В ходе недавней пресс-конференции в Хельсинки в компании заезжего киевского квартал-фюрера Зеленского президент Финляндии Александр Стубб пожаловался на итоги Второй мировой войны, в результате которой часть территорий Финляндии досталась СССР: «...Финляндия в 1944 году, после заключения Сталиным мира, утратила суверенитет и право принимать решения. И мы также потеряли 10 процентов нашей территории», – сокрушался горячий финский парень, известный своей непримиримой русофобией.
Пожалуй, со времени распада СССР высшее должностное лицо впервые публично вещает о территориальных потерях к соседу, в прошлом не раз оборачивавшегося для Страны озёр довольно плачевно. Официальное сетование на «некие потерянные» территории может означать, что в какой-то период в Хельсинки могут вспомнить о них как на доктринальном уровне, так и в плоскости практической политики. Возможно, присоединение в 2023 г. к НАТО основательно вскружило кому-то в Хельсинки или Стокгольме головы, однако не следует забывать, что альянс в его прежнем виде вообще-то больше не существует. Скандинавы сделали опрометчивый шаг: Америка не собирается быть для них зонтиком, о чём свидетельствует хотя бы намерение Пентагона упразднить американское командование НАТО в Европе, о чем сообщает NBC News. Вероятно, масштабная реорганизация структуры альянса приведёт и к отказу от утвержденной ещё при Эйзенхауэре 75-летней традиции нахождения на должности Верховного главнокомандующего объединёнными Вооружёнными силами НАТО в Европе (SACEUR) исключительно американского генерала. Кроме того, в рамках предлагаемых изменений, о которых сообщают источники в Пентагоне, уменьшится количество боевых командований США, что более чем закономерно на фоне сокращения бюджетных расходов администрацией Трампа и его стремления переложить больше ответственности на европейских партнёров.
Базы НАТО в Финляндии на текущий момент
Не секрет, что фантасмагорические планы построения «Великой Финляндии трёх перешейков» прямо затрагивают Республику Карелия и Кольский полуостров с их обширными разведанными запасами редких, редкоземельных и рассеянных элементов. Несмотря на внешне бесконфликтный и взаимовыгодный характер советско-финских отношений, тем не менее подспудно территориальные притязания зазвучали уже через 6 лет после подписания в Москве в 1948 г. 10-летнего договора о дружбе и взаимопомощи с СССР, вступившего в силу с 1950 года (затем этот документ продлевался в 1955, 1970 и 1983 годах). Известно, что видный финский политик, президент страны в 1956-1981 гг. и премьер-министр в 1950-52 и 1954-56 гг., инициатор налаживания добрососедских отношений с СССР Урхо Кекконен «неофициально» поднимал тему т. н. «утраченных территорий», прежде всего Карелии, оккупация части территории которой финнами в 1941-1944 гг. принесла советским гражданам неисчислимые бедствия и страдания. По данным финской государственной телерадиокомпании Yle, «в 1950-х премьер-министр Урхо Кекконен вёл с СССР переговоры о возврате Финляндии части Карелии и в первую очередь Выборга». Здесь имеются в виду переговоры многоопытного финского политика с премьер-министром СССР Н. Булганиным в апреле 1955 г. в Хельсинки и с Н. Хрущёвым в мае 1958 г. в Ленинграде. «В последний раз вопрос поднимался на встрече уже президента Кекконена с Брежневым в 1968 году. Тогда обсуждалась возможность обмена территориями: Финляндия была готова уступить за карельские земли часть Лапландии (северная Финляндия)», на что советская сторона, разумеется, не соглашалась.
В мае 1958 года пусть и в косвенной форме, выступая не где-нибудь, а на официальном приёме в Ленинграде, дал понять о наличии спорных вопросов во взаимоотношениях с СССР: «...в одном финляндском политико-географическом исследовании, вышедшем в этом году, написано: "Положение Финляндии безопасно, если обеспечена безопасность её восточной границы". Хотя это утверждение и не является абсолютной истиной во всех условиях, в нём выражена финская точка зрения, основывающаяся на уроках истории. У советской же стороны существует необходимость обеспечить безопасность Ленинграда. Следовательно, интересы безопасности Финляндии и интересы безопасности СССР сталкиваются здесь друг с другом... Время недоразумений и недоверия осталось позади. Дружба не означает, что мы должны отказаться от своих национальных взглядов, но мы нужны друг другу».
