Дональд Трамп мечтает о «Великом Израиле»

Из истории проекта, кардинально изменившего Ближний Восток

Америка всегда была неравнодушна к Израилю. Она еще с начала прошлого столетия активно поддерживала идею сионистов по созданию в Палестине Государства Израиль. А после его создания в 1948 году оказывала ему всяческую политическую, экономическую и военную помощь. И до сих пор продолжает оказывать. Ни одно другое государство мира на такую помощь рассчитывать не может. Своими обещаниями поддерживать Израиль 47-й президент США, кажется, превзошел всех предыдущих хозяев Белого дома. 

На первый взгляд, эти обещания не укладываются ни в какую логику. А на самом деле все очень просто: Америка изначально создавалась как «Новый Израиль» – по некоему образу и подобию того государства, в котором некогда жили ветхозаветные евреи. Профессор А. А. Столешников в работе «О чём умолчал Карл Маркс» пишет: «Америка – это Новый Израиль и всегда им был с самого основания, по всему замыслу первых евреев-эмигрантов и отцов-основателей Америки». 

То государство, которое была создано на Ближнем Востоке решением ООН в 1948 году, можно назвать ремейком «Старого Израиля». В мире уже почти 77 лет сосуществуют и тесно сотрудничают два государства – «Новый Израиль» и «Старый Израиль». Они имеют единую идейную платформу и общие геополитические цели. У вождей «Нового Израиля» и «Старого Израиля» есть также понятие «Большой Израиль» – ближневосточное государство в пределах тех границ, которые существовали в период наибольшего расцвета ветхозаветного Израиля (во времена царей Давида и Соломона – XI – X вв. до Р.Х.). Нынешние власти США и Израиля публично заявляют, что созданное в 1948 году государство должно стать «Большим Израилем», т. е. значительно расширить свою нынешнюю территорию за счет соседних ближневосточных государств. И применение военной силы для этого вполне оправданно. 

Но у вождей Нового Израиля и Старого Израиля есть еще понятие «Великий Израиль». Совсем «Великий». Такой Великий Израиль должен охватывать весь мир и управляться «богоизбранным народом». Но о планах построения «Великого Израиля» вожди Нового и Старого Израилей предпочитают помалкивать. И строительство «Великого Израиля» до последнего времени прикрывалось словами о так называемой «глобализации» как некоем «объективном процессе», не зависящем от воли и желания политиков и государственных деятелей. А всяким независимым наблюдателям и экспертам, которые усматривали в глобализации наличие некоего «субъективного фактора», немедленно приклеивали ярлык «конспиролога». 

После такого предисловия хочу более подробно показать, что освоение Америки колонистами Старого Света выглядело как строительство Нового Израиля. По данному вопросу имеется прекрасный источник – книга известного немецкого социолога Вернера Зомбарта «Евреи и хозяйственная жизнь». Впервые она была издана в 1911 году в Германии. Через год уже появился ее перевод в России. Для многих книга оказалась самым настоящим откровением. Тогда уже говорили, что сложившийся во многих странах мира общественный строй называется «капитализм». Другой немецкий социолог Макс Вебер в книге «Протестантская этика и дух капитализма» (1905 год) писал, что капитализм родился на почве протестантизма, который, в свою очередь, был порожден Реформацией Мартина Лютера. А вот Вернер Зомбарт доказывал, что капитализм зарождался и развивался благодаря евреям с их особой идеологией и религией. Но я об этих фундаментальных вопросах сейчас говорить не буду, а желающих в них разобраться отсылаю к свой книге «Религия денег. Религиозно-духовные основы капитализма» (М.: Библиотека РЭО им. С.Ф. Шарапова, 2018). 

