посольство КНР в Киеве сообщило о подписании соглашения открывающего возможность поставок на китайский рынок украинского гороха.

Роль Киева в отношениях Пекина и Вашингтона, или Зачем Китаю нужен украинский горох?

В Китае следуют прагматичным подходам Дэн Сяопина

На днях посольство КНР в Киеве сообщило о подписании соглашения открывающего возможность поставок на китайский рынок украинского гороха. Посол Ма Шэнкунь заявил, что это обогатит содержание стратегического партнерства между двумя странами, с учетом того они имеют «большую взаимодополняемость и существенный потенциал в области сельскохозяйственного сотрудничества».

Ирония этой новости в том, что Совместная декларация о развитии стратегического партнерства Украины и Китая, на которое сослался посол, была подписана в декабре 2013 года президентом Виктором Януковичем во время его визита в Пекин. Кстати, это был последний зарубежный визит Януковича до государственного переворота 22 февраля 2014 года и его побега с Украины.

После прихода к власти в Киеве украинских националистов, как известно, они начали активную политику декоммунизации: был принят ряд соответствующих законов, запрещена коммунистическая символика и деятельность Компартии Украины.

Для руководства коммунистического Китая такие решения киевской власти вызвали естественное отторжение и практически заморозили развитие двустороннего сотрудничества. Не проводились официальные визиты, межгосударственные встречи и заседания, не подписывались новые соглашения, прекратилось военно-техническое сотрудничество и резко упал объем взаимной торговли.

Только через несколько лет, когда Пекин понял, что националисты пришли к власти всерьез и надолго, сотрудничество с Киевом возобновилось. Украина стала рассматриваться как производитель сельхозпродукции и страна-потребитель китайских товаров. 

С 2019 года Пекин согласился на серьезное расширение номенклатуры импорта украинской агропродукции: Китай открыл свой рынок для украинской кукурузы, молока и молочных продуктов, сои, ячменя, подсолнечного шрота, свекловичного жома, замороженной говядины, голубики, черники и меда.

Очевидно, что Пекин следует прагматичной идее одного из бывших идеологов и руководителей КНР Ден Сяопина, который подчеркивал: «Не важно, какого цвета кошка, лишь бы она ловила мышей».

Развитие сотрудничества с киевским режимом в условиях проведения СВО заставляет задуматься о том, что Пекин уверен в сохранении Украины и ее дальнейшего существования, независимо от того, насколько долго продлятся боевые действия и далеко продвинутся ВС РФ.

В этой связи особый вес приобретает позиция Китая по разрешению украинского конфликта. Как известно, несколько недель назад Пекин приветствовал возможную договоренность между Москвой и Вашингтоном по украинскому кризису и заявил о готовности играть «конструктивную роль» в мирных переговорах.

Да вот незадача. Как и при первом президентстве Трампа между Китаем и США начала разворачиваться торговая война с взаимными повышениями пошлин и резкими заявлениями. Так, с 1 февраля 2025 года весь импорт из китайских товаров в США стал облагаться таможенной пошлиной в 10%, а с 4 марта – в 20% их стоимости.

В свою очередь, Китай в ответ ввел дополнительные таможенные пошлины в 10 и 15% на отдельные виды американской сельхозпродукции из США, а также (с 10 марта) пошлину в 15% на американский уголь и сжиженный природный газ. 

Кроме того, Пекин подал иск против Вашингтона во Всемирную торговую организацию (ВТО) с таким обоснованием: «Одностороннее введение дополнительных пошлин американской стороной грубо нарушает правила ВТО, не только не способствуя решению внутренних проблем США, но и нанося ущерб нормальному экономическому и торговому сотрудничеству между Китаем и США».

На вопрос о повышении американских пошлин представитель МИД КНР Линь Цзян 4 марта заявил, что «китайский народ никогда не боялся угроз и шантажа, не использовал методы запугивания, оказание давления, принуждения и угрозы – это неправильный способ поддерживать отношения с Китаем». По его словам, «если у американской стороны есть скрытые мотивы, и она настаивает на тарифной, торговой или любой другой войне, Китай будет сражаться до конца».

