Порт Усть-Луга в ленинградской области

«Портовые» санкции против России: Брюссель вынужден маневрировать

Транзитные грузопоток через российский сектор Балтийского моря растёт, оставляя враждебных соседей не у дел

Утрата контроля над Украиной подорвёт планы британских кругов по созданию русофобского пояса государств и организации морской «блокады» России, заявили недавно в Службе внешней разведки РФ. Действительно, усилия в этом направлении предпринимаются немалые, однако есть и примечательные нюансы.

Так, под 16-й санкционный пакет, введенный на днях против РФ Евросоюзом, подпали морские порты Астрахань, Махачкала, Усть-Луга, Приморск и Новороссийск. В то же время в портовый санкционный реестр не включены: 

  • в бассейне Балтийского моря – порты Калининград, Выборг, Высоцк, Санкт-Петербург, российско-финляндский Сайменский судоходный канал...

  • в Баренцевом бассейне – порты Мурманск и Кандалакша; порты («река-море») Волго-Балтийской транзитной системы и Беломорско-Балтийского канала; 

  • в азовско-черноморском бассейне – порты Ростов-на-Дону, Азов, Батайск, Ейск, Приморско-Ахтарск, Туапсе, Темрюк, Сочи. В каспийском бассейне – порт Оля (Астраханская область). 

  • порты Дальнего Востока и приарктической зоны РФ. 

Столь странная, казалось бы, избирательность обусловлена тем, что транзитные железнодорожно-портовые системы в РФ становятся основными в транспортно-экономических связях Большой Евразии ввиду известной военно-политической ситуации на «суэцком» маршруте, как и в бассейне Южно-Китайского моря (между Тихим и Индийским океанами). А системы эти имеют выходы, напомним, в европейское зарубежье, Атлантику, бассейны Тихого океана, Персидского залива, Индийского океана, Восточного Средиземноморья.

Что касается приарктической зоны, отметим, что в основном отсюда – с портов Ямала в регион ЕС направляется российский СПГ, которому на европейском рынке альтернативы не предвидится. 

Упорно следуя деструктивному антироссийскому курсу, ЕС пытается сдерживать – даже себе во вред – растущую мирохозяйственную значимость российских транзитных артерий и портов, значимость которых, однако, только лишь растёт и в южном (МТК Север – Юг), и в западном (Балтийское море) направлениях.

В российских портах, приближенных к зарубежным рынкам, доля контейнерных грузов традиционно не ниже 65%, и к настоящему времени около трети объема таких грузов в направлении «Восток – Запад – Восток», по оценкам международных перевозчиков, направляется по коридорам через РФ, Казахстан и Китай, в то время как 10 лет тому назад этот показатель был не выше 15%. Заметим, несмотря на все препоны, что данное направление – по-прежнему основное в общемировом контейнеропотоке. 

Так, по итогам января 2025 года перевалка контейнеров в российских портах Балтийского моря выросла рекордно – на 35,5% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. В совокупности, терминалы Большого порта Санкт-Петербурга, Калининграда и Усть-Луги обработали почти 157 тысяч TEU (эквивалент стандартного 20-футового контейнера). Данный показатель постоянно растёт, причём речь идёт не только о внешнеторговых контейнерных грузах РФ. По имеющейся информации, в означенных грузопотоках к настоящему времени присутствуют транзитные контейнерные грузы не менее 30 стран, в том числе Китая (включая Гонконг), ряда стран Юго-Восточной Азии, стран Центральной Азии, Белоруссии, Закавказья, Ирана, Индии, Пакистана, Турции.

Характерно в этом контексте, что в конце февраля с. г. администрация Ленинградской области и посол Танзании в России Фредерик Кибута договорились о доработке к концу 1-го полугодия с. г. проекта регулярного грузового маршрута между областными и танзанийскими портами. По информации обладминистрации, «в Танзании три порта: в Танге, Мтваре и Дар-эс-Саламе (столице), строится четвертый. Республика рассматривается как серьёзный участник расширенного транспортного МТК "Север – Юг"».

Кроме того, тоже в конце февраля с. г. в Мьянме подписан двусторонний меморандум об инвестиционном сотрудничестве, предусматривающий создание в 2025-27 гг. с участием РФ глубоководного порта на юго-востоке Мьянмы, вблизи транзитного маршрута Тихий океан – Южно-Китайское море – Индийский океан (1). Планируемый контейнерный перевалочный пункт предполагается подключить к МТК «Север – Юг» и к портам РФ в Черноморском бассейне и на Балтике.

Вышеупомянутый рост контейнерный перевозок на Балтике обусловлен, как её тесной связью с европейскими и американскими рынками, так и разветвлённой железнодорожно-портовой системой в Ленинградской области, позволяющей оптимально распределять товаропотоки. 

