Азербайджан углубляет энергетическую кооперацию с Турцией

Азербайджан углубляет энергетическую кооперацию с Турцией

Реализация планов поставок российского природного газа в Иран предполагает очень непростые переговоры с Баку

22 января SOCAR Turkiye Enerji, турецкое подразделение Государственной нефтяной компании Азербайджана (SOCAR) с численностью персонала более 10 тыс. чел., и компания Nakkaş Holding со штаб-квартирой в Стамбуле подписали долгосрочный протокол о сотрудничестве, предполагающий развитие логистики железнодорожных перевозок продукции SOCAR и создание объекта для торговли и хранения авиационного топлива в аэропорту Сабиха Гёкчен. Ранее, 6 января, в SOCAR озвучили планы инвестировать 7 млрд долл. на строительство в ближайшие годы новых нефтехимических предприятий в Турции. 

Как сообщил глава бизнес-подразделения SOCAR Turkiye по нефтепереработке и нефтехимии Кянан Мирзоев, в 2008-2024 гг. в развитие производственных объектов приватизированной SOCAR нефтехимической компании Petkim вложено 2 млрд долл. За тот же период общие инвестиции компании в экономику Турции составили более 18 миллиардов долларов, что сделало SOCAR, по утверждению её генерального директора Эльчина Ибадова, крупнейшим иностранным инвестором в стране: «Начиная с [2024] года, переработка сырой нефти достигла 13 млн т… 18% потребности Турции в переработанных нефтепродуктах были покрыты SOCAR Türkiye». 

В 2018 году Азербайджан провёл крупнейшую разовую иностранную инвестицию в Турции, построив в провинции Измир нефтеперерабатывающий завод SOCAR Star мощность которого составляет около 214 000 баррелей в сутки.

С начала 2000-х годов SOCAR превратилась в достаточно крупного международного игрока, располагающего финансовыми возможностями и опытом реализации крупных проектов как внутри страны, так и за рубежом. Устойчивое проникновение SOCAR в Турцию и далее на Балканы и в Восточную Европу позволяет Баку продвигать свои геополитические и геоэкономические интересы, укрепляя стратегический союз с Анкарой по многим важным направлениям.

Неуклонно растущий спрос на энергоносители, особенно на природный газ, делает энергетическое партнёрство с каспийской страной весьма важным для Турции, в 2024 году нарастившей импорт природного газа из Азербайджана на 6,68 млрд куб. м. В июле 2024 года экспорт газа с месторождения Шах-Дениз в Турцию превысил 1 млрд кубометров – на 13,65% больше, чем за аналогичный период прошлого года. 

Текущие показатели импорта свидетельствуют о том, что спрос Турции на природный газ продолжит расти в ближайшие годы, что делает постоянные инвестиции SOCAR Türkiye перспективным вложением, едва ли подверженным долгосрочному риску. Кроме того, компания объявила о планах строительства дополнительных химических предприятий в Турции для увеличения доходов и снижения зависимости страны от импорта (например, полиолефинов).

Кроме того, на фоне растущего значения зелёной энергетики SOCAR Türkiye планирует начать производство экологически чистого авиационного топлива, которое может быть получено либо из водорослей, либо из обычных бытовых масел. Такой подход дополняет новую зелёную энергетическую стратегию Баку, о которой много говорилось на недавней конференции COP29 на берегах Каспия.

Несмотря на положительную динамику в энергетическом партнёрстве между Баку и Анкарой, в частности в проектах SOCAR в Турции, статус-кво в регионе изменился, отмечают наблюдатели. К примеру, затяжные военные действия между Израилем и ХАМАС в 2023-2024 гг. усилили антиизраильские настроения в мусульманских странах, к которым не могло на прислушаться и правительство Эрдогана, вынужденно перейдя от громогласной риторики, рассчитанной главным образом на внутреннюю аудиторию, к практическим действиям. Стратегическое партнёрство Баку и Западного Иерусалима, включая поставки сырой нефти компанией SOCAR в Израиль, встретило в Турции острую реакцию, включая протестные манифестации перед представительством SOCAR в Стамбуле. Несмотря на объявленное в мае Анкарой полное торговое эмбарго в отношении Израиля, поставки нефти через турецкий порт Джейхан на Средиземном море продолжаются. Как и прежде, нефть с месторождений Западного Каспия следует на международные рынки по трубопроводу Баку – Тбилиси – Джейхан, оператором которого является британская транснациональная компания BP. Как утверждают турецкие официальные лица, Анкара лишь обслуживает трубопровод и не контролирует конечных покупателей нефти.

SOCAR остаётся весьма серьёзным инструментом государственной политики Баку, предоставляющим ему рычаги влияния на ближайших соседей и явно расширяющим своё присутствие в Центральной Азии, на Балканах, в Восточной Европе и, возможно, на Ближнем Востоке.  Динамично меняющийся геополитический ландшафт на Ближнем Востоке, а в частности свержение «режима Асада» в Сирии при прямом участии поддерживаемой Турцией запрещённой в России террористической группировкой «Хайят Тахрир аш-Шам» открыл для Анкары и её давнего союзника новые горизонты.

