Президенты России и США Владимир Путин и Дональд Трамп

Ялта 2.0 будет рождаться в муках и жёстком торге

Дорогу осилит идущий

Прошедшие в Саудовской Аравии переговоры делегаций из Москвы и Вашингтона с целью завершить трехлетнюю войну НАТО против России на украинском ТВД в лучшем случае (на что и уповаем) приведут к договоренности о новой архитектуре безопасности в Европе, включая изменение внешних контуров ряда стран. 

Не стоит стесняться запущенного в политологический обиход термина Ялта 2.0. Достигнутое в ходе Ялтинской (Крымской) конференция 1945 года соглашение между лидерами «Большой тройки» – СССР, США и Великобритании – сохраняло мир и стабильность в послевоенной Европе на протяжение почти полувека.

Учитывая не окончательно благоприятный фон – пока не достигнуты решающие успехи на поле боя, урегулирование крупнейшего со времен Второй мировой войны вооруженного конфликта в Европе не может быть легким по определению. Если воспользоваться словами Чернышевского, переговорный процесс это вам «не тротуар Невского проспекта; он идет целиком через поля, то пыльные, то грязные, то через болота, то через дебри».

Три фактора как минимум предопределяют заинтересованность команды Трампа-Вэнса в скорейшем завершении своего деятельного соучастия в войне на землях Русского мира, которая и не могла завершиться «стратегическим поражением» России. Правда, эти три мотива американских небратьев и мало сговорчивых контрагентов могут одновременно стать и камнями преткновения для нахождения компромиссной формулы комплексного урегулирования. 

Разорвать сцепку России и Китая 

Первым делом в Вашингтоне осознали, что финансирование, вооружение, поощрение агрессивной ненависти к русским киевских ультранационалистов, а главное, подготовка ими силового захвата восставших республик Донбасса, а также Крыма, что вынудило Москву нанести упреждающий удар, привели к нарушению геополитического баланса сил. Глобализация по вздорным иллюзиям Фукуямы и по схемам американских неоконсерваторов затрещала по швам.

В противовес 50 странам, примкнувшим к натовскому альянсу, Россия активизировала взаимодействие с естественным архиконкурентом США (Китай) и теми, кто не признает диктат Запада (Иран и КНДР), нашла общий язык со странами Глобального Юга, которые увидели в многополярности свой шанс избавиться от пут неоколониализма.

Англосаксонский катехизис, прежде призванный не допускать усиления континентальной Европы, для чего нужно было всеми способами мешать союзу России и Германии, был подновлён в 1971 году, когда путём интриг из состава Совета Безопасности ООН был выкинут Тайвань и замещен Китайской Народной Республикой. Вторым базовым принципом в духе «разделяй и властвуй» стала установка никогда не допускать сближения СССР (а ныне России) и КНР.

После того как американцы провели экстраполяцию меняющегося соотношения сил в экономической и военной сферах США и Китая, они осознали, что безнадежно проигрывают гонку. Уже в 2014 году Китай по паритету покупательной способности (ППС) превзошел Америку и продолжил увеличивать разрыв (2022 год: КНР это 30,3 трлн долларов, а США – 25,4 трлн. долларов). 

Меняется и баланс военных потенциалов. Американский ВМС состоит из более чем 290 кораблей. Военно-морской флот Китая, по состоянию на 2024 год, насчитывает 370 единиц и, по прогнозам, к концу 2020-х годов достигнет 400 боевых кораблей. 

Учитывая, что в Вашингтоне всегда рассматривали свою плавучую армаду как способ контролировать морские торговые пути и применять «дипломатию канонерок» против непослушных туземцев за тридевять земель, нарастающие возможности Китая защищать свои логистические цепочки, например, при доставке сырья из стран Африки, расцениваются в Вашингтоне как угроза доминированию США.

Во всё ещё опутанном цепями неоколониальной зависимости мире проекция военной силы служит гарантией продолжения эксплуатации Западом слабых стран, используемых в качестве сырьевых придатков. Для США неприемлем сам факт появления достойного конкурента, способного защитить себя и своих торгово-экономических партнеров.

При подготовке к эпической битве с наследниками Срединной империи, которая разразится, по прогнозам ЦРУ, в середине столетия, администрация Трампа намерена лишить Китай «стратегической глубины», которую предоставляет ему партнерство с Россией.

