Норвежская страшная сказка про белого бычка

Количество баз Пентагона в стране фьордов увеличится с 8 до 12

Уникальность положения выскочек вроде фон дер Ляйен и её комиссаров из ЕК обусловлена катастрофическим интеллектуальным оскудением среди лидеров крупнейших государств Европы, с эпохи Возрождения формировавшей уникальную систему духовных ценностей и миросозерцания, ориентированные на человека и сложившиеся в то высшее достижение человеческой нравственности, которое принято именовать гуманизмом. К слову сказать, термин «гуманизм» в современном его понимании ввёл в научный оборот немец, как и Урсула, философ Фридрих Нитхаммер в 1808 году. Но через двести лет с небольшим, сообщил Euractiv, интеллектуальное наследие Европы деградировало так, что наследница Нитхаммера готовится собрать 12 мая в Брюсселе руководителей европейской оборонной промышленности, чтобы – внимание! – под боевой клич бешеной Урсулы начать подготовку к войне с Россией. Той же цели служит и назначение на должность главы оборонного ведомства ЕС (EDA) немецкого генерал-майора Андре Денка, которому «следует взять на себя более активную роль в координации закупок боеприпасов и ракет по всему блоку». Чтобы защитить ЕС от «кровожадной России», конечно. То, что с того самого Возрождения Россия ни разу не нападала первой на Европу, а только отбивалась от ливонских крестоносцев под Псковом, от литовцев на Смоленщине, от шведов на Балтике, от поляков, засевших в Московском Кремле… Если коротко, Казань – брал, Астрахань – тоже брал, а Берлин с Парижем сами виноваты. Но то, что касается Норвегии, и вовсе остаётся за скобками территориальных проблем России. Границу с наследниками варягов мы установили ещё в 1826 году, и эти 195 километров тундры никогда не представляли опасности хоть с той, хоть с другой стороны. А если мы её пересекали, то только для того, чтобы вместе с норвежцами избавить страну от фашистской оккупации в 1944-м… 

Распространено мнение, что мы с варягами в целом жили нормально даже в постсоветский период, когда мало кто из соседей не плевал в нашу сторону, и только после возвращения Крыма в Россию ситуация стала меняться: американцы прислали сначала три, а потом семь сотен янки – то ли ещё будет! Потому что «Россия опасна». Норвежцам это внушают на самом доходчивом, игровом, культурном уровне – многочисленными фильмами и книгами, иллюстрирующими страшную сказку про «русского бычка, который идёт-идёт шатается». Начиная со ставшего самым рейтинговым в истории страны сериала «Оккупированные» про захват страны Россией и заканчивая детективами вроде «Большого медведя» про столкновение США и России на Шпицбергене. А в вышедшем в начале 2021 года детективе писательницы Греты Бое «Сигнал бедствия» русские угрожают уже Финнмарку – тем самым землям, которые освобождала Советская армия в 1944 году. Перевоспитание по-американски теперь просто и незатейливо. Но остаётся вопрос: что заставило страну стать одним из основателей военного блока НАТО, с первого дня нацеленного на СССР?

Вот что думает на этот счёт само НАТО: «Подавляющее большинство норвежского народа глубоко верит в то, что подписание Атлантического пакта – это событие, которое может оказать решающее влияние на ход истории и приблизить тот день, когда все народы смогут работать сообща во имя мира и свободы». Это «подавляющее большинство» 4 апреля 1949 года стояло у колыбели самого агрессивного военного блока, подминавшего под себя страну за страной – особенно после русской трагедии 1991 года. С трогательной наивностью натовские историки объясняют, что после вторжения фашистской Германии «Норвегия понимала, что нейтралитет больше не является жизнеспособной формой обороны. Однако 200-километровая граница, которую Норвегия разделяет с тем, что в то время было Советским Союзом, придал ей иной взгляд на международные отношения. Требование России не размещать базы НАТО с самого начала вызвало необходимость балансировать между желанием стать западным союзником и одним из крупнейших военно-промышленных центров Советского Союза, который находился буквально у ее порога на Кольском полуострове. Последняя служила одной из крупнейших военно-морских и военно-воздушных баз Советского Союза во время холодной войны, представляя прямую угрозу Норвегии».

Однако в эту сказку «про белого бычка» советской угрозы ещё задолго до НАТО свято верил министр иностранных дел норвежского правительства в изгнании в Лондоне Трюгве Ли. Он и был тем «подавляющим большинством», которое решило, что перспективы безопасности Норвегии теснее связаны с ее далекими соседями по ту сторону Атлантики, а не со страной, избавившей норвежцев от фашистской оккупации. Его антироссийский клич из Лондона «Норвежцы скорее умрут завтра стоя, чем проживут тысячу лет на коленях» прежде всего услышали в Пентагоне. И если та же Финляндия в 1948 году подписала Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи с Советским Союзом, то король Норвегии Хокон VII 12 мая 1949 года подписал акт о присоединении Королевства Норвегия к НАТО, сделав 200 километров тундры первым полигоном холодной войны.

 

Очень скоро Норвегия стала участником наземной системы противовоздушной обороны НАТО, известной как NADGE, способной обнаруживать, идентифицировать и перехватывать воздушные суда и в случае необходимости уничтожать самолеты противника. Это была непрерывная сеть радиолокационных станций, протянувшаяся от Норвегии до Турции и служившая мощным барьером против «вторжения вражеских самолетов» в европейское воздушное пространство НАТО. 