Кроме того, досрочная – почти за 40 лет до окончания арендного срока – передача с подачи «дорогого Никиты Сергеевича» в 1955 г. финнам приморского района западнее Хельсинки (Поркалла-Удд) с одновременным выводом оттуда базы ВМФ СССР способствовала реваншистским настроения финских элит. В настоящее время модернизированная инфраструктура указанной базы до поры до времени используется партнёрами Финляндии по НАТО.
Пассажи Кекконена и Стубба вполне соответствуют позиции МИД Финляндии, рассчитанной, похоже, на перспективу: «...по Заключительному акту СБСЕ (почти полвека назад, в августе 1975 года), границы можно "передвинуть" – но мирным путём, посредством заключения договоров и в соответствии с нормами международного права». Соответственно, ни много ни мало, «в принципе, нельзя исключить возможность проведения переговоров о возврате переданных территорий и их использовании»...
По имеющейся информации, речь идет о старте пропагандистской кампании, приуроченной к 70-летию со времени упразднения Карело-Финской ССР (16 июля 1956 г.) с понижением ее статуса до АССР и с устранением в её названии слова «…финская» (одновременно с передачей под юрисдикцию Хельсинки района базы Порккалла-Удд). В этом случае тем более следует ожидать дальнейшего муссирования темы «утраченных финских территорий» с их вероятными трансформациями в территориальные претензии при поддержке внешних сил, что неоднократно оборачивалось военными конфликтами ещё задолго до «зимней войны» и зверств оккупантов на северо-западе России. Как напоминает российский историк и публицист Андрей Антонов, «в годы Крымской войны Выборг и близлежащие территории подвергались атаке англо-французской эскадры, которая была отражена русскими войсками, не пропустившими вражеский флот к Санкт-Петербургу. Трагической страницей является "Выборгская резня": этнические чистки в апреле 1918 года после взятия Выборга войсками генерала Г. Маннергейма. В подавляющем большинстве жертвами стало местное русское население. По наименьшим оценкам, основанным на сохранившихся документах, число убитых русских только за два дня составляет 380-420 человек. Некоторые исследователи говорят [в общей сложности] про 3-5 тыс. человек, убитых в ходе Выборгской резни. Русских же убивали за то, что они русские: финны до сих пор не принесли извинений за содеянный геноцид».
Надо полагать, в России хорошо усвоили уроки давней и не очень истории и воспринимают экзерсисы марионетки Брюсселя, господина Струбба более чем серьёзно. Едва ли случайно он призывает страны ЕС усилить давление на Москву через новые санкции, включая арест замороженных активов РФ и продолжение финансовой поддержки киевского режима: «Сейчас очень важно получить сигнал от Европы о том, что военная, политическая и экономическая поддержка [Украины] продолжается». Проистекающие из подобного рода заявлений практические действия, включая учения с НАТО и военную поддержку Киева, являются грубыми нарушениями Парижской мирной конвенции 1947 г., позволившей Финляндии выйти из Второй мировой войны с минимальными потерями. Напомним, после начала в 2020 г. Следственным комитетом РФ проверки по фактам массовых убийств финнами мирного населения в Карелии МИД Финляндии заявил о том, что «это не новая проблема ни для Финляндии, ни для России. Вопрос об ответственности за военную политику Финляндии был тщательно изучен в суде после войны. Контрольная комиссия союзников, где был представлен Советский Союз, председателем которой был Андрей Жданов, следила за ходом судебных процессов. Что касается судебных вопросов о войне между нашими странами, то они были решены в Парижском мирном договоре 1947 года».
Таким образом, Струбб и компания по факту плюют на основы послевоенной легитимности своей (своей ли?) страны. Соответственно, российская сторона в полном праве поставить вопрос о выплате соседями многомиллиардных компенсаций за колоссальный ущерб, нанесённый финнами Советскому Союзу в ходе Второй мировой войны.