В упомянутой книге Зомбарта большой интерес представляет тот ее раздел, в котором говорится о роли евреев в становлении Америки и американского капитализма. Как известно, к началу ХХ века (т. е. времени, когда Зобмарт писал книгу), Соединенные Штаты по своему экономическому развитию вышли уже на уровень Великобритании, Германии и Франции, а по темпам развития даже опережали их. Зомбарт констатирует: «Соединенные Штаты стали в хозяйственном отношении тем, что они есть, главным образом, благодаря влиянию еврейских элементов». Это было очень смелое заявление, поскольку как раз считалось, что в Америке влияние таких «еврейских элементов» было минимальным (по сравнению со Старым светом). А Зомбарт настаивает на том, что это ошибочное мнение; что, наоборот, действие «еврейского духа» в Америке является наиболее сильным: «И все-таки я поддерживаю свое утверждение, что и Соединенные Штаты – и что даже ни одна страна так, как Соединенные Штаты – исполнены еврейского духа. Впрочем, в иных американских кругах – и как раз в кругах людей, способных судить о вещах – это знают очень хорошо». Зомбарт даже ссылается на признания ряда американских президентов. Так, он цитирует действовавшего (на момент написания книги) президента Теодора Рузвельта, который участвовал в пышном мероприятии по случаю 250-летней годовщины поселения евреев в Америке (датой первого такого поселения считается 1655 г.) и заявил, что евреи очень помогли в создании страны: «Я считаю, что можно с уверенностью сказать: очень немногие нации в нашей стране, а может быть, и ни одна другая - прямо или косвенно оказали столь сильное влияние на формирование американского образа жизни».

А бывший до Рузвельта президент Гровер Кливленд выразился по тому же поводу: «Немногие – или даже вообще ни одна – из образующих американский народ национальностей не оказали большего прямого или косвенного влияния на создание современного американизма, чем еврейская нация».

Далее Зомбарт переходит к фактам и статистике, показывая позиции евреев в разных секторах американской экономики. Речь идет о сталелитейной и угольной промышленности, также табачной, асфальтовой, о связи и транспорте (телеграф и железные дороги), о банковском секторе. Ряд секторов и рынков американской экономики они монополизировали: «…в Америке евреи почти монополизируют – или же, по крайней мере, монополизировали в течение долгого времени – целый ряд весьма существенных отраслей торговли. Я имею здесь в виду, главным образом, торговлю зерновым хлебом на Западе; торговлю табаком, хлопком. С первого же взгляда ясно, что это три жизненных нерва американского народного хозяйства». 

Неоднократно Зомбарт называет евреев «нервом» или «золотой нитью» американской экономики: «Евреи – это как бы совсем особая нить, это, можно сказать, как бы золотая нить, вплетенная в ткань американского народного хозяйства от его начала до конца, так что хозяйственная жизнь Америки с первого же момента получает от них свой отпечаток». Я бы еще сравнил евреев с «закваской», сформировавшей «капиталистический дух» Америки, в которой англосаксы и другие европейцы количественно преобладали. Такого «капиталистического духа» в Старом Свете было меньше.

Конечно, кроме «капиталистического духа» укреплению Нового Света и получению независимости от Старого Света способствовали также еврейские капиталы, которые еще были накоплены до колонизации: «…только благодаря поддержке некоторых богатых еврейских домов колониям удалось добиться самостоятельного государственного устройства». 

В последние десятилетия XIX века началась мощная иммиграция евреев из Европы и России. А поскольку, по мнению Зомбарта, евреи особенно склонны к бизнесу, то через некоторое время такой их приток в Америку может обеспечить мощный рывок капиталистического развития страны. Он пишет: «…повсюду стало в колоссальных размерах чувствоваться значение евреев для американской хозяйственной жизни, как количественного фактора. Пусть вспомнят только, что теперь в одном Нью-Йорке живет уже больше миллиона евреев и что из эмигрировавших евреев огромное большинство еще не начинало капиталистической карьеры». 

Хотя в Америку также прибывают большие массы людей других национальностей, но они не столь склонны к бизнесу, как евреи, а потому позиции евреев в американской экономике будут усиливаться: «Если положение дел в Америке будет и в дальнейшем идти так, как в последние 30 лет, если размеры эмиграции и процент прироста различных национальностей останутся такими же, что и теперь, то через 50 или 100 лет Соединенные Штаты превратятся в страну, населенную лишь славянами, неграми и евреями, в которой, разумеется, евреи захватят хозяйственную гегемонию». 

Далее Зомбарт обращает внимание на то, что евреи в Америке – что-то особое, отличное от евреев в других частях света. Американские евреи – особый тип. Они не какая-то замкнутая секта, какое-то изолированное гетто (как это было в средневековой Европе). Они определяют дух всей Америки. Этот неповторимый дух Америки, или американизм, Зомбарт называет «кристаллизовавшимся еврейским духом»: «Если, считаясь с только что указанными фактами, можно с некоторым основанием сказать, что Соединенные Штаты вообще обязаны своим существованием евреям, то с тем же правом можно сказать, что только благодаря еврейскому влиянию они таковы, какими мы их знаем, т. е. именно американские. Ибо то, что мы называем американизмом, в значительнейшей своей части не что иное, как кристаллизовавшийся еврейский дух».