Спецпредставитель американского президента по Украине Кит Келлог на полях Мюнхенской конференции по безопасности, сообщал телеканал CNN, объявил прямолинейным американским языком, что США намерены «разорвать союзы» России с Китаем, Ираном и КНДР.

В качестве морковки и пряника прозвучали посулы отменить хотя бы часть санкций, которые еще в эпоху Барака Обамы якобы «разорвали в клочья» российскую экономику. Вишенкой на вашингтонском торте стало заявление Дональда Трампа, что исключение России из альянса, известного как «Восьмёрка» (G8), было ошибкой и было бы правильно ее вернуть в этот эксклюзивный западный клуб.

Можно спрогнозировать, что по этому пункту у Москвы и Вашингтона возникнут непреодолимые расхождения во взглядах.

«Ничего личного. Это просто бизнес»

Правительство США, следуя фундаментальному принципу рыночной экономики – инвестиции должны приносить прибыль, выставило киевским содержанкам ультиматум. Выплатить 300 млрд долларов за американские капиталовложения и, судя по всему, за упущенную выгоду по итогам операции «Анти-Россия», начатой, как мы знаем, в 2014 году. 

Оплатить предложено полезными ископаемыми. Половина доходов от добычи минерального сырья должна поступать в бюджет США в качестве компенсации. Контроль над экспортными поставками должен осуществляться структурами в американской юрисдикции. В случае отказа Киева «платить по счетам» администрация Трампа допускает конфискацию активов, иными словами, экспроприацию недр.

Столь цинично-меркантильный подход к своему прежде послушному наемнику перекликается с заявлением министра обороны США Пита Хегсета в Брюсселе. Страны Европы должны «выйти на арену» (“step into the arena”) и взять на себя больше ответственности за безопасность континента. Вашингтон предписывает европейским членам НАТО повышение расходов на военные цели до 5% от ВВП, что предполагает размещение заказов у американских оружейных корпораций. 

Вне зависимости от того, какие договорённости были достигнуты на переговорах США и России в Эр-Риаде по базовым принципам безопасности на континенте и будут достигнуты в будущем, Трамп намерен превратить Европу в дойную корову для своего военно-промышленного комплекса. Здесь снова торжествует излюбленный подход тех, кто на Западе мыслит незамысловатой формулой «Ничего личного. Это просто бизнес».

Особый интерес у американского большого бизнеса к редкоземельным металлам: из 90 млн тонн мировых запасов в США всего 1,9 млн тонн, в то время как Китай обладает 44 млн тонн. Не менее жадные взоры сканируют подземные кладовые на землях Русского мира.

В Донецком бассейне можно добывать металл серебристо-белого цвета – литий, в котором нуждаются производители аккумуляторных батарей для электромобилей Tesla (любимое детище Илона Маска). Здесь есть месторождения меди, никеля, кобальта, марганца и так далее. Это сырьевое эльдорадо Трампу не дано экспроприировать, но он может все это приобретать по условиям честных торговых сделок. Не будем забывать, что «сделка» – одно из любимых в его лексиконе. 

Трамп по складу мышления больше бизнесмен, чем политик. Это значит, что он будет торговаться за каждый цент, в том числе и с российскими переговорщиками. Правда, открываются возможности сделать предложение, от которого, как завещал американцам их негласный кумир гангстер Аль Капоне, будет трудно отказаться.

С такими союзниками можно не иметь врагов

Третьим фактором, обременяющим двусторонние переговоры США и России, выступают попытки неоглобалистского интернационала натравить на Трампа свою клиентуру в Европе. Пока безуспешные.

Блиц-саммит 17 февраля в Париже по инициативе президента Эммануэля Макрона, собравшего лидеров семи государств – Германии, Великобритании, Италии, Польши, Испании, Нидерландов и Дании, был задуман как оформление антитрамповского альянса. Предполагалось согласовать меры совместного саботажа любых потенциальных договоренностей по разрешению, даже временному, войны НАТО на землях Русского мира. 

Риторика первых лиц восьми европейских государств была исключительно воинственная. Британский премьер Кир Стармер напирал на то, что Европа должна следовать принципу «мир через силу». Канцлер Германии Олаф Шольц, раздраженный отказом усадить Европу за переговорный стол в Эр-Риаде, грозился: «Мы никому не позволим договориться о демилитаризации Украины». Премьер-министр Дании Метте Фредериксен предлагала и дальше вооружать киевский режим без всяких ограничений.

