Европа должна создать собственную армию, так как Соединенные Штаты могут отказаться от военной поддержки европейских стран. Об этом заявил глава киевского режима Владимир Зеленский во время своего выступления на Мюнхенской конференции по безопасности.
«Надо создавать объединенные Вооруженные Силы Европы, чтобы будущее Европы зависело только от европейцев», – заявил он, добавив, что основой для объединенной европейской армии могли бы стать Вооруженные силы Украины.
В ответ на этот призыв Зеленского министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский в интервью польскому телеканалу TVP World заявил, что европейские страны не будут создавать единую армию в ответ на угрозы со стороны России.
В ответ на вопрос о возможности создания такой армии Сикорский сказал, что следует быть осторожными с этим термином, поскольку люди понимают под ним разные вещи: «Если вы понимаете под этим объединение национальных армий, то этого не произойдет».
«Если США хотят, чтобы мы усилили оборону, у них должен быть национальный компонент, компонент НАТО, но я также считаю, что необходим европейский компонент ЕС, субсидии ЕС для оборонной промышленности для наращивания наших производственных мощностей, а также силы ЕС, достойные своего названия», – сказал Сикорский.
«Идея единой европейской армии является абсурдом и вводит в заблуждение по сравнению с реальностью общей обороны», – заявил министр обороны Италии Гвидо Крозетто, выступая в программе Quarta Repubblica на телеканале Rete 4, объясняя, как модель военного сотрудничества Европейского союза должна следовать примеру НАТО.
«Европейской армии как отдельного образования не существует. Знаете почему? Что такое армия НАТО? Существует ли государство под названием НАТО? Нет. Однако НАТО действует по общим правилам, согласно которым каждая страна предоставляет свои силы: Италия направляет своих солдат, Франция – своих солдат, Германия – своих солдат, а США – своих солдат», – рассуждает Крозетто.
По мнению Крозетто, механизм, позволяющий вооруженным силам Североатлантического альянса координировать свои действия и действовать как единое целое, должен применяться и в Европе.
«У них общие правила, общие процедуры, они тренируются вместе, они общаются одинаково. Хотя они из разных стран, они действуют так, как будто это одна армия. Та же логика применима и к Европе. Европейская оборона должна основываться на схожей модели: более сильные национальные вооруженные силы, совместная подготовка и использование общих процедур. Конечным результатом станут интегрированные европейские вооруженные силы без стирания национальных суверенитетов», – пояснил министр.
Затем он раскритиковал идею европейской армии как отдельного образования. «В конечном счете это всего лишь абстрактная концепция. То, что уже существует, – это более реалистичная и эффективная модель, в которой национальные армии сотрудничают, усиливают друг друга и действуют в рамках общей стратегии», – заключил Крозетто.
Опыт больших войн подтверждает правоту итальянского министра обороны.
Великая армия Наполеона состояла из армий Франции и союзных государств под единым командованием. Армия Третьего рейха также включала в себя не только германский вермахт, но и подразделения союзников Германии.
Ни в том, ни в другом случае и речи не шло о создании единой армии, в которой национальные различия бы игнорировались.
Как бы то ни было, США и их европейские союзники нацелены на создание мощных национальных армий под единым командованием блока НАТО. Сумеречные фантазии Зеленского, которые также высказывал ранее столь же неуравновешенный Эмманюэль Макрон, воплощены в жизнь не будут по причине их оторванности от реалий военно-технического строительства и основ военного искусства.
Так или иначе европейская компонента блока НАТО будет усиливаться. На это нацелен не только Вашингтон, но и лидеры ведущих военных держав Европы, к числу которых с полным основанием могут быть отнесены и Вооруженные силы Украины.
Каков будет облик этой армии, армии четвертого по счету рейха? Какие национальные армии составят ее основу?
Самым боеспособным подразделением армии четвертого рейха будет британский спецназ, по праву считающийся одним из лучших в мире.
Силы специального назначения Великобритании (United Kingdom Special Forces) состоят из двух спецподразделений: SAS и SBS, которые ведут своё начало от подразделения коммандос времён Второй мировой войны.
1 декабря 2021 года в рамках реформы Future Soldier сформирован Рейнджерский полк (Ranger Regiment) – спецназ британской армии, который входит в состав Армейской бригады специальных операций. Полк предназначен в основном для ведения диверсионных действий по аналогии с американскими «зелёными беретами».
Не стоит сбрасывать со счетов немецкий и французский спецназ, которые, впрочем, слабо проявил себя во время операций по борьбе с террористами в африканском Сахеле.
Что касается основы любой армии – сухопутных вооруженных сил, то сегодня набирает силу, в первую очередь по численности, польская армия.
Вашингтон «очень хочет, чтобы Польша была лидером в Европейском союзе», заявил в конце 2023 года в интервью Rzeczpospolita заместитель американского госсекретаря по европейским делам Джеймс О'Брайен.
«Если было принято решение усилить восточный фланг НАТО, то, конечно, так оно и будет. Мы также опираемся на эволюцию НАТО за последние десять лет. Сегодня две трети [наших] союзников тратят 2% от ВВП на оборону. Польша [тратит] намного больше. Разработаны очень полезные планы региональной обороны, которые с каждым месяцем реализуются все лучше и лучше», – добавил О'Брайен.
Вскоре после начала военного конфликта и полномасштабных боев на Украине Польша заявила о намерении создать самые сильные сухопутные войска среди европейских стран НАТО. «Вооруженные силы Польши должны быть настолько многочисленными и сильными, чтобы само их существование отпугивало агрессора», – заявил занимавший тогда пост министра обороны республики Мариуш Блащак.
