Понятие «проклятие ресурсов» связано с описанием дилеммы, с которой сталкиваются государства, богатые природными ресурсами, но не извлекающие выгоду из своего богатства.
30 апреля 2025 г. США и Украиной было подписано инвестиционное соглашение о разделе прибыли и роялти от будущей продажи украинских полезных ископаемых и редкоземельных металлов.
Данное инвестиционное соглашение завершает сделку по созданию фонда, который, по словам администрации Трампа, начнёт выплачивать примерно 175 миллиардов долларов, предоставленных Украине.
В рамках соглашения речь идёт о создании Инвестиционного фонда восстановления Украины и Соединённых Штатов.
Под руководством президента Дональда Дж. Трампа Министерство финансов и Корпорация финансирования международного развития США (DFC) будут работать совместно с правительством Украины над завершением разработки программы и развитием этого партнёрства.
По словам Дональда Трампа, эта сделка станет экономическим стимулом для США продолжать инвестировать в оборону Украины и её восстановление после того, как он заключит мирное соглашение с Россией (1).
Украинские чиновники раскрыли подробности соглашения, которое они назвали справедливым и позволяющим Украине сохранить контроль над своими природными ресурсами.
Премьер-министр Украины Д. Шмыгаль заявил, что фонд будет разделён между США и Украиной поровну и предоставит каждой стороне равные права голоса (2).
Ранее в этом месяце стало известно, что Министерство юстиции Украины наняло американскую юридическую фирму Hogan Lovells для консультирования по переговорам о сделке.
Первый вице-премьер-министр Украины Ю. Свириденко рассказала подробнее о фонде, который, по её словам, «привлечёт глобальные инвестиции».
Доход будет поступать от новых лицензий на критически важные материалы и нефтегазовые проекты, а не от проектов, которые уже начались.
По её словам, доходы и взносы в фонд не будут облагаться налогом ни в США, ни в Украине, «чтобы инвестиции приносили наибольшую отдачу», а передача технологий и их разработка были «ключевой» частью соглашения (3).
Вашингтон внесёт свой вклад в фонд, сказала она. «Помимо прямых финансовых взносов, он также может предоставить новую помощь — например, системы противовоздушной обороны для Украины», — сказала она. Вашингтон напрямую не ответил на это предложение.
По разным оценкам, на Украине находится около 5% мировых запасов полезных ископаемых и редкоземельных металлов. Но разработка многих ресурсов ещё не началась, и многие месторождения находятся на территории, которая сейчас контролируется российскими войсками (4).
Соглашение между правительствами предполагает создание совместного фонда, взнос каждой из сторон составит 50%, а будущая военная помощь США Украине будет считаться вкладом в фонд. Фонд будет управляться совместно, и в его правлении будут три представителя США и три представителя Украины.
Деньги фонда будут использованы для инвестиций в добычу на Украине редкоземельных минералов, нефти и газа. Сумма будет разделена 50/50.
Цель инвестиционного соглашения — предоставить возможность США получать прибыль от защиты Украины за счёт инвестиций (5).
Рассмотрим двухстороннее инвестиционное соглашение между США и Украиной от 30.04.2025 г. на предмет соответствия принципам международного права.
Основные принципы международного права могут быть описаны понятием «конституция мирового сообщества», основные правила которой закреплены в Уставе ООН (принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945).
Они носят обязательный характер для всех субъектов международного права без исключения и включены в Декларацию ООН о принципах международного права 2625 (XXV) (Декларация о дружественных отношениях от 24.10.1970 г.).
Основной принцип международного права основан на суверенитете государств.
Принцип «равный над равным, не имеет власти» (par in parem non habet imperium) означает, что одно государство не может подпадать под юрисдикцию другого государства.
Другим важным принципом является принцип равенства государств.
Из принципа равенства не вытекает требование о получении материальных благ, например права на получение помощи развивающимся странам.
Запрет на применение силы, направленной «против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства» (абз. 4 ст. 2 Устава ООН), является еще одним важным принципом международного права.
Заключенные в результате применения силы договоры ничтожны в силу статьи 52 Венской конвенции о праве международных договоров (заключена в Вене 23.05.1969 г.).
С принципами суверенного равенства и запрета на применение силы тесно связан запрет на вмешательство во внутренние дела (абз. 7 ст. 2 Устава ООН).
Международная вежливость (comitas gentium) включает не обладающие юридической силой правила доброжелательности, сдержанности, внимания и взаимного уважения государств как участников международных отношений.
Основные принципы дополняет обязательство по мирному разрешению международных споров (абз. 1 ст. 1, абз. 3, ст. 2, абз. 1 ст. 33 Устава ООН).
Далее остановимся подробнее на принципе запрета на применение силы в контексте подписания инвестиционного соглашения между США и Украиной от 30.04.2025 г.
