14 февраля 1950 года в Кремле был подписан Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи между СССР и КНР сроком на 30 лет. Это было первое крупное соглашение в истории отношений двух стран. Он положил начало превращению Китая в мощную индустриальную державу. Благодаря помощи Советского Союза в этой стране были созданы современные отрасли экономики и значительно укрепилась его военная мощь.
Договор подписали министры иностранных дел Андрей Вышинский и Чжоу Эньлай. В некотором отдалении стояли главы государств, с виду бесстрастные Сталин и Мао Цзэдун. Это был финал их разговоров, незримых противоречий и потаенных замыслов. Церемония в Кремле стала последним аккордом почти двухмесячного (!) пребывания председателя ЦК коммунистической партии Китая в Советском Союзе.
…Многие годы Сталин и Мао общались заочно, с помощью писем, телеграмм, по донесениям своих представителей. Наконец, вскоре после провозглашения Китайской Народной Республики лидер Китая собрался в далекий путь. Он с соратниками выехал из Пекина 6 декабря 1949 года и спустя 10 дней прибыл Москву, скованную сильными морозами.
Вопреки ожиданиям, Сталин на Ярославский вокзал не приехал. Впрочем, гостей встречали высокие представители – члены Политбюро ЦК ВКП(б) Вячеслав Молотов и Николай Булганин и их повезли отдыхать после длительного путешествия. К тому же Мао в пути простудился.
Встреча глав двух стран состоялась на даче Сталина в Усове. Хозяин и гость улыбались и всячески высказывали расположение друг к другу, но чувствовалось внутреннее напряжение. В своих мемуарах «Памятное» Андрей Громыко, бывший в то время заместителем министра иностранных дел, писал, что «мне, как участнику этих бесед и встреч, бросилось в глаза, что между двумя лидерами – Сталиным и Мао Цзэдуном разговоры завязывались, так сказать, с заминкой. Обменивались они несколькими фразами, разумеется, через переводчика, а затем наступала пауза, которая, однако, длилась далеко не минуту. Это отмечалось и за обедом, где два лидера сидели рядом…».
В последующие дни Мао пребывал на правительственной даче «Заречье» в комфортных условиях. К нему были приставлены лучшие врачи Кремлевской больницы. Иногда Мао контактировал с Молотовым, Булганиным, Вышинским и Анастасом Микояном, выезжал на небольшие экскурсии, но Кремль объезжал стороной. Конечно, он хотел встретиться со Сталиным, но тот не звал гостя. Мао не мог взять в толк, почему так происходит. Но характер Сталина, его намерения не мог понять никто.
21 декабря советский руководитель отмечал 70-летний юбилей. Он сидел под собственным огромным портретом в президиуме на сцене Большого театра. Лицо вождя было безучастным, словно потоки славословий его не касаются. В тот год Сталин неважно себя чувствовал и находился в отпуске более трех месяцев.
На стол перед ним ложились все новые и новые букеты и наступил момент, когда лицо Сталина скрылось за ними. Но юбиляр не стал их отодвигать, что было символично. Здесь в шумном зале, за ширмой из цветов ему было удобнее: Сталин мог открыто посмеиваться над льстецами и лизоблюдами, которые с угодливой улыбкой подходили к микрофону, чтобы пропеть ему очередную оду.
Мао тоже выступал в Большом театре. Его речь была по-восточному пышной, но в ней не было заискивания. Сталин проявил ответную любезность: на банкете предложил тост за китайского гостя.
Через три дня после юбилея состоялась вторая беседа Сталина и Мао. Но она снова не дала результатов. Китайский историк Хэ Циньчао писал: «Несколько лет спустя Мао Цзэдун сам сказал советскому послу Юдину, что после второй встречи ситуация стала еще более напряженной: “После этого Сталин не захотел ни одной встречи со мной. С нашей стороны дважды пытался позвонить в его резиденцию, но я получил ответ, что Сталина нет дома”».
Встречались ли еще лидеры обеих стран тет-а-тет? Неизвестно. За время визита Мао совершил двухдневный визит в Ленинград, затем вернулся в Москву. Побывал на различных предприятиях столицы, осмотрел метро. Кроме того, посмотрел балет «Лебединое озеро» с Майей Плисецкой. После спектакля прислал ей огромную корзину белых гвоздик.
Тем временем представители СССР и Китая работали над проектом договора, который был подписан уже когда визит китайской делегации подходил к концу.
Интересно, почему Мао так долго находился в России? Да, здесь он хотел отдохнуть и подлечиться. Это ему удалось. Но, может быть, намечались еще какие-то мероприятия и встречи, которые по каким-то неизвестным причинам были отменены? И что-то самое важное осталось в тайне.
…17 февраля 1950 года члены делегации Китая приехали на Ярославский вокзал и заняли места в поезде, который по пути в Пекин проехал Урал, Сибирь и Дальний Восток. На обратном пути Мао Цзэдун посетил Свердловск, Омск, Новосибирск, Красноярск. Он также останавливался в Иркутске, Улан-Удэ, Чите. На станции Маньчжурия Мао Цзэдун и Чжоу Эньлай получили в подарок от Сталина автомобили ЗИС-110. В итоге делегация КНР вернулась в Пекин 4 марта.
Тем временем газеты трубили о вековой дружбе между двумя странами. Композитор Вано Мурадели сочинил песню «Москва-Пекин» на слова поэта Михаила Вершинина. Там были такие слова:
Русский с китайцем братья навек,
Крепнет единство народов и рас.
Плечи расправил простой человек,
С песней шагает простой человек,
Сталин и Мао слушают нас…
В 1954 году новый лидер СССР Никита Хрущев возглавил делегацию, которая совершила визит в Пекин. Гости проявили невиданную щедрость: Китаю был предоставлен огромный долговременный заём, в Поднебесную были отправлены многочисленные специалисты для строительства промышленных предприятий.
Москва возвратила КНР военно-морскую база в Люйшуне (бывший Порт-Артур), предоставила научно-техническую документацию на множество проектов. И пригласила на учебу в Советский Союз более шести тысяч студентов. Были и другие привилегии, которые тем не менее не смогли укрепить отношения между двумя странами.
Вскоре начались идеологические споры, которые перешли в разногласия и острую взаимную критику. Попыткой восстановить отношения стал второй визит Мао Цзэдуна в Советский Союз в ноябре 1957 года. В беседе с Громыко, который встречал гостя уже в ранге министра иностранных дел, Мао заверял, что «Китай никогда не пойдет на ухудшение отношений с Советским Союзом и будет совместно с вами выступать в борьбе за мир».
Но это были лишь слова…
Отношения между СССР и Китаем неуклонно ухудшались и в итоге привели к вооруженному конфликту на острове Даманский в 1969 году. Однако удивительно, что договор, заключённый в феврале 1950 года, не разрывался. Он был отменен после того, как истёк срок его действия, и китайская сторона отказалась его продлевать. Это произошло в 1980 году.
…Восстановление советско-китайских отношений началось в начале 1980-х годов. Визит в Пекин главы СССР Михаила Горбачева в 1989 году открыл новую страницу в отношениях двух стран. Началось сближение по многим проблемам, и сейчас Китай является важным стратегическим партнером России. Сблизились их позиции и по многим вопросам мировой политики.