Опросы к тому же показывают, что абсолютное большинство депутатов Европарламента отвергают мир и требуют войны.

Москва отреагировала на консолидацию европейских ультранационалистов, расстроенных тем, что не получили в результате финансируемой ими войны доступ к природным ресурсам поверженной, как это им мыслилось, России. Постпред России при ООН Василий Небензя объяснил, что страны Евросоюза и Великобритания рассматриваются как «недоговороспособные», а следовательно, им не место за столом переговоров, когда будет решаться судьба бывшей УССР.

С одной стороны, казалось бы, ястребиный клекот ряда европейских лидеров органично укладывается в изменившуюся установку администрации США. Самоустраниться и переложить на Европу бремя войны с Россией до победного конца, если такой предвидится. Не случайно глава Пентагона Пит Хегсет объявил: «Европа должна предоставлять Украине подавляющую долю будущей летальной и нелетальной помощи» (Europe must provide the overwhelming share of future lethal and nonlethal aid to Ukraine).

С другой стороны, первые черновые наброски договоренностей, достигнутые на переговорах в Эр-Риаде, указывают на то, что США заинтересованы в восстановлении диалога с Россией в торгово-экономической сфере – упомянуто, помимо прочего, взаимодействие в Арктике. В таком случае продолжение войны странами НАТО (за минусом США) на украинском ТВД будет разрушать доверие между Москвой и Вашингтоном, питая наши подозрения в двурушничестве. 

Три зоны дискомфорта

Таким образом, в Эр-Риаде посланцы Кремля и Белого дома вольно и невольно будут вторгаться в три зоны дискомфорта, правда, скорее всего, в ходе следующих раундов переговоров. Первая: предметом непременно тяжелого разговора будут взаимоотношения в треугольнике Россия - Китай - США. Не случайно американцы отвергли предложение Пекина, опасающегося сговора за его спиной, стать площадкой для разговора тет-а-тет и, возможно, «на троих». 

Вторая зона неопределённости. Непонятно, какую цену заломят эмиссары Трампа Редкоземельного за обещанное смягчение или даже частичную отмену санкций. Повисла и не рассеялась в воздухе высказанная его спецпосланником Китом Келлогом мысль о том, что России, вероятно, придётся пойти «на территориальные уступки».

Третья сумеречная зона. В какой мере транснациональная партия войны как в самих США, так и в Европе способна спровоцировать повышение градуса противостояния на украинском ТВД? Будет ли повторение фейковой «расправы» в условной Буче, спланированной по всем признакам британскими спецслужбами? Пошлёт ли киевская хунта, которой уже нечего терять, ударный беспилотник взорвать Запорожскую или Курскую АЭС? Пустят ли в ход грязную ядерную бомбу? Высадится ли десант французских легионеров в Одессе и не вторгнутся ли польские «крылатые гусары» в Галицию?..

Дорогу осилит идущий

Трудно избыть завышенные ожидания от двусторонних переговоров, прошедших 18 февраля в уже не вполне прозападном, а достаточно нейтральном Саудовском королевстве. Быть может, паче чаяния, удастся согласовать комплексное регламентирование способов отстаивания национально-государственных интересов за пределами своих границ...

По типу 10 христианских заповедей. Не угрожай и не убивай (вспомним Алею ангелов – мемориал погибшим детям Донбасса в Донецке). Не спонсируй «оранжевые» и прочие цветные революции в других юрисдикциях. Не оплачивай площадные протесты через сервильные НПО (это отсыл к 5 млрд долларов из фондов USAID на киевский майдан – по 200 гривен в руки за явку). 

Не устраивай государственные перевороты за рубежом с помощью агентов влияния. Вспомним, как в перехваченном телефонном разговоре заместитель государственного секретаря США Виктория Нуланд и посол на Украине Джеффри Пайет назначили Арсения Яценюка на пост премьер-министра Украины.

Всё это можно назвать программой-максимум. Она созвучна невероятно живучему идеализму в русском самосознании. Скорее всего, контуры рождающегося в муках, спорах и жестком торге миропорядка по модели «Ялта 2.0» будут иными. А результаты переговоров, по крайней мере в первом раунде, более скромными. И все же первый шаг в правильном направлении сделан, а дорогу осилит идущий.

Другие материалы