Саудовская Аравия поможет в усилиях США на Ближнем Востоке, которые, в свою очередь, «возьмут под контроль» сектор Газа, заявил 5 февраля американский президент Дональд Трамп. В этот же день он приостановил финансирование Ближневосточного агентства ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР) и подписал указ о выходе своей страны из Совета ООН по правам человека, который США покинули вместе с Израилем.
Фактически в ведении своей ближневосточной политики Д. Трамп демонстрирует сегодня своеобразный бизнес-подход: повышает ставки, угрожает, блефует. Внешнее стратегическое сотрудничество с Саудовской Аравией и другими монархиями Персидского залива предлагает подменить торговыми отношениями, при которых эти страны должны будут платить за их защиту. В то время как внутренний расчёт делает на симпатизирующих Трампу и США представителей бизнес-верхушки ключевых стран Залива.
В данном контексте стоит напомнить, что еще в ноябре прошлого года, т. е. в самый разгар предвыборной кампании в США, рядом с Трампом заметили человека, управляющего активами более чем на $925 миллиардов. И этим человеком, тут же заснятым вместе с Трампом на сразу же размещенном и завирусившимся в социальных сетях видео, был вовсе не Илон Маск. А Ясир О. Аль-Румайян занимающий ключевые позиции в ведущих бизнес-структурах Залива: он председатель совета директоров Aramco, гиганта, контролирующего около 12% мировых запасов нефти, а также руководитель Государственного инвестиционного фонда Саудовской Аравии (PIF) – одного из крупнейших суверенных фондов в мире.
Умение торговать и продавать всё и вся (во всех смыслах) у арабов в крови, тем более у столь влиятельных как Аль-Румайян. Так что, вне зависимости от того, на что рассчитывает Трамп, они вполне могут использовать свои углеводородные запасы и финансовые возможности не только для того, чтобы, образно говоря, «сделать нефть по 50$» и давить всех неугодных американцам, но и как инструмент прямого давления в переговорах на сами США. Ведь тогда того же Трампа можно будет просто вынуждать идти на компромиссы – чтобы не ухудшать отношения с монархиями Залива, угрожая Вашингтону в противном случае сближением с Москвой и Пекином.
Тем более что роли «злого» и «доброго» игроков для реализации такого сценария в Заливе уже распределены. Условную антиамериканскую карту разыгрывают, пока Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), имитирующие интерес к Китаю, БРИКС и т. д., в то время как КСА (Королевство Саудовская Аравия) в лице наследного принца, наоборот, изображает проамериканскую позицию.
При этом Эр-Рияд, по словам Bloomberg, периодически напоминает Вашингтону, что «не принял окончательного решения о присоединении к БРИКС и по-прежнему оценивает приглашение вступить в объединение», а также извлекает для КСА максимум из ситуации в ближневосточном регионе, стремясь «заполнить пустоту на Ближнем Востоке, оставленную ослабленным Ираном, у которого уничтожены его прокси, усилились враги и ослабло региональное влияние».
Судя по всему, саудиты делают определенную ставку и на давний план Дональда Трампа по Газе, «воскрешающий грандиозную ближневосточную пьесу». Уже учтено, что предложение президента США изгнать палестинцев следует за годами выступлений в пользу израильских «правых». Тот дерзкий план 2020 года, предлагавший масштабный захват земель для Израиля, фонд реконструкции Газы в размере $50 млрд. и столицу для палестинцев в пыльном, бедном пригороде, отделенном от Восточного Иерусалима громадной стеной, провалился после полного бойкота со стороны палестинцев и действий радикальных группировок исламистов, поддерживаемых не в последнюю очередь монархиями Залива.
Тем более что на этот раз план президента США ещё более амбициозен и дерзок. Он уже представлен на пресс-конференции с премьер-министром Израиля Беньямином Нетаньяху, который, по словам Bloomberg, «едва мог подавить свое ликование, ведь самый могущественный человек в мире озвучил давние амбиции израильских ультраправых: изгнание миллионов палестинцев с их земли».
Все это, по мнению аналитиков, уже ведет к возникновению (пока не слишком явному) предпосылок для полноценной мировой войны, в которую могут слиться или дать ей толчок в случае резкого обострения региональные конфликты вроде ближневосточного. В основе формируется базовое противоречие, подлежащее разрешению в ходе будущего глобального столкновения, – это место наднациональных структур управления и их баланс с уже существующей и формирующейся на ее основе мировой системой.
В отличие от предыдущих двух мировых войн новая будет вестись не между национальными государствами, а между глобальными условно «левыми» и столь же условно «правыми» элитами, обладающими доступом к ресурсам и структурам управления на момент решающего столкновения, что и предопределяет весь предвоенный период: противостоящие группы глобалистов стремятся захватывать власть и управление в ключевых регионах планеты вроде Ближнего Востока и отдельных важных стран и стараются удерживать ее практически любой ценой до начала собственно столкновения (как это имеет место не только в США, но и, например, в Израиле, где «правые» представлены Нетаньяху и его сторонникам, а «левые» – их оппонентами, инициирующими многотысячные протесты против нынешних властей).
Исламские державы-претенденты на заполнение «вакуума силы» на Ближнем Востоке
В этих раскладах саудиты, похоже, намереваются загрести весь жар в регионе чужими руками. Причем не только американскими или своих прокси-исламистов. Чтобы «заполнить пустоту на Ближнем Востоке, оставленную ослабленным Ираном», Эр-Рияду сегодня объективно выгодно взаимное ослабление/столкновение (между собой и с тем же Ираном) еще двух ключевых игроков в регионе – Турции и Израиля.
Недаром, в то время как Иран, Турция и Израиль уже несколько месяцев обмениваются прямыми угрозами (в отдельных случаях даже ракетными ударами), КСА стоит как бы в сторонке, да ещё и под трамповской «крышей». Позиция для торга выгоднее даже чем у израильских евреев! Ведь, исходя из нынешнего расклада, даже в случае резкого обострения, максимум негатива достанется израильтянам, иранцам и туркам, в крайнем случае – американцам, в то время как весь позитив – однозначно саудитам.
При этом ожидаемые бонусы Вашингтона – вроде уже продекларированного «взятия под контроль» сектора Газа – более чем сомнительны (с точки зрения выгоды для собственно американцев), в то время как проблемы, убытки и ущерб от такого «взятия» для США практически гарантированы.