Да, в ту пору власти Норвегии заверяли Советский Союз в том, что не будут использовать страну в качестве передовой базы для вторжения и что они не допустят размещения иностранных баз или вооруженных сил на своей территории в мирное время. Но чего стоили эти заверения, если «обширный и малонаселенный Северный фланг – Данию, Норвегию, Северную Германию – «защищала» штаб-квартира Объединённых вооруженных сил НАТО в Северной Европе (AFNORTH), которая располагалась за пределами Осло, в Кольсасе? Только мощь Вооруженных сил Советского Союза заставляла «подавляющее большинство норвежского народа» держать в тени общественного сознания всё более крепкие натовские сети. А 8 декабря 1991 года сдетонировало не только в Москве, но и в Осло – враг был повержен! Стало быть, мир? Должно быть, чтобы закрепить победу, 6 апреля 2021 года правительственный портал Норвегии Regjeringen сообщил о том, что Норвегия и Соединённые Штаты заключили юридически обязательное Дополнительное соглашение о сотрудничестве в области обороны (SDCA). Тогда впервые было широко заявлено, что американская деятельность в Норвегии основана на более чем 70-летнем тесном и доверительном сотрудничестве. До сих пор сотрудничество основывалось на договоре НАТО о Североатлантическом регионе и статусе их 16 вооруженных сил. А теперь «существует острая необходимость в обосновании оборонной политики для усиления способности принимать подкрепления союзников». Под «усиление способности» для SDCA даже потребовалось изменять действующую правовую базу по ряду ключевых пунктов, чтобы «расширить права и возможности США в Норвегии по сравнению с предыдущими соглашениями». Вооруженные силы США получили право беспрепятственного доступа и использования согласованных районов, перечисленных в соглашении. А статья XII документа даже предусматривает передачу Штатам права в первую очередь осуществлять судебное преследование за невоенные действия, совершенные военнослужащими Вооружённых сил США. Статья XV вовсе выводит военнослужащих Вооруженных сил Соединенных Штатов, включая гражданский персонал, из-под ответственности по гражданским искам или административным санкциям.

Неделю назад не три и не семь сотен, а 5,6 тысячи американских солдат полетели через Атлантику для участия в военных учениях Defender 25, чтобы продемонстрировать свою способность перемещаться на большие расстояния от Арктики до Средиземного и Черного морей. Первая часть учений – Swift Response – с 11 по 31 мая прокатится по Финляндии, Норвегии, Латвии, Литве и Швеции, отрабатывая «критически важные возможности на поле боя» на Крайнем Севере и в Прибалтике. Об этом сообщил норвежский High North News. Он же цитирует командующего армией США в Европе генерала Кристофера Донахью: «Речь идет о глобальном сдерживании. Все, что, как мы демонстрируем, мы можем сделать с нашими союзниками и партнерами, мы можем сделать где угодно. Defender 25 обеспечивает проведение материально-технических и боевых учений такого масштаба, который в настоящее время нигде больше не проводится». Кого будет глобально сдерживать Донахью в Норвегии он не обязан докладывать Стортингу. Но после Фритьофа Нансена, в качестве верховного комиссара Лиги Наций спасшего жизни многим людям голодающего Поволжья в 1922 году и удостоенного Нобелевской премии мира, оскудевшему на личности Стортингу трудно думать о гуманизме, глядя на восток. 19 декабря 2023 года Норвегия даже не дала посадить самолет из РФ с пассажиром, нуждающимся в срочной помощи медиков. Самолёту пришлось возвращаться в Москву.

Кто теперь хозяин в норвежском доме? Вот вопрос, который стал волновать и самих норвежцев. 

Антивоенная инициатива Норвегии бьёт тревогу: правительство подписало соглашение о создании восьми военных баз на территории Норвегии в дополнение к 4 базам, доступ к которым Штаты получили в 2022 году. Речь идет о 12-ти объектах, где Вооруженным силам США разрешено размещать личный состав и военную технику. Подобные соглашения уже подписаны со Швецией, Финляндией и Данией и, таким образом, у США будет 47 военных баз в Скандинавии.

«Необходимо четко заявить: это военные базы США, и они будут служить инструментом реализации интересов США, а не Норвегии. По опыту Ирака и Афганистана мы знаем, что Соединенные Штаты преследуют только свои собственные геополитические цели и защищают только то, что отвечает их собственным интересам, - справедливо полагает издание. - Эти 12 баз будут считаться территорией США. Здесь Соединенные Штаты получат безусловное право доступа и использования... для различных целей», которые не только ограничивают суверенитет Норвегии, но и вполне могут противоречить национальным интересам страны. Опровергнуть это трудно, так как «играя роль передовой линии Америки против России, наши власти этим соглашением поставили норвежский народ в чрезвычайно опасную ситуацию. В условиях конфронтации между Соединенными Штатами и Россией, чего и добиваются ястребы в Соединенных Штатах, мы становимся очевидными объектами бомбардировок».

Норвежская партия «Красные» (Red), опирающаяся на идеи социального равенства и представленная только одним членом в Стортинге, так же критикует открытие на территории Норвегии 12 объектов для размещения американских вояк. «Красные» считают, что Норвегия не должна повышать свою уязвимость, пишут High North News: «Амбиции США в Арктике имеют прямые последствия для Норвегии. Red считает, что Норвегия не должна увеличивать нашу уязвимость, открывая 12 военных баз, где Трамп станет главнокомандующим».

Эпилог норвежской сказке о страшном русском бычке, который идёт-качается, уже прописал норвежский политик Pål Steigan: «Мнение о том, что интересы маленькой Норвегии в области национальной безопасности должны совпадать с интересами ущербной сверхдержавы США, является абсолютным заблуждением. Исторически самым важным инструментом нашей оборонной политики были добрососедские отношения с Россией, основанные на низкой военной напряженности на Севере. Сейчас происходит прямо противоположное».