Особое внимание Польша уделяет наращиванию ударных возможностей своей армии. Ведутся масштабные закупки продукции военного назначения в Южной Корее и Соединенных Штатах. Так, только корейских танков К2 планируется приобрести тысячу единиц. Польша намерена также закупить самоходные артиллерийские установки, ударные вертолеты и боевые самолеты, в том числе американские истребители пятого поколения F-35. В дополнение к уже имеющимся на вооружении 18 пусковым установкам реактивных систем залпового огня HIMARS будет закуплено еще 486.
«Если Германия, которая в 2023 году потратила на оборону около 1,5% своего ВВП, обсуждает, сможет ли она достичь установленного НАТО порога в 2% ВВП, то Польша сообщила, что увеличит свои целевые расходы на оборону с 2,4% ВВП до 5%», – с одобрением пишет Politico, возвещая, что Польша станет «будущей военной сверхдержавой Европы» (Europe’s coming military superpower).
«У Польши уже больше танков и гаубиц, чем у Германии, и она собирается создать гораздо более многочисленную армию: к 2035 году планируется увеличить численность личного состава до 300 тысяч военнослужащих. Для сравнения: численность армии Германии составляет 170 тысяч. Сегодня в польских вооруженных силах служат около 150 тысяч человек, 30 тысяч из которых входят в состав сил территориальной обороны, созданных в 2017 году… В отличие от Германии, которая сталкивается с трудностями в попытке нарастить численность войск, темпы набора личного состава в Польше продолжают расти», – отмечает издание.
По численности танков Польша уже сейчас превосходит вооружённые силы Германии, Великобритании, Франции и Италии, вместе взятых.
Турецкая армия, если не принимать во внимание ядерное оружие, считается второй после США по своему боевому потенциалу среди стран-членов НАТО, военного блока, куда Турция входит с 1952 года.
Существенным минусом турецких вооруженных сил является отсутствие у них опыта ведения войны против равного противника.
«Хотя турецкие войска и вторглись в Сирию, в некоторые курдские районы Сирии, они делали это только с прокси или против легковооруженных противников. Здесь Ливия дает некоторые подсказки, где группа Вагнера фактически свела противоборство со второй по величине армией НАТО вничью. Контролируемые государством турецкие СМИ будут ссылаться на ее воздушную поддержку нападения Азербайджана на армян или поставку беспилотников Украине, но ни один из этих предполагаемых успехов не включал развертывание турецких войск, за исключением, возможно, некоторых сил специального назначения в Нагорном Карабахе», – указывает известный американский военный аналитик Майкл Рубин, считающий турецкую армию «бумажным тигром».
В Польше и Турции нет отбоя от желающих вступить в ряды вооруженных сил, чего не скажешь о Франции и Великобритании. Это хорошо понимают в Вашингтоне, принуждающем своих союзников создавать боеспособные вооруженные силы.
Какой по численности может быть очередная Великая армия четвертого еврорейха?
Европейские страны, входящие в НАТО, испытывают сложности с набором новых военнослужащих и столкнутся с проблемами при мобилизации в случае конфликта с Россией, сообщила Financial Times. Издание отмечает, что на бумаге европейские союзники по НАТО имеют в общей сложности 1,9 млн военнослужащих, чего, по-видимому, достаточно, чтобы противостоять России, которая располагает 1,1 млн солдат и 1,5 млн резервистов. Но на самом деле европейским членам НАТО будет сложно задействовать в конфликте более 300 тысяч солдат.
Бывший помощник генсека НАТО и эксперт Евросовета по международным отношениям Камилла Гранд отметила, что долгие годы оборонное планирование НАТО в Европе не имело ничего общего с массовым призывом и сводилось к следующему: «Готовы ли вы предоставить 300 бойцов специального назначения для Афганистана». Это создало проблемы, сказала она, и за исключением Греции и Турции «год за годом мы наблюдаем сокращение сил на всем континенте».
Сейчас проблему с дефицитом кадров испытывают Германия, Великобритания, Франция и Италия. Численность Вооруженных сил Германии составляет 181 000 человек, для выполнения обязательств в рамках НАТО стране не хватает 20 000 солдат. Великобритания в течение последнего десятилетия не выполняла ежегодные планы по набору военнослужащих, численность ее вооруженных сил за это время снизилась на 19%, до 138 000 человек. Численность Вооруженных сил Франции с 2014 года уменьшилась более чем на 16 000 человек, до 203 850 человек, Италии – более чем на 39 000, до 169 900 человек.
При этом, отмечает FT, армии двух наиболее боеспособных держав в Европе – Франции и Великобритании – созданы как «экспедиционные» и предназначены для кратковременного развертывания на зарубежных театрах военных действий.
Что касается оценки Франции и Великобритании как наиболее боеспособных европейских держав, то оно весьма спорное, на наш взгляд. Эти страны обладают ядерным оружием, но уже долгие десятилетия не имеют опыта ведения военных конфликтов с равным противником.
Не случайно Камилла Гранд отметила, что Европе важно сосредоточиться на пополнении своих вооруженных сил, учитывая, что поддержка США в этом вопросе не гарантирована. «Если возникнет кризис, мы должны быть в состоянии убедить российскую сторону, что на их пути стоит не только польская армия», – подчеркнула она.
Даже выставив против потенциального противника, то есть России, превосходящую по численности личного состава армию, еврорейх вовсе не сможет гарантированно обеспечить себе хотя бы тактические успехи.
При прочих равных условиях все решает обеспеченность войск современными вооружениями и умение их использовать в бою.
А это зависит от уровня и масштаба военно-промышленного комплекса Европы и уровня подготовки военных.
Об этом мы расскажем в следующей статье.