Как сообщил (одновременно с информацией о планах расширения деятельности в Турции) Э. Ибадов, компания может начать поставлять в Сирию природный газ и электроэнергию, после того правительство Азербайджана примет окончательное решение по этому вопросу.

Ранее, 30 декабря 2024 года, заместитель министра иностранных дел Азербайджана Ялчин Рафиев прибыл в Дамаск и провёл встречу с временным министром иностранных дел Ассадом Хасаном аш-Шибани, выразив солидарность Баку с суверенитетом и территориальной целостностью Сирии. Дипломатический визит высокого уровня едва ли случаен после 13-летней паузы в дипломатических отношениях между Азербайджаном и Сирией. Одновременно стало известно об отправке в арабскую страну 200 тонн продовольствия в качестве гуманитарной помощи.

Заявления SOCAR и других официальных лиц свидетельствуют о неизменном «разновекторном» внешнеполитическом курсе Азербайджана, позволяющем, как считается, формировать двусторонние и многосторонние форматы партнёрства в регионе и за его пределами, дистанцируясь от региональных или глобальных держав, таких как Россия или Иран. Так, едва ли случайно в недавнем интервью The New York Times, комментируя авиакатастрофу самолёта AZAL в Актау, глава Центра анализа международных отношений Фарид Шафиев заявил, что так называемое «имперское высокомерие» («imperial arrogance») России якобы проявилось в попытках запутать обстоятельства трагедии: «Они по-прежнему смотрят свысока на все эти бывшие советские страны», что может оказаться ошибочным, ибо, как свидетельствуют недавние изменения в Сирии, обстоятельства могут измениться весьма быстро. Ссылаясь на некие российские источники, широко тиражируемые европейскими СМИ, азербайджанский международный новостной канал AnewZ утверждает, что самолет рейса 8243 авиакомпании AZAL был якобы сбит ракетой, выпущенной из зенитно-ракетного комплекса «Панцирь-С1», доставленного в Россию из Сирии. Как и ранее, в Баку требуют от Москвы выполнения выдвинутых 29 декабря Ильхамом Алиевым требований, не исключая обращения в международные суды и «точкой разлома в азербайджано-российских отношениях», если Москва откажется взять на себя ответственность за трагедию, в которой погибли 38 пассажиров из разных стран и 29 получили ранения. Возможно частичное сворачивание контактов и даже развитие событий по аналогии с азербайджано-иранским кризисом 2021-2022 гг., последствия которого, несмотря на взаимную заинтересованность сторон в транзите грузов, в полной мере не преодолены до сих пор.

В то время пока официальные итоги расследования инцидента 25 декабря 2024 г. пока не оглашены, не исключено, что информационной шумихой не в последнюю очередь повышаются ставки в диалоге Баку с Москвой и Тегераном, в том числе по актуальным вопросам экономического взаимодействия и транзита энергоресурсов. Так, реализация заявленных по итогам переговоров В. Путина и М. Пезешкиана амбициозных планов по наращиванию поставок природного газа из России в Иран с 2 до 55 млрд куб. м в год едва ли возможна без задействования (и модернизации) газотранспортной системы Азербайджана, что может повлечь проблемы, обусловленные вышеупомянутой «многовекторной» внешней политикой Азербайджана. Как отмечает глава бакинского Центра исследований Южного Кавказа Фархад Мамедов, «в принципе система газопроводов советских времён позволяет поставлять через Азербайджан до 10 миллиардов кубометров газа в год. Правда, для этого необходимо обновить компрессорные станции и реконструировать имеющуюся систему. Помимо этого, увеличение объема поставок до более значительных масштабов потребует строительства нового трубопровода, то есть миллиардных инвестиций… планы России по поставкам больших объёмов газа через Азербайджан в Иран с последующей продажей через Турцию в Европу (выделения наши. – Ред.) выглядят пока довольно туманно. Куда более реальна в ближайшей перспективе поставка нескольких миллиардов кубометров газа в Иран за счёт реконструкции существующей еще со времён СССР системы газопроводов». 

Эксперты сходятся во мнении, что цена продаваемого через Азербайджан в Иран российского газа будет заметно ниже европейского рынка, и Азербайджан, по мнению Мамедова, «как транзитная страна, может извлечь немалую выгоду из транспортировки российского газа в Иран… на фоне ужесточающихся санкций коллективного Запада против России и Ирана, эта сделка сопряжена с определёнными рисками, сбрасывать со счетов которые было бы крайне недальновидно».

К этому стоит добавить заявление Зеленского по итогам встречи с Алиевым в Давосе о готовности возобновить по территории Украины транзит природного газа, но только не российского, а азербайджанского. Также можно предположить, что планы интенсификации энергетического сотрудничества с Тегераном предполагают затяжной торг Москвы с Баку, следствием которого могут стать дальнейшие подвижки в геополитическом ландшафте Кавказа, и без того радикально изменившемся за последние несколько лет.

Другие материалы