Украина похожа на традиционное понимание «ресурсного проклятия». Государство, обладающее обширными природными ресурсами и находящееся в тяжёлом экономическом положении, сталкивается с партнёром США, у которого есть экономические интересы и который готов использовать уязвимые места.
Как отмечает издание Der Spiegel, ресурсная сделка США с Украиной представляет собой шантаж (6).
В силу статьи 52 Венской конвенции о праве международных договоров договор является ничтожным, если его заключение явилось результатом угрозы силой или ее применения в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе ООН.
12 февраля 2025 г. министр финансов США С. Бессент выставил требование Зеленскому, чтобы Соединённые Штаты получили 50-процентную долю в добыче редкоземельных минералов на Украине якобы для того, чтобы получить компенсацию за ранее оказанную помощь. США потребовали, чтобы Украина незамедлительно подписала сделку по редкоземельным металлам. Лидер Украины В. Зеленский отказался, отметив, что предложенные условия станут наказанием для будущих поколений украинцев, потому что они будут вынуждены выполнять односторонние обязательства без каких-либо дополнительных гарантий безопасности.
В дальнейшем администрация Трампа перешла к более жесткой риторике, потребовав 100-процентную долю в фонде, в который Украина будет вносить доходы от продажи природных ресурсов, пока он не достигнет 500 миллиардов долларов (в качестве расчета по обязательствам перед США за военную помощь Украине), а также доходы от украинских портов и другой инфраструктуры. В. Зеленский снова отказался, назвав это предложение «кредитом со 100-процентной процентной ставкой».
Согласно сообщениям, официальные лица США начали угрожать перекрыть Украине доступ к интернет-сервису Starlink (спутниковой сети И. Маска, которая имеет решающее значение для военных действий Украины). Тем временем Трамп призвал Зеленского действовать оперативно, иначе у него не останется страны.
28 февраля 2025 г. Д. Трамп фактически унизил В. Зеленского во время печально известной встречи в Овальном кабинете, сказав ему: «Заключайте [мирное] соглашение, или мы уйдём, а если мы уйдём, вы будете сражаться — я не думаю, что это будет красиво». Затем, в начале марта, Соединённые Штаты приостановили обещанную ранее военную помощь и перестали делиться разведданными с Украиной.
В дальнейшем был пересмотрен проект соглашения, целью которого было создание совместного фонда, в который Украина должна была бы вносить 50 процентов всех будущих доходов от природных ресурсов, находящихся в собственности Украины и связанной с ними инфраструктуры.
В конце марта 2025 г. администрация Д. Трампа попыталась навязать дополнительные условия к своим предыдущим требованиям, в том числе право первой покупки добытых ресурсов и запрет Украине получать прибыль от совместного фонда до тех пор, пока Соединённые Штаты не возместят заявленную стоимость своей предыдущей помощи с начислением 4% годовых. В ответ на нежелание Зеленского выполнять всё более обременительные требования Трамп обвинил его в попытке отказа от сделки, пригрозив большими проблемами на том основании, что Украина не станет членом НАТО. Другими словами, отказ от подписания означает, что Соединённые Штаты оставят Украину без защиты.
Необходимо отметить, что должностные лица администрации Трампа, по-видимому, считают, что любое участие США в обеспечении мира на Украине неразрывно связано с заключением сделки по полезным ископаемым (7).
Возникает очевидный вопрос в отношении легитимности двухстороннего инвестиционного соглашения, подписанного 30 апреля 2025 года. Поскольку фактически нарушается один из важнейших принципов международного права — договор, навязанный силой, является ничтожным.
В ходе Венской дипломатической конференции по праву международных договоров 1968-1969 гг. (8) осуждалось принуждение государства к заключению договора с использованием давления в любой форме, включая политическую или экономическую.
Более того, возможный аргумент того, что сделка является легитимной, поскольку давление со стороны США основано на использовании в своих интересах сдерживания России и соответствующей экзистенциальной угрозы для Украины, является необоснованным.
Поскольку формулировка статьи 52 Венской конвенции о праве международных договоров ясно устанавливает ситуацию, при которой любое государство добивается заключения договора, используя применение силы, которому подвергается потерпевшая сторона независимо от его источника (в данном случае действий России в рамках СВО).
Последствия ничтожности инвестиционной сделки между США и Украиной заключаются и в том, что любая выгода, полученная государством-нарушителем, будет представлять собой ущерб, нанесённый пострадавшему, который будет иметь право требовать возмещения причинённого вреда. Другими словами, за каждую добычу полезных ископаемых и прибыль, полученную за счёт Украины, Соединённые Штаты будут обязаны всё вернуть. Априори США заключили проигрышную сделку с негативными последствиями.
Причем под термином «сила» или «принуждение» понимаются любые формы насилия: военное, экономическое, политическое, физическое, психическое и т. п. (Талалаев А.Н. Право международных договоров. Договоры с участием международных организаций. М., 1989).
