В истории отношений России и США было не так много событий, озаренных дружбой и взаимопониманием. Пришло время напомнить об истории, происшедшей 65 лет назад. Тогда патрульный самолёт американского авианосца Kearsarge обнаружил дрейфующую в Тихом океане баржу Т-36, на которой находились люди. Это были советские военнослужащие Асхат Зиганшин, Филипп Поплавский, Анатолий Крючковский и Иван Федотов.
С помощью вертолётов их переправили на авианосец. Там они, как могли, рассказали своим спасителям, что судно, на котором они находились, во время чудовищного шторма оторвало от места стоянки на острове Итуруп на Курилах и унесло в Тихий океан. Их невиданная эпопея началась 17 января 1960 года.
На судне оказался минимальный запас продовольствия: пара банок консервов, немного гороха и пшена, две буханки хлеба, банка жира и бачок с пресной водой. Плюс несколько пачек папирос и три коробка спичек…
Солдаты не знали, что их несёт «синее течение» Куросио, которое прозвали «течением смерти». Но для них оно оказалось путём жизни. За время своего вынужденного путешествия Зиганшин, Поплавский, Крючковский и Федотов прошли огромное расстояние: 900 морских миль -1700 километров. Сигнал SOS! отправить они не могли – радиопередатчик вышел из строя.
После того как закончилось съестное, солдаты, чтобы «обмануть» желудок, варили ремни, куски кожи от гармошки, мазали их техническим вазелином и ели. Примерно такие «продукты» использовали жители блокадного Ленинграда…
«Путешественников» донимал не только голод, но и холод. Сбивали с ног сильные порывы ветра, дождь сменял снег. К тому же баржу заливали волны, высотой в несколько этажей. Тем не менее ребята не пали духом даже когда дело приняло совсем скверный оборот. У них начались галлюцинации – чудились голоса, шум моторов. Они, сильные и здоровые, настолько ослабели, что уже не могли подняться на ноги, чтобы откачать воду, заливавшую их судно.
…Эпопея экипажа баржи Т-36 завершилась 7 марта 1960 года, на 49-й день дрейфа, когда его обнаружили американцы. Разумеется, сначала они накормили гостей. Хозяев корабля поразило, что голодавшие столько дней парни сохранили человеческий облик и не набрасывались на еду с жадностью, а спокойно передавали тарелку товарищам.
Они ели понемногу, понимая, что большая порция пищи таит для них страшную угрозу. По словам Зиганшина, он узнал об этом в детстве, во время Великой Отечественной, когда изголодавшиеся люди набрасывались на еду и через некоторое время погибали.
После завтрака солдат повели в душевую. Там Зиганшин неожиданно потерял сознание и очнулся уже в лазарете. Он был командиром баржи и на него пала основная нагрузка.
По словам главного врача авианосца Фредерика Беквита, солдаты потеряли в весе по нескольку килограммов, однако очень быстро наверстали упущенное. Эскулап также отметил, что тяжелое путешествие не отразилось на здоровье молодых людей. Уже через несколько дней фотографии модно постриженных парней в элегантных костюмах украсили первые полосы зарубежных газет и журналов. Они были очень похожи на «ливерпульскую четверку» The Beatles.
…Когда авианосец прибыл в Сан-Франциско, его ждала несметная толпа репортеров. На пресс-конференции члены экипажа Т-36 ответили на многочисленные вопросы. В частности, журналисты интересовались, почему солдаты от голода… не съели друг друга. Молодые люди удивились и под смех зала ответили совершенно серьезно: «Нас учили, что человек человеку друг, но никак не обед».
Герои океана стали гостями Сан-Франциско, где их восторженно встречали жители. Мэр города Джордж Кристофер вручил героям символические ключи от города. Это была высшая степень признательности. Ранее таких знаков внимания удостаивались лишь двое представителей России: балерина Галина Уланова и лидер СССР Никита Хрущёв.