Несложно понять, что готовность Пекина к «любой войне» не означает такой же готовности со стороны США. И тут уже становится очевидным, что быстрое урегулирование украинского кризиса и выход из него США позволит Вашингтону высвободить свои силы для противостояния с Китаем. А он в этом совсем не заинтересован.

Поэтому Пекин стал слегка менять свою позицию по Украине. Специальный посланник Китая по европейским делам Лу Шае 6 марта заявил, что «администрация Трампа проводит наглую и деспотичную политику в отношении Европы». Он признал, что переговоры между США и Россией направлены на урегулирование кризиса, но подчеркнул, что «любой мирный процесс должен включать признание и участие всех заинтересованных сторон, включая европейские страны». Таким образом, мирное соглашение не должно определяться только США и Россией, а требует участия в переговорах Украины и Европы.

Лу Шае считает, что «европейские друзья должны поразмыслить над этим и сравнить политику администрации Трампа с политикой китайского правительства. Сделав это, они увидят, что дипломатический подход Китая подчеркивает мир, дружбу, добрую волю и взаимовыгодное сотрудничество».

Нужно отметить, что до этого момента Пекин последовательно поддерживал позицию Москвы по украинскому кризису. Буквально накануне высказываний Лу Шае китайский МИД заявил: «Китай ожидает, что стороны путём диалога и переговоров найдут устойчивое и долгосрочное решение, учитывающее их взаимные озабоченности».

Получается, что позиция Пекина стала видоизменяться и обретать новые оттенки. Нельзя сказать, что Китай обещал никак не менять свою позицию по Украине. Особенно в свете высказанной на саммите ЕС решимости европейских стран на милитаризацию Европы и поддержку киевской власти. Тем более что в таком случае «срединное государство» получает свои выгоды.

Во-первых, КНР улучшает отношения с ЕС и большинством европейских стран, выступая на их стороне по спорным вопросам с США. Это может способствовать улучшению торговых взаимоотношений Китая с Европой и увеличению экспорта китайских товаров на европейский рынок в условиях разворачивающейся торговой войны США с Китаем (и, возможно, позднее с Европой).

Во-вторых, милитаризация ЕС может открыть новые возможности для КНР в этом процессе, в т. ч. путем участия в нем китайских компаний и китайского капитала. 

В-третьих, публичная поддержка желания Брюсселя и Киева участвовать в мирных переговорах и изменение формата из двустороннего в многосторонний неизбежно приведет к затягиванию всего процесса и уменьшит шансы на достижение реального результата. 

Как известно, переговоры между представителями США, КНР и Северной Кореи, приведшие в 1953 году к соглашению о перемирии в Корейской войне, длились целых два года.

В итоге, если Киев и Брюссель будут участвовать в мирных переговорах, Вашингтон может на долгие месяцы увязнуть в вопросе разрешения украинского кризиса и не будет иметь сил на дальнейшую эскалацию отношений с Китаем.

Нельзя отрицать, что такая позиция Пекина менее выгодна Москве, чем безоговорочная поддержка российской позиции по украинскому вопросу. Как нельзя отрицать и того, что большинство комплектующих, из которых на Украине собирают беспилотники, произведены в Китае. 

Вместе с тем спикер российского МИД Мария Захарова заявила 6 марта, что отношения РФ и КНР характеризуются «всеобъемлющим партнёрством и стратегическим взаимодействием». По её словам, «российско-китайская связка является важным стабилизирующим фактором в мировых делах, вносит весомый вклад в демократизацию системы международных отношений, построения более справедливого многополярного миропорядка».

Хочется надеяться, что интересы Китая в противостоянии с США не приведут к отходу Пекина от взвешенной позиции по украинскому конфликту и будут учитывать позицию Москвы о возможных путях его разрешения.

Другие материалы