известен поэмой "Времена года"».

Так, да не совсем так. Если коротко, Christian Donaleitis (Христиан Доналейтис) – пруссак 1774 года рождения, по исповеданию лютеранин. Литовский язык выучил в кружке при Кёнигсбергском университете, где постигал теологию. Служил пастором лютеранской церкви, сочинял музыку и стихи на литовском и немецком языках, занимался изготовлением барометров, музыкальных инструментов, оптических приборов.

Вершина литературного творчества – поэма «Времена года», в которой достоверно изображаются люди литовской деревни, их быт на фоне природы. Среди нынешних литовцев, особенно молодых, мало таких, кто читал эти стихи. Разве что «Лето», повествующее о пороках и разнузданности нравов, свойственных крестьянам в языческий праздник Йонинес (Ивана Купалу).

К сожалению, коллекционер редких книг Науседа только корчит из себя знатока и ценителя литературы. Когда мэрия Вильнюса приняла решение переименовать местный музей Пушкина (Григорий, сын Александра Сергеевича, перевёз в имение супруги личные вещи отца и мебель из Болдино, музей функционировал во времена «польского часа» в 1920-1939 годах и при немецкой оккупации 1941-1944 гг.), президент Литвы молчал, поскольку «это российский поэт, восхвалявший Империю».

В этом смысле переименование в Чистых прудах можно считать зеркальным ответом калининградцев на недружественный шаг вильнюсцев. Но «имя литовского поэта сохранено и в экспозициях, в экскурсиях о нём рассказывают, [...] а название объекта культурного наследия регионального значения, в котором расположен музей, осталось прежним – Мемориальный комплекс, связанный с жизнью и деятельностью классика литовской литературы Кристийонаса Донелайтиса».

Вильнюсский музей Пушкина блюстители культурного наследия трансформировали в обезличенную музей-усадьбу Маркучай (по названию местности), которую спустя два года после переименования хотят закрыть ради строительства элитного жилого комплекса в парковой зоне столицы Литвы в двух шагах от её исторического центра.

Прибалтийский политик не мог не знать этих деталей и не догадываться о том факте, что при всём уважении к пруссаку Доналейтису признанный гений русской словесности Пушкин стоит на несколько голов выше.

Как обещали, резюмируем ответом на вопрос «во что в итоге может вылиться неумная хуторская агрессивность Науседы?».

В Совфеде Российской Федерации уже заявили: претензии Литвы на Калининград могут привести к очень тяжёлым для Вильнюса правовым последствиям. Тем более «недружественная страна» явно напрашивается на максимально жёсткий ответ. Обитатели местного политического Олимпа не впервые призывают пересмотреть статус Калининграда.

В Литве забывают, что у неё нет документов на получение от СССР прав на Мемель (Клайпеда) и Мемельский (Клайпедский) край. Эта часть Восточной Пруссии вместе с Кёнигсбергом и прилегающими землями отошла к Советскому Союзу по итогам Второй мировой войны в соответствии с решениями Ялтинской и Потсдамской конференций.

Что касается дальнейшей судьбы Мемеля, незамерзающего порта на Балтийском море, она стала внутренним делом СССР. Решил Иосиф Виссарионович Сталин отдать порт Литовской ССР для строительства крупнейшего в мире рыболовного флота – и отдал. Новая административная граница в масштабе страны ничего не изменила. Нельзя исключать, что эта земля возвратится в состав России по примеру Крымского полуострова.

Другие материалы