Картина мирового арт-рынка представляет зеркальное отражение экономики и политики стран-лидеров этого арт-рынка. В ежегодном отчете Art Basel / UBS сказано о сокращении продаж сократились почти во всех регионах. Высоких ценовых рекордов было мало, а рынок современного искусства «остыл». В период пика Covid-19 американский сектор произведений искусства, достигший исторического пика в 30,2 млрд долл. в 2022 г., в 2023-м уменьшился примерно на 10 %, до 27,2 млрд. долл. Несмотря на это сокращение, США являются ключевым центром продаж с долей 42% от общемирового объема рынка.
Китай поднялся на второе место в рейтинге, показав результат в 19%: здесь продажи поднялись на 9%, до 12,2 млрд долл., чему способствовало смягчение ограничений, связанных с пандемией COVID-19. Вместе с тем, Британия опустилась за год со второй на третью позицию, заняв 17% мировой отрасли: объем продаж в 2023-м в монархической стране снизился на 8%.
Продажи во Франции снизились на 10% – до 4,2 млрд долл., однако доля в мировых продажах осталась стабильной и составила 7%, а страна осталась четвертым по величине рынком в мире.
Продажи в Великобритании достигли 10,4 млрд долл. в 2024-м, что на 5% меньше, чем в 2023 г., но эта страна вернула себе второе место в мире. Сегмент арт-рынка в странах-лидерах отрасли, США, Великобритании и Франции сократился. Зато китайский сегмент, как упомянуто выше, показал неожиданный рост и занял второе место по объемам продаж.
По данным исследования арт-рынка, опубликованным швейцарским банком UBS и компанией Art Base в конце октября 2024 г., на мировом рынке произведений искусства зафиксирован спад: общий объем продаж снизился на 4%, оказавшись на уровне 65 млрд. долл. Замедление последовало после двух лет роста, а основными факторами, спровоцировавшими негативную динамику, стали высокие процентные ставки, инфляция и политическая нестабильность. Ситуация также обусловлена ослаблением спроса на дорогостоящие произведения искусства и сокращением средней стоимости покупок. Однако радикальное падение цен в премиум-сегменте позволяет пробиться в топ продаж тем художникам, чьи работы ранее не доходили до подобных результатов, отмечает Artprice.
Дилеры, с оборотом менее 250 тыс. долл. сообщили о самом большом росте продаж (17%), что стало для них вторым годом роста и переломным моментом на рынке для этого сегмента (который в 2021 и 2022 гг. показал самый слабый рост). Дилеры с оборотом от 1 до 5 млн долл. также показали рост на 10%, однако сегменты с более высоким оборотом сообщили о спаде.
Сегмент с оборотом от $ 5 до 10 млн снизился на 3 %, а сегмент свыше 10 млн долл. – на 9%, что стало вторым годом замедления показателей для каждого из них.
В этом месте надо бы внести ясность в то, с какой скоростью деградирует мировой (в основном западный) арт-рынок. С молотка уходят вещи за десятки миллионов долларов, которых априори относит к сфере искусства разве что, наличие краски или рамы, но иногда первого и второго может и не быть, если художник-гений решил облегчить карту знатного коллекционера «предметом искусства 21 века».
О сдвигах в восприятии искусства
Состояние современного искусства и его тренды не без тревоги оценил и описал арт-консультант из Лас-Вегаса ДеЛуки: «Миллионные продажи артефактов поп-культуры, от рубиновых туфель из "Волшебника страны Оз" до скелета стегозавра, размывают традиционные представления об искусстве. Этот процесс неизбежен, но насколько он оправдан?» – задаётся вопросом искусствовед.
По его мнению, «искусство коренных народов, аутсайдер-арт, маленькие форматы вместо гигантских полотен – всё это не просто тенденции, а признаки фундаментальных сдвигов в восприятии ценности искусства. Вопрос в том, смогут ли коллекционеры и институции адекватно реагировать на эти изменения или же останутся заложниками рыночных циклов».
Со́тбис и Кристис в режиме нон-стоп
Искусство торговать с молотка безостановочное, причём совершенствуется с каждыми торгами. Со́тбис (Sotheby's) – один из старейших в мире аукционных домов совместно с аукционным домом Кристис (Christie's) занимает 90 % мирового рынка аукционных продаж антиквариата и прочих предметов искусств.
Появление новых технологий в виде онлайн-трансляций аукционов позволило подключаться к торгам из любой точки мира, что кардинально изменили масштабы и географию британских торгов с молотка. На сегодня аукционные дома Сотбис и Кристис являются лидерами арт-рынка, являясь законодателями моды, диктуя арт-политику рынка искусства. Под их влиянием пребывают практически все игроки мирового рынка искусства на всех континентах, что не без участия британского политического истеблишмента.
Поднебесная выбивается в лидеры
На арт-рынке оффлайн по-прежнему востребован, особенно для дорогих лотов, а в онлайне растут обороты продажи более доступных предметов искусства. Как ожидается, к 2026 г. доля цифрового арт-рынка увеличится до 24%. Китайский арт-рынок успел восстановиться после снятия ковидных ограничений в начале прошлого года.
Искусство осталось одним из самых ликвидных инструментов на китайском рынке, поэтому коллекционеры-инвесторы воспользовались шансом пополнить свои портфели и купить предметы арт-рынка, пока они были дёшевы. Сейчас некоторые инвесторы уже начали распродавать коллекции, достигшие пиковых цен. Исследование Китайской ассоциации аукционистов показало, что китайская каллиграфия и живопись остается крупнейшим сектором, на долю которого приходилось 54% общего объема продаж на рынке.
Российский арт-рынок: и здесь санкции
Согласно прогнозам главы крупнейшей в России международной площадки онлайн-торгов искусством Bidspirit Александра Киселевского, опубликованным на РБК, Российскому рынку искусства в 2025 г. грозит «истощение» на фоне санкций и изоляции от международных коллекционеров. Как пояснил эксперт, «большинство значимых произведений живописи и декоративно-прикладного искусства исторически входят в состав российского музейного фонда. На аукционы же наиболее ценные экспонаты, по его словам, обычно попадали из-за границы. Но сегодня эти каналы перекрыты. Какие-то крупные вещи остаются в частных коллекциях или в семейных собраниях и после смерти коллекционеров попадут на рынок», – утверждает глава Bidspirit. Но уже сейчас многие арт-дилеры жалуются на истощение российского арт-рынка.
Какой выход? Развивать в регионах культуру аукционных продаж с применением инновационных технологий, открывать художественные салоны, что были популярны и востребованы в советское время.
«Яйца Фаберже», интерес к которым не угасает и в XXI в., были эмблемой богатства Императорского дома и дореволюционной России. Но важен принцип: желание созерцать и «читать» предметы искусства в своем доме.
Светлана Мамий
На заглавном фото: Фрагмент работы Томаса Шютте, представленной на выставке Art Basel в Базеле 2024