Голливуд: гибель американской империи грёз

Под влиянием политики Трампа Голливуд возвращается к традиционным ценностям

В мае президент США объявил о введении 100% тарифа на все зарубежные фильмы, снятые за пределами страны. Дональд Трамп заявил, что Голливуд и киноиндустрия США в целом "стремительно гибнет" из-за стимулов, предлагаемых другими странами для привлечения американских кинематографистов. Также, поручая Министерству торговли и торговому представителю США немедленно начать процесс тарификации зарубежных фильмов, Д. Трамп официально назвал иностранное кино «угрозой национальной безопасности» США.

До недавнего времени мировая гегемония США базировалась на трёх столпах: военной мощи (политика), долларе (экономика) и Голливуде (идеология). Сегодня, судя по происходящему, Трамп решил «перестроить», сломав «через колено», все три. В апреле стало известно, что решение американского президента повысить тарифы на китайскую продукцию до 125% теперь повлияет и на глобальный кинорынок. Китай, помимо ответных дополнительных пошлин на импорт из США, включил свою «мягкую силу» и теперь будет «умеренно сокращать количество импортируемых американских фильмов». 

Своё решение власти КНР мотивируют ещё и тем, что при таком климате китайский зритель и сам вряд ли захочет поддержать юанем голливудские релизы. Государственное управление по делам кинематографии Китая уже заявило, что в прокате появятся фильмы из огромного количества других стран, чтобы удовлетворить спрос рынка. Пекин уже не первый год закрывает этот спрос внутренним кинопроизводством – в 2024 году около 85% фильмов, показанных в Китае, были произведены в нём же. А мультфильм «Нэчжа побеждает Царя драконов» стал в этом году самым кассовым в истории, он заработал более $2 млрд.

Учитывая, что Голливуд — это рассадник т. н. инклюзивности и его звезды и деятели, за редкими исключениями, поголовно противники политики Трампа, американская киноиндустрия и поддерживающие ее леволиберальные глобалисты наверняка восприняли запрет Китая на импорт голливудской продукции с полным пониманием. Хуже, во всяком случае для самой «мировой империи грез», точно не будет. В то же время это довольно увесистый «камень в идеологический огород» Трампа и его сторонников.

Сегодня раскол глобалистской элиты Запада на два противоборствующих лагеря виден даже по идеям и концепциям голливудских фильмов, которые все чаще явно противоречат друг другу. В одной категории фильмов могут идеализироваться технологии искусственного интеллекта (ИИ), человечество подталкивают к принятию соответствующих пунктов доктрины глобалистов-«швабианцев». В другой, наоборот, могут подниматься вопросы об опасности ИИ (хотя зрителю и внушается, что если он будет походить на человеческий, то ИИ не так уж и опасен). Например, в фильме «Первому игроку приготовиться» виртуализация мира имеет явные преимущества перед реальным, в «Матрице», наоборот, герои хотят вырвать человечество из жизни в технологически созданной иллюзии и т. д. 

Мировоззренческий раскол и идеологические войны внутри глобалистской элиты последних лет помогли ввергнуть американскую киноиндустрию в острейший кризис. Настолько глубокий, что Трамп открыто пошел войной на Голливуд в рамках своей кампании по девоукизации американских институтов. Так что для киноиндустрии США – оплота либеральной Америки – наступили очень нелёгкие времена. Однако собственно Голливуд «гибнет» сегодня вовсе не из-за раскола элит или засилья в США иностранного кино. Его формат просто перестал соответствовать новым тенденциям. 

Сейчас главным идеологическим столпом и оружием Америки становится не Голливуд, а Netflix и сериалы. По мнению исследователей, Голливуд структурно просто не приспособлен под такой конвейер, он пытается встроиться в тренды через создание франшиз, но производственный процесс традиционной киноиндустрии не позволяет на равных конкурировать с сериальными технологиями. 

Само традиционное кино благодаря в т. ч. технологическому прогрессу тем временем идет по пути превращения к узкую почти элитарную нишу, отдавая массового зрителя стриминговым платформам и сериальному формату. