«Пятнадцать человек на сундук мертвеца», или Кто хочет возглавить Южную Корею?

Политическая нестабильность последних месяцев отрицательно влияет на экономику

Южную Корею продолжает лихорадить. До внеочередных президентских выборов 3 июня осталось меньше трех недель, но только сейчас был дан официальный старт избирательной кампании, вызванной импичментом бывшего президента Юн Сок Ёля.

В списке претендентов находятся семеро кандидатов, первым из которых во всех смыслах является 61-летний депутат парламента Ли Дже Мён – представитель оппозиционной Демократической партии, который на прошлых президентских выборах занял второе место, уступив Юну всего 0,7% голосов. 

В его послужном списке руководство столичной провинцией Кёнгидо (в 2018-2021 годах) и городом Соннам (2010-2018 годы) с населением почти в миллион человек.

Среди пунктов предвыборной программы – государственная поддержка передовым отраслям, включая искусственный интеллект и оборонную промышленность, а также «решение насущных проблем народа».

Кстати, очень расплывчатое обещание политиков, потому что насущные проблемы у всех разные, но такая формулировка позволяет привлечь на свою сторону множество избирателей.

Несмотря на то что Ли Дже Мён имеет самый высокий рейтинг среди всех кандидатов, его участие в президентской гонке было под вопросом. Дело в том, что он был осужден за коррупцию и дачу ложных показаний, что не позволяло ему баллотироваться на выборах. Только в марте этого года апелляционный суд снял с него это обвинение, позволив ему стать кандидатом на пост президента.

Однако 1 мая Верховный суд вернул дело на новое рассмотрение, что поставило под сомнение возможность участия Ли Дже Мёна в избирательном процессе. Это вызвало в обществе обвинения во вмешательстве судей в политический процесс и нарушении принципа разделения властей. 

По аналогии с действиями бывшего президента стали даже говорить о «судебном перевороте», потому что если суд Сеула успел бы повторно рассмотреть дело до даты выборов и подтвердить обвинительный приговор, то это могло бы повлечь за собой дисквалификацию лидера президентской гонки. Дошло до того, что судьи Южной Кореи собрались на внеочередную конференцию, чтобы «обсудить и сформулировать позицию по поводу сомнений относительно политической нейтральности судов и подрыва доверия к судебной системе».

В итоге повторное рассмотрение дела Ли Дже Мёна перенесли на период после выборов, что может поставить новые вопросы в случае его победы: насколько беспристрастным будет решение суда по отношению к избранному президенту и станет ли подтверждение обвинительного приговора поводом для его импичмента или оно не будет иметь обратной силы? 

Но пока вернемся к другим претендентам.

На втором месте в списке кандидатов представитель пока еще правящей партии «Сила народа» 73-летний Ким Мун Су. Как и предыдущий политик он какое-то время был губернатором столичной провинции Кёнгидо (в 2006-2014 годах). До ухода в отставку в связи с участием в выборах он возглавлял министерство занятости и труда в правительстве Юн Сок Ёля.

 Главным его предвыборным обещанием является создание благоприятной среды для бизнеса. На посту президента он обещает стимулировать частные инвестиции путём дерегуляции экономики, проведения налоговой реформы и активизации экономической деятельности. 

Остальные претенденты являются представителями миноритарных партий либо независимыми. От основных кандидатов под первым и вторым номером их отделяет пустое место под номером три, которое было зарезервировано для Корейской инновационной партии, не выдвинувшей своего кандидата. 

Дело в том, что нумерация кандидатов от партий зависит от ее представленности в парламенте. После них в список включаются представители от других партий в алфавитном порядке их названий, а затем – независимые кандидаты, место которых определяется жеребьевкой.

На сегодня первые два кандидата являются лидерами общественного мнения: по опросам 12-13 мая, у оппозиционного Ли Дже Мёна уровень поддержки составляет 51%, а у проправительственного Ким Мун Су – 31%. 

На третьем месте в опросе (8%), но на четвертом в списке кандидатов находится представитель партии Новых реформ Ли Джун Сок, который обещает провести административную реформу и сократить количество правительственных учреждений с нынешних 19 до 13. По его мнению, это позволит повысить эффективность управления и устранить дублирующие функций органов исполнительной власти.

Номером пять списка стал кандидат от Демократической трудовой партии Квон Ён Гук, который пообещал укрепить систему социального обеспечения и сократить экономическое неравенство за счёт повышения налогов для богатых. Либеральную партию воссоединения представляет Гу Чжу Ва (номер шесть), за которым следуют два независимых кандидата Хван Гё Ан и Сон Чжин Хо (номера семь и восемь).

Интересно, что ушедший в отставку с поста премьера Хан Док Су, выполнявший также обязанности президента, так и не зарегистрировал свою кандидатуру для участия в кампании.

Фактически сами выборы начнутся уже на следующей неделе, потому что за рубежом граждане Южной Кореи будут голосовать в период с 20 по 25 мая, чтобы их голоса могли быть учтены в общей массе. Таким образом, официальные результаты выборов станут известны в течение нескольких часов после закрытия участков для голосования вечером 3 июня, и новоизбранный президент сможет приступить к своим обязанностям уже 4 июня.

Судя по опросам, с большой степенью вероятности им станет лидер оппозиции Ли Дже Мён. Вопрос в том, насколько долго он сможет проработать на этом посту с учетом не закрытого против него судебного дела. Не исключено, что через несколько недель или месяцев он последует за своими предшественниками, которые были подвергнуты импичменту и тюремному заключению. А избирателю снова придется выбирать нового руководителя страны из старого списка политиков.

Политические события, происходящие в Южной Корее последние шесть месяцев, оказывают своё негативное влияние на ее экономику. За первый квартал этого года реальный ВВП уже сократился на доли процента, а самые оптимистичные прогнозы обещают годовой рост максимум в 1,5%. С учетом же введенных Вашингтоном повышенных таможенных пошлин шансы на сохранение любого роста ВВП минимальны. 

Ведь США являются вторым торговым партнером страны, и положительный для Сеула торговый баланс с ними в 2024 году составил свыше 50 миллиардов долларов, да и в целом внешняя торговля Южной Кореи последние два года демонстрировала постоянное превышение экспорта над импортом.

Вместе с тем согласно опубликованному 12 мая отчету Корейского института развития (KDI), прогноз роста ВВП страны понижен до 0,8% (с прогнозных 2% в конце 2024 года). Риски замедления ориентированной на экспорт южнокорейской экономики могут превратиться в реальный спад из-за сокращения экспорта в США, что также вызывает существенное уменьшение профицита в торговле с Вашингтоном.

Ухудшаются и оценки качества жизни в Южной Корее. Если в 2012 году она занимала 12-е место в мире, то, согласно недавнему отчёту ООН по данным за 2023 год, ее рейтинг опустился на 20-е место.

К концу года будет понятно, насколько одновременно политический и экономический кризисы оказали влияние на Южную Корею. Ведь написание китайскими иероглифами (которые исторически еще используются в стране в названиях компаний и именах) слова «кризис» можно еще перевести как «опасность» и «возможность».

Оцените статью
5.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться