Битва за ресурсы Африки: правительство Мали – против канадской Barrick Gold

В Бамако высоко ценят взаимовыгодное сотрудничество с Россией

«Караул, ограбили!» - так или почти так реагирует западная пресса на то, что правительство Мали после бесконечных споров с канадской золотодобывающей компанией Barrick Gold Corp о том, кто кому должен, просто-напросто отправило на шахты военный вертолёт, который вывез золото на 245 миллионов долларов из-под носа владельцев. «Barrick Gold Corporation сегодня подтвердила, что компании по-прежнему запрещено поставлять золото с горнодобывающего комплекса Лоуло-Гункото в Мали. Кроме того, правительство Мали в настоящее время выполнило временный приказ о наложении ареста на золото, переместив имеющиеся запасы золота со склада в банк-хранитель, что еще больше предотвратило отправку и продажу золота. В результате компания Barrick, к сожалению, инициировала временную приостановку своей деятельности на то время, пока она продолжает работать над решением проблемы», – с прискорбием известил акционеров 14 января официальный сайт компании. 

Африка – это 42% золотых месторождений мира, 19% урана, 60% марганца, почти по 50% хрома, титана и бокситов. Материк обеспечивает 90% мировой потребности в платине, 52% в алмазах, здесь же 80% колтана, незаменимого материала при производстве электронной техники. Ключевым преимуществом местных полезных ископаемых стал тот факт, что они залегают близко к поверхности, и их можно разрабатывать без сверхдорогих технологий. Принято считать, что континенты начинают развиваться с приходом туда цивилизации, но с Африкой все вышло с точностью до наоборот. Появившись там, «развитые и демократичные» европейцы стали активно превращать её в свою колонию. После Второй мировой, когда начался процесс деколонизации Африки, старые колонизаторы заработали на новый лад, заменив кнут на долги своим банкам. Возможность пойти по социалистическому пути развития, чему активно способствовал СССР, рухнула вместе Союзом, и на континенте доминировали англосаксы с «демократией». Умнее были индусы с китайцами. Они стали заключать контракты, не вмешиваясь во внутренние африканские дела и теперь с каждым годом укрепляют свое влияние.

Но вернёмся к Мали. Ещё в октябре правительство страны обвинило канадскую компанию Barrick Gold в невыполнении обязательств по контрактам двух её компаний золотодобывающего комплекса Луло-Гункото, одного из крупнейших в мире, 80% акций которых принадлежит канадцам. С точки зрения Bloomberg, Barrick Gold Corp. в знак протеста «останавливает добычу полезных ископаемых в Мали после того, как правительство начало вывозить золото из крупнейшего в стране рудника в рамках последней эскалации многомесячного спора. И теперь компания, занимающая второе место в мире по добыче золота, прекратит деятельность на обширном комплексе Луло-Гунькото… если власти западноафриканской страны продолжат ограничивать экспорт и нарушать работу предприятий». Как канадцы возмутились!

«Компания Barrick Gold заявила, что ей придется приостановить добычу в Мали после того, как правительство изъяло запасы золота из комплекса компании в Луло-Гункото и вывезло их на вертолете в минувшие выходные. В субботу с горнодобывающего комплекса на западе Мали было вывезено около трех метрических тонн золота, сообщили Reuters в понедельник два источника, один из которых оценил стоимость золота в 245 миллионов долларов»,подхватило и агентство. 

К слову, только за первый квартал прошлого года Barrick Gold добыла в странах Африки 9,6 тонны золота, сообщает агентство Ecofin. Канадка ведет в Африке добычу золота на пяти рудниках, и только на Лоуло-Гункото взяла 3,9 тонны драгметалла. На крупнейшем в Африке золотом руднике Кибали, находящемся в Демократической Республике Конго, – 2,1 тонны золота. На двух рудниках в Танзании – 1,3 тонны и 1,19 тонны. В Кот-д'Ивуаре – тонну. Согласно агентству, в ушедшем году Barrick Gold добыл в Африке 40 тонн золота. И на тебе – с ноября власти запретили Barrick вывозить драгоценный металл из страны, начали изымать золото, хранящееся на руднике, и выдали ордер на арест главного исполнительного директора Марка Бристоу…