Когда переселенцы из Европы прибывали в Америку, они не особенно задумывались, в каком обществе будут жить. Будут ли они жить в коммунах, или каждая семья будет сама по себе (изолированное «натуральное хозяйство»), или же со временем сложится какая-то модель феодализма. Но, как пишет Зобмарт, условно из каждых двадцати переселенческих семей одна была еврейской. И она изначально сплачивала всех переселенцев на капиталистических началах. Девятнадцать семей трудились на полях с помощью плуга и серпа. А чем занималась двадцатая, еврейская семья? – Зомарт отвечает: 

«Двадцатая же семья устраивала лавку и снабжала своих сотоварищей необходимыми предметами потребления, которых не производила земля. Эта двадцатая семья начинала вскоре брать на себя задачу сбыта, произведенных девятнадцатью другими семьями, земледельческих продуктов. Она имела больше наличных денег, чем другие семьи, и поэтому могла, в случаях нужды, быть полезной другим ссудами. Очень часто к «лавке», которую она держала открытой, примыкал своего рода земельный кредитный банк; часто также агентство по продаже земли и аналогичные предприятия. Таким образом, благодаря деятельности этой двадцатой семьи, северно-американский крестьянин уже заранее приходил в соприкосновение с денежным и кредитным хозяйством Старого Света. Все производственные отношения складывались наперед на современном основании». 

Итак, Америка – уникальная страна. Если в Старом Свете капитализм рождался в многовековых муках, пробиваясь на свет из чрева феодализма через кровавые бунты и революции, то в Новом Свете он явился чудесным образом без всяких мук. Изначально оплодотворенный еврейским духом. 

 В книге «Евреи и хозяйственная жизнь», как пишет Зомбарт, даны лишь некоторые наброски по экономической истории Америки. Но нам и этого достаточно для того, чтобы понять принципиальное отличие Америки от других стран. Понять, что «кристаллизовавшийся еврейский дух» определяет не только экономику США, но также их идеологию и политику, как внутреннюю, так и внешнюю. 

Зомбарт рассчитывал написать специальную книгу по Америке и показать более ярко и обоснованно, почему американизм являет собой «кристаллизовавшийся еврейский дух». Замысел не был реализован. А материала для такой книги, между прочим, прибавлялось с каждым годом все больше и больше. Достаточно сказать, через два с половиной года после выхода в свет книги «Евреи и хозяйственная жизнь» в Америке была учреждена Федеральная резервная система США (принятие Конгрессом США закона о ФРС США в декабре 1913 г.). Это американский Центробанк, устроенный как частная корпорация. Изначально главными акционерами этой корпорации были восемь банкирских групп, из которых семь являли собой в чистом виде еврейский капитал. 

Учреждение Федерального резерва – как «вишенка на торт». Главные акционеры ФРС как «хозяева денег» стали одновременно полными и окончательными «хозяевами» Америки. Создание «Нового Израиля» завершилось. Далее перед «хозяевами» стояли следующие две задачи: воссоздание «Старого Израиля» и строительство «Великого Израиля». 28-й президент США Вудро Вильсон, находясь на службе у «Нового Израиля», уже в конце 1917 года поддержал известную «Декларацию Бальфура», призывавшую к созданию в Палестине Государства Израиль. А другой американский президент – Гарри Трумэн – эту идею довел до практической реализации – учреждения в 1948 году Государства Израиль. Он делал много восторженных заявлений в адрес Государства Израиль. Например: «Я верил в Израиль до того, как государство было провозглашено, я верю в него и сейчас». Следовавший за ним президент Эйзенхауэр приветствовал Израиль: «Я присоединяюсь ко всем людям доброй воли и приветствую молодое государство. Примите мои наилучшие пожелания, и пусть сопутствует вам удача!» Хвалебные речи в адрес ближневосточного государства «Израиль» стали ритуалом для всех хозяев Белого дома в Вашингтоне. Пожалуй, всех в этом превзошёл нынешний, 47-й президент Дональд Трамп. 

Что касается проекта «Великого Израиля», то, начиная с того же Вудро Вильсона, идея постоянно озвучивалась хозяевами Белого дома под видом необходимости «мировой гегемонии» Соединённых Штатов. Установление мировой гегемонии «Нового Израиля» и будет означать, что проект «Великого Израиля» наконец-то реализован. И Дональд Трамп хочет, чтобы это произошло уже во время его пребывания в Белом доме. 

Другие материалы