По данным Ростуризма, Турция обошла Абхазию, долгое время лидировавшую в списке предпочтительных мест отдыха россиян за границей. Стоит признать, что не последнюю роль в этом сыграли в конец расстроившиеся отношения между нашими странами. Что, в свою очередь, стало следствием активной работы в Абхазии западных НПО.
Внезапная радость по поводу разгона Трампом USAID* оказалась преждевременной. Но даже если бы президент США на самом деле уничтожил главную фабрику по производству цветных революций, окончательно побороть это зло всё равно бы не получилось. К сожалению, Агентство США по международному развитию далеко не единственная организация, специализирующаяся на управлении некоммерческими и неправительственными структурами.
Как пишет колумнист британского портала UnHerd Томас Фази, с тех пор как Трамп заморозил деятельность USAID, много говорят о роли агентства в финансировании НПО с целью дестабилизации и свержения правительств, враждебных интересам США.
«Однако многие не знают, что у ЕС есть собственное агентство USAID: программа Еврокомиссии "Граждане, равенство, права и ценности", в рамках которой сотни миллионов евро направляется европейским НПО и аналитическим центрам для продвижения проевропейских, проинтеграционных идей – и даже для подрыва правительств, критикующих ЕС, например, в Венгрии, Словакии и (до недавнего времени) Польше».
По информации Фази, только за последние несколько лет ЕК потратила около 100 миллионов евро на сотни проектов в этих странах, направленных «не только на продвижение идеологий, потенциально не соответствующих преобладающим местным культурным особенностям, но, что еще важнее, на продвижение самого ЕС». При этом общий бюджет программы «Граждане, равенство, права и ценности» на 2021-2027 годы составляет более 1,55 млрд. евро.
«Ещё более спорным было то, что некоторые из этих проектов открыто были направлены против правительства. Другими словами, ЕС также использует НПО в качестве оружия в качестве инструментов смены режима – за исключением того, что, в отличие от USAID, он не ограничивает эту практику третьими странами, а применяет ее также против государств-членов», – говорится в публикации.
Одним из мест приложения своих усилий европейцы видят Абхазию, которая, несмотря на свой статус непризнанной на Западе республики и пророссийски в основной своей массе настроенное население, считается наиболее уязвимой точкой в сфере влияния России. Над тем, чтобы увеличить эту уязвимость и работают западные НПО.
Одна из таких – НПО «Алерт», по сути, филиал совместной британо-европейской структуры с аналогичным названием. Официально организация занимается аудитом и консультированием по вопросам организационной стратегии и управления риском. Но на деле её сотрудники, а это около 250 человек в 154 странах, специализируются в области «мироустройства».
Не меньшего внимания заслуживает и «Абхазский фонд социальных и культурных инициатив», связи которого уходят в Чехию. Официальное направление деятельности – фактчекинг и борьба с дезинформацией. В реальности же это 100% ЦИПсО, то есть контора, проводящая информационно-психологические спецоперации и ведущая когнитивные войны.
Стоит упомянуть и «Союз творческой молодежи Абхазии», бывшая НПО «Молодежное творческое объединение», одним из главных достижений которого, по собственному признанию сотрудников «Союза», стало увековечивание памяти абхазских махаджиров – этнических абхазов переселившихся в Турцию во второй половине XIX века.
Кстати, именно с усилением турецкого влияния в республике связывают последние события, грозящие размыванием союзнических отношений Москвы и Сухума.
Важнейшим проводником в республике интересов Анкары является бывший министр экономики Абхазии Адгур Ардзинба, пытающийся маскироваться под умеренного «почвенника»-традиционалиста, приводящего свою президентскую кампанию под лозунгами «защиты традиционного уклада».
Вот только, как верно указывает доцент Финансового университета при правительстве РФ, политолог Алексей Мартынов, за фигурой Ардзинбы, который не только учился в турецком колледже Фетхуллаха Гюлена, но и связан давними и прочными отношениями с самой Турцией – там его родственники имеют обширные связи в промышленных и околокриминальных кругах, – явно торчат уши турецких спецслужб.
«Главной движущей силой беспорядков в Абхазии в ноябре 2024 года стало аффилированное с Ардзинбой молодежное движение "Харах Пицунда ". Оно финансируется через "Программы развития ООН " и фонд USAID (запрещено и признано нежелательным в РФ)», – рассказал Мартынов, отметив, что эксперты и многие абхазские общественники встревожены призывами отдельных сторонников Ардзинбы к избирателями – взяться за оружие, если он не победит на выборах.
Ещё одной одиозной фигурой в команде оппозиционера Ардзинбы является лишённый российского гражданства предприниматель Леван Микаа, имеющий далеко идущие политические амбиции и не скрывающий своих протурецких взглядов.
Так, хорошо известен факт его сотрудничества с русофобствующей прозападной организацией «Каффед», а также обвинений в «геноциде кавказских народов», неоднократно брошенных в сторону России.
Именно Микаа стоит у истоков появления таких откровенно националистических и фактических русофобских движений, как «Комитет по защите суверенитета Абхазии» и уже упомянутая выше «Харах Пицунда», практически полностью состоящая из активистов прозападных НПО.
Именно они активнее прочих выступают против подписания инвестиционного соглашения с Россией (из-за чего и начался в республике весь сыр-бор прошлой осенью), а также участвуют в организации и проведении скоординированных массовых акций протеста, разжигая в Абхазии антироссийские настроения.
К сожалению этим список прозападных НКО, работающих на дестабилизацию ситуации в республики и её разворот прочь от России, не заканчивается.
Можно вспомнить ещё и «Детский фонд Абхазии», фонд «Панорама», «Гульрипшскую молодежную ассоциацию», фонд «Гражданская инициатива и человек будущего» и многих других, кто регулярно получает щедрые дотации по программам ООН и Еврокомиссии, в том числе и той самой «Граждане, равенство, права и ценности». По различным оценкам, общий бюджет абхазских НПО достигает от $2,5 до 4 млн.
Так куда же приведут молодую республику эти грантоеды? Кто-то говорит о возвращении в состав Грузии, кто-то видит превращение Абхазии в турецкий протекторат, но в любом случае «светлого западного будущего» ей не предрекает никто.
Тем не менее в сложившейся ситуации ясно одно: если независимость Абхазии не нужна даже самими абхазам, то вряд ли Россия сумеет их образумить.
P.S. Россия направила средства финансовой поддержки Абхазии для её социально-экономического развития. Накануне кандидат в президенты Абхазии Бадра Гунба встретился с министром финансов России Антоном Силуановым для обсуждения вопроса своевременных выплат зарплат бюджетникам.