А почему? Bloomberg негодует: ведь Barrick Gold в начале октября перечислил правительству 85 миллионов долларов США. Ну да, выплатил с 3,454 миллиарда годовой прибыли с одного только Лоуло-Гункото… Понятно, что корень вопроса – в цифрах: в Мали, кроме роялти, государству и местным инвесторам «иностранцы» выделяют долю акций горнодобывающих компаний – стало быть, долю в прибыли. В 2023 году правительство страны приняло новый Горнорудный кодекс, согласно которому государству и местным инвесторам следует выделять до 35% акций вместо прежних 20% акций горнодобывающих компаний. «Иностранцам», и прежде всего англосаксонским, на это было демонстративно начхать. Чтобы подчинить их закону, пришлось даже арестовать генерального директора австралийской компании Resolute Mining и ещё двух его сотрудников прямо во время переговоров. А в сентябре минувшего года были задержаны и четверо сотрудников канадской компании Barrick Gold. Правительство Мали обвиняет эти иностранные компании в неуплате налогов и финансовых махинациях. По данным аудита золотодобывающего сектора за 2023 год, страна недополучила от 490 до 980 миллионов долларов США полагающихся выплат. Бамако намерен эти потери вернуть. 

Однако Barrick заявила, что результаты аудита «некорректны», а пересмотренный Горнорудный кодекс «не должен распространяться» на действующие рудники, поскольку это им невыгодно. Хотя другие крупные производители золота в Мали уже объявили о заключении соглашений с правительством, которые предполагают крупные выплаты государству и более высокие ставки роялти. 

Кому и сколько платит приходящий в Африку «иностранец», сия тайна великая есть. Но очевидно, что это зависит от верхушки государственной власти и того уровня независимости от иностранных инвестиций, который она себе может позволить. При этом уровень иммунитета от давления с Запада прямо зависит от политической ситуации на континенте, разделённом на 54 «независимости», где основная часть населения нищенствует. Причем причины бедности населения богатейшего континента планеты у всех на виду. Добывая 30% мирового производства золота, Африка зарабатывает на добыче золота недостаточно средств для своего развития – могла бы зарабатывать больше, но ранее заключённые концессионные договоры ограничивают прибыль государств, говорится в докладе Африканского банка развития «Добыча золота в Африке: увеличение прибыли стран Африки». Банк сообщает, что несмотря на растущие цены на золото несколько лет подряд, многие страны континента имеют с этого неадекватно низкую прибыль из-за несправедливых концессионных договоров с иностранными золотодобывающими компаниями. С 2000 года цена золота выросла более чем в пять раз. Однако это никак не отразилось на концессионных соглашениях и размерах роялти, в этих соглашениях прописанных. Большинство месторождений золота в Африке принадлежат транснациональным компаниям. Поэтому единственная выгода стран Африки от добычи золота на континенте – это налоговые сборы. Однако, эти золотодобывающие компании имеют уровень налогов ниже, чем это принято в добывающей промышленности. Взятки местным представителям власти стали тому причиной или политическое давление бывших метрополий – можно только гадать. Но сопротивление, если оно зарождается в местной элите, приносит немедленные плоды. Так в 2006 году правительство Либерии распорядилось пересмотреть все концессионные соглашения, подписанные между 2003 и 2006 годами, на предмет их выгоды для государства от добычи золота на своей территории, и из 105 соглашений 36 были расторгнуты, а 14 – подверглись пересмотру. 

Ответ на вопрос о том, откуда набралось решимости начать борьбу с грабителями своих недр правительство Мали, следует в увязке с поставками российской военной техники этому государству, объявленные под занавес ушедшего года. «Мы высоко ценим оперативность поставок всего военного оборудования, которое закупает Мали, и всю поддержку, которую мы получаем от России», – заверил в октябре глава малийского МИД Абдулай Диоп.

…Считается, что Россия заключает соглашения с Африкой на взаимовыгодных условиях и обеспечивает там военную поддержку местным властям. В глазах африканцев это тем более ценно, что Китай, к примеру, действует здесь даже хуже, чем США, выдавая кредиты на кабальных условиях и выкупая целые территории под собственные предприятия.