19 марта 2025 г. Европейская Комиссия представила доклад под названием «Объединённая белая книга по европейской оборонной готовности – 2030».
В этой «Белой книге» изложена чёткая дорожная карта увеличения расходов на оборону и более интегрированной европейской оборонной промышленности, обеспечивающая более эффективное сотрудничество государств-членов.
Также предлагаются решения для повышения мобильности вооружённых сил, накопления запасов оружия и боеприпасов, обеспечения безопасности границ, особенно вдоль восточных границ ЕС. В документе также подчёркивается необходимость более глубокой интеграции с оборонным сектором Украины, акцентируя приверженность Европы долгосрочной поддержке безопасности, то есть на продолжение текущего конфликта киевской хунты с Россией.
Недвусмысленно авторы этого документа дают понять, что именно Россия для них является основной угрозой. В «Белой книге» сказано, что «угрозы европейской безопасности распространяются таким образом, что представляют серьезную угрозу нашему образу жизни. Ещё до вторжения России в Украину в 2022 году росло осознание того, насколько опасной является обстановка в сфере безопасности, в которой мы работаем... Россия представляет собой серьезную стратегическую угрозу на поле боя. Это вынудило Европу и наших партнеров столкнуться с реальностью масштабной механизированной войны высокой интенсивности на европейском континенте в масштабах, невиданных с 1945 года. Россия, которая и без того является самым хорошо вооруженным европейским государством на огромном расстоянии, в настоящее время управляет военной экономикой, ориентированной в основном на достижение своих военных целей, основанной на мобилизации промышленности и технологических инновациях... Россия ясно дала понять, что, по ее мнению, она по-прежнему находится в состоянии войны с Западом. Если России будет позволено достичь своих целей на Украине, ее территориальные амбиции расширятся. Россия останется основной угрозой безопасности Европы в обозримом будущем, в том числе из-за ее более агрессивной ядерной политики и размещения ядерного оружия в Беларуси. Россия использует систему нестабильности, в том числе посредством тесного сотрудничества с другими авторитарными державами. Она постоянно нагнетает напряженность и нестабильность в соседних с Европой странах, будь то на Западных Балканах, в Грузии, Молдове или Армении, оказывает растущее дестабилизирующее влияние на Африку»...
В общем, мы имеем весь набор классических штампов-страшилок, который раньше был характерен для аналитических центров из США, теперь перекочевал в Европу.
Справедливости ради, нужно отметить, что Китай также упоминается как в контексте успехов военно-промышленного комплекса этой страны, так и в связи с партнёрскими соглашениями с Россией. Аналогично упомянут Иран, и, конечно же, Беларусь. Но они идут на втором плане, а Россия упоминается неоднократно.
Параллельно в ЕС вышел и «План перевооружения Европы – готовность к 2030 году», который предоставляет финансовые инструменты для реализации стратегий, изложенных в Белой книге.
Согласно замыслу, этот механизм позволит государствам-членам получить доступ к инвестициям в оборону на сумму более 800 миллиардов евро с помощью таких механизмов, как Программа обеспечения безопасности в Европе (SAFE), которая позволит привлечь 150 миллиардов евро финансирования для совместных военных закупок. Это финансирование будет направлено на закупку оборонного оборудования европейского производства, поддержку инноваций и обеспечение оперативной совместимости между национальными вооруженными силами.
В рамках финансовой стратегии Европейская Комиссия также призвала государства-члены использовать оговорку Пакта о стабильности и экономическом росте, позволяющую им временно увеличивать расходы на оборону в рамках бюджетных правил. Кроме того, Европейский инвестиционный банк будет играть ключевую роль в мобилизации частного капитала для поддержки оборонных проектов.
Говоря о неотложности этой инициативы, президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен заявила: «Эра дивидендов мира давно прошла. Архитектура безопасности, на которую мы опирались, больше не может восприниматься как должное. Европа готова сделать шаг вперед. Мы должны инвестировать в оборону, укреплять наш потенциал и применять проактивный подход к обеспечению безопасности».
Хотя у ЕС были примеры различных буксующих программ с большими амбициями, например, в области зелёной энергетики, есть большая вероятность, что в ЕС все же попытаются нарастить свои военные возможности, частично за счёт налогоплательщиков и переориентации бюджетов из других сфер. Кстати, фон дер Ляйен, говоря о важности этой инициативы, обосновывала это и требованиями США больше вкладываться в собственную оборону.
Кстати, в этом же месяце вышла «Ежегодная оценка угроз» разведсообщества США.
Хотя, с большой долей вероятности, этот доклад готовился еще при предыдущем руководстве, все же, если расценивать объективно, в Вашингтоне продолжают мыслить старыми клише, несмотря на официальную риторику Дональда Трампа и его коллег о необходимости.
В этой «Оценке» говорится, что «Россия, Китай, Иран и Северная Корея – по отдельности и коллективно – бросают вызов интересам США в мире, нападая или угрожая другим странам в своих регионах, используя как асимметричную, так и традиционную тактику жесткой силы, а также продвигая альтернативные системы для конкуренции с Соединёнными Штатами, в первую очередь в сфере торговли, финансов и безопасности. Они стремятся бросить вызов Соединённым Штатам и другим странам посредством преднамеренных кампаний с целью получения преимущества, одновременно пытаясь избежать прямой войны. Растущее сотрудничество между этими противниками повышает их стойкость в борьбе с Соединенными Штатами, и потенциальную возможность, что военные действия с любым из них могут втянуть в них другого, и надавить на других глобальных игроков с целью заставить их принять чью-либо сторону».
Если бы Трамп действительно хотел разрядки, установления мира и разоружения, то вряд ли бы этот документ выпустили в свет без редактуры. А так документально подтверждается то, как видят Россию в США официальные лица, отвечающие за безопасность. И это мало чем отличается как от эпохи Джо Байдена, так и от первого президентского срока Дональда Трампа.
В документе также сказано, что Россия извлекла важные уроки из войны на Украине, после чего модернизировала ряд своих систем вооружений, а также стала действовать более эффективно на поле боя. Добавив к этому устойчивость экономики к санкциям, особенно военно-промышленного сектора, получаем, что в США просто-напросто поняли бесполезность своих жёстких мер против России (поскольку они приводят к обратному эффекту, например, разработку альтернативных методов банковских транзакций) и пытаются выработать иную стратегию поведения. Нынешний процесс переговоров по Украине – один из оперативных элементов такой формирующейся новой стратегии США. Нам же нужно понимать, что с учётом исторической ретроспективы действий этого государства на внешней арене, вряд ли там произойдут кардинальные перемены, и вчерашние ястребы внезапно станут голубями мира.