Лидерами контейнерной перевалки на российской Балтике продолжают оставаться терминалы Большого порта Санкт-Петербурга. Так, с начала года АО «Первый контейнерный терминал» обработал почти 47 тыс. TEU – более чем вдвое больше в сравнении с январем 2024 г. Совсем немного по объёмам и темпам роста отстал ЗАО «Контейнерный терминал СПб» – почти 46 300 TEU. На терминале «Петролеспорт» перевалили почти 32 тысячи TEU: в полтора раза больше уровня января 2024 г. 

Аналогичная тенденция в Калининградском регионе: два местных портовых комплекса, «БСК» и Калининградского торгового порта, в январе перевалили в целом почти 19 тыс. TEU, или в 1,5 - 1,7 раза больше, чем в январе прошлого года.

Рост грузоперевозок характерен и почти для всей железнодорожно-портовой системы РФ, но прежде всего – на Балтике. Как отмечает эксперт Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ Фарид Хусаинов, «рост перевозок контейнеров (за минувший год. – Прим. ред.) обусловлен ростом этих перевозок не только во внутреннем, но и в транзитном видах железнодорожного сообщения. Причем у транзита более высокие темпы: из суммарного прироста в этих видах сообщений 86% приходится на транзитное сообщение и лишь 14% на внутренние перевозки».

Источник РЖД-Партнёр

А по оценке Игоря Смирнова, директора по грузовому транспорту и логистике ЦЭИ, «в текущем году можно ожидать продолжения восстановления транзитных контейнеропотоков Китай – ЕС – Китай через РФ», и хотя темпы роста, скорее всего, не будут такими высокими, как в 2024-м, «но данный сегмент постепенно восстановиться к 2026 году до максимального уровня, который был в 2021-м».

О востребованности северо-западного транзитного ареала РФ свидетельствует и подписание в конце 2023 г. главами Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики Николаем Запрягаевым и ООО «Западный транспортно-логистический узел» Алексеем Левицким соглашения о строительстве морского контейнерного терминала вблизи села Белокаменка в 45 км от порта Мурманск с инвестициями почти в 45 млрд. руб. (железнодорожную ветку планируется провести уже в текущем году).

Всё это снижает конкурентоспособность порто-железнодорожных систем бывших советских республик Прибалтики, марионеточные власти которых ввели в 2022-23 гг. санкции в отношении не только российского и белорусского внешнеторгового транзита, но и против международного грузотранзита, следующего к прибалтам или от них через РФ и Белоруссию. По имеющейся информации, контейнерооборот портов этих стран за последние 3 года сократился более чем на треть, причём эта тенденция приобрела устойчивый характер. 

По мнению президента Латвийской ассоциации логистики Нормунда Круминьша, «портам страны вскоре придется обслуживать грузы только стран Балтийского региона из-за резкого сокращения восточного транзита». Между тем «надежды на привлечение контейнерных и других грузов из Казахстана, Узбекистана и других стран результата не дают», сетует латвийский аналитик Харальдс Альмантс. Не стали альтернативой российскому транзиту «и китайские грузы. Отсюда колоссальные убытки и туманное будущее».

Тем временем перевалочные мощности портов Ленинградской области по контейнерным грузам запланировано увеличить к началу 2030-х суммарно более чем на треть в сравнении с началом 2020-х годов, что вполне соответствует вышеупомянутым тенденциям работы тех портов в данной сфере. Так, стивидорный (специализирующийся на погрузочно-разгрузочных работах в портах) холдинг ГК «Дело» Глобал Портс и правительство Ленинградской области в июне 2024 г. подписали соглашение о совместных мерах по развитию комплексной инфраструктуры в порту Усть-Луга. Согласно документу, Глобал Портс реализует в 2025-27 гг. проект развития мощностей Усть-Лужского контейнерного терминала за счёт строительства его второй и третьей очередей, что позволит более чем вдвое повысить его контейнерооборот. Также планируется повышение мощностей порта Высоцк к началу 2030-х годов. 

Таким образом, многие российские порты неспроста отсутствуют в новом санкционном пакете Брюсселя...

Примечание

(1) Этот порт-хаб будет расположен вблизи узкого (примерно 70 км) перешейка Кра в приграничье Мьянмы и Таиланда, где планируется с участием КНР построить судоходный канал к началу 2030-х. Он почти вдвое сократит морской путь между тихоокеанским Южно-Китайским морем и Индийским океаном. Политическая выгода проекта и в том, что его восточная часть (Сиамский залив) – вне конфликтной зоны в Южно-Китайском море. Стоит упомянуть и о планируемом в ближайшие 2 года строительстве глубоководного порта вблизи границы РФ с КНДР ежегодной мощностью до 1, 25 млн. 20-футовых контейнеров (с учетом других грузов – до 60 млн. тонн) ежегодно, что будет способствовать росту российского транзита грузов из Восточной Азии.

Другие материалы