В то время сам глава Советского Союза находился с официальным визитом во Франции, где с его принимали президент страны Шарль де Голль и премьер-министр Мишель Дебре. Тон общения был ровный, благожелательный и создавалось впечатление, что обе стороны сделали решительные шаги навстречу другу.
В начале 1960-х годов люди в разных странах надеялись, что холодная война между Востоком и Западом уходит в прошлое. Осенью 1959-го Хрущёв прилетел в США и находился там почти две недели. Импульсивный и порывистый русский, руководитель большой и загадочной страны пришелся по нраву американцам. Они гостеприимно встречали его и, прощаясь, выкрикивали: «Никита, приезжай еще!»
Хотя во время визита Хрущева не было заключено ни одного соглашения, его итоги были признаны удачными. Обе стороны показали миру, что могут мирно беседовать, договариваться и не грозить друг другу ядерным оружием. Прощаясь с президентом США Дуайтом Эйзенхауэром, советский лидер пригласил его в СССР. Поездка должна была состояться в 1960 году.
После такого альянса советская пресса резко поменяла тон. Американцы еще не стали друзьями, но уже перестали быть врагами. А после того, как моряки США вызволили из океанского плена четверых солдат из СССР, судьба укрепила русских в мысли, что их партнеры совсем неплохие парни и с ними можно иметь дело.
В советских газетах много писали о добром отношении американцев к экипажу Т-36. Это касалось и экипажа авианосца, и людей, приславших многочисленные письма, в которых они выражали восхищение подвигом молодых людей.
Хрущев отправил письмо Эйзенхауэру, в котором, в частности, говорилось: «Советские люди видят в благородном поведении американских моряков, в заботливом отношении к советским юношам американских властей выражение отношений дружбы, которые развиваются между нашими странами…»
Тем не менее молодые люди очень переживали, что попали на территорию США. «На барже так не боялся, как на американском авианосце, – признавался Зиганшин. – Остерегался провокаций, опасался, что нас в Штатах оставят, не разрешат вернуться домой. А если отпустят, что ждет в России? Не обвинят ли в измене Родине? Я же советский солдат, комсомолец и вдруг попал в пасть акулам мирового империализма…»
При этом Зиганшин отмечал, что американцы относились к нему и его товарищам очень гостеприимно. И даже сварили для них вареники с творогом, о которых те мечтали во время эпопеи.
«И все же в первые дни после спасения я всерьез подумывал о самоубийстве, примерялся к иллюминатору, хотел выброситься. Или на трубе повеситься», – вспоминал Зиганшин.
Когда он и его товарищи покидали авианосец, его капитан Роберт Таунсенд выстроил на палубе весь экипаж, и американские моряки душевно попрощались со своими гостями. Эта церемония чем-то напоминала дружеское общение союзников после окончания Второй мировой войны.
Вскоре на борт Kearsarge пришли подарки из СССР – для Таузенда был приготовлен советский адмиральский кортик, для других моряков – золотые часы, фотоаппараты «Киев» и «Зоркий».
…В марте 1960 года Москва торжественно встретила четверку героев. Их наградили орденами Красной звезды, а министр обороны Родион Малиновский вручил именные штурманские часы с напутствием: «Чтобы больше не блуждали».
Слава героев была огромной и буквально перешла все границы. О Зиганшине, Поплавском, Крючковском и Федотове складывали стихи, песни. Их сравнивали с героями революции, борцами против кулаков и воинами Красной армии, сражавшимися в Великой Отечественной войне. Был снят фильм «49 дней», в котором действующие лица фигурировали под другими фамилиями.
…Если бы в Москву спустя несколько месяцев прибыл с ответным визитом Эйзенхауэр, ему, возможно, представили бы четвёрку отважных. И вспомнили бы добрым словом американских моряков, которые способствовали развитию советско-американской дружбы.
Увы, это оказалась лишь мечтой. 1 мая 1960 года под Свердловском советская ракета сбила американский разведывательный самолет U-2, вторгшийся в пределы СССР. Москва потребовала от Вашингтона извинений, но и не дождалась их. Так возник очередной виток напряженности в отношениях двух стран. И лед холодной войны снова окреп.