Необходимо также отметить, что стремление США к применению силы при заключении договоров является обычной практикой.
Приведём лишь несколько примеров.
В заявлении председателя сенатской комиссии по иностранным делам У. Фулбрайта о договоре с Панамой 1903 г. было отмечено, «...договор был заключен при обстоятельствах, делающих мало чести Соединенным Штатам. Президент Теодор Рузвельт хвастался, что он "взял Панаму", а затем стал вести переговоры насчет договора о Панамском канале...» ("Известия" от 25 марта 1964 г.).
В дальнейшем США по-прежнему использовали давление при заключении договора о Панамском канале (Defensa y neutralidad del canal de Panama. Panama, 1972)
Устав ООН четко закрепил принцип неприменения силы, обязав государства воздерживаться в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения.
Поэтому опасно при современном состоянии международного права распространить понятие «принуждение» за пределы незаконного использования силы или угрозы силой.
Комиссия международного права ООН в 1963 г. приняла комментарий, в котором говорилось, что «недействительность договора, заключенного путем противоправной угрозы силой или ее применения, представляет собой принцип, являющийся «lex lata» в международном праве наших дней» (Report of the ILC 1963. P. 197).
На Венской конференции по праву договоров с участием международных организаций были высказаны те же мнения, что и в Комиссии международного права. В конечном счете было решено принять предложенный ею проект.
Применение силы при заключении договора противоречит одному из основных принципов международного права — принципу неприменения силы, который носит императивный характер. Именно в таком плане он отмечается в международных актах.
Наконец, желательно в подобных соглашениях использовать «оговорку Кальво» или «доктрину Кальво».
Данная доктрина фиксирует позицию, в соответствии с которой международные стандарты проведения экспроприации не отрицаются, однако подчеркивается, что основанием их реализации является исключительно внутреннее законодательство принимающего государства. Превалировать должен также принцип национального суверенитета, невмешательство одного государства в дела другого ни при помощи дипломатии, ни с помощью вооруженных сил и иных способов давления. Учитываться должен принцип равенства государств (Carlos Calvo, Le droit International Theoritique et Practique (Paris: Guillaumin, 1896); Donald R. Shea, The Calvo Clause: A problem of Inter-American and International Law and Diplomacy (Minneapolis: University of Minesota Press, 1955).
Необходимо отметить, что «доктрина Кальво» нашла отражение и в документах ООН, среди которых наиболее известными являются: Резолюция ГА ООН от 14 декабря 1962 г. № 1803 «Неотъемлемый суверенитет над естественными ресурсами» и Резолюция от 12 декабря 1974 г. № 3281 «Хартия экономических прав и обязанностей государств».
Таким образом администрация Трампа фактически иллюстрирует свой подход к международному праву на примере сделки с Украиной. А именно — попытки продвигать собственные интересы без оглядки на правовые нормы, прикрываясь языком и формами международного права. Не хочется верить, что приведенная конструкция инвестиционного соглашения не будет определять международное ресурсное право в будущем.
Примечания
(1) Press Releases Treasury Announces Agreement to Establish United States-Ukraine Reconstruction Investment Fund // URL: https://home.treasury.gov/news/press-releases/sb0126 (дата обращения: 01.05.2025 г.).
(2) US and Ukraine sign minerals deal that solidifies investment in Kyiv’s defense against Russia // URL: https://www.theguardian.com/us-news/2025/apr/30/us-ukraine-minerals-deal-russia (дата обращения: 01.05.2025 г.).
(3) US and Ukraine sign minerals deal that solidifies investment in Kyiv’s defense against Russia // URL: https://www.theguardian.com/us-news/2025/apr/30/us-ukraine-minerals-deal-russia (дата обращения: 01.05.2025 г.).
(4) Там же.
(5) U.S. and Ukraine sign minerals deal // URL: https://www.axios.com/2025/04/30/ukraine-minerals-deal-signing (дата обращения: 01.05.2025 г.).
(6) Frau R. The Law of Treaties and Ukraine’s Resource Curse // URL: https://voelkerrechtsblog.org/the-law-of-treaties-and-ukraines-resource-curse/ (дата обращения: 01.05.2025 г.).
(7) Negotiations at Gunpoint: Does U.S. Pressure on Ukraine for a Minerals Deal Amount to Unlawfully Procuring a Treaty by Use of Force? // URL: https://www.justsecurity.org/110312/trump-ukraine-minerals-use-force/ (дата обращения: 01.05.2025 г.).
(8) United Nations Conference on the Law of Treaties. First and second sessions. Vienna, 26 March - 24 May 1968 and 9 April - 22 May 1969. Official Records. Documents of the Conference // URL: https://treaties.un.org/doc/source/docs/A_CONF.39_11_Add.2-E.pdf (дата обращения: 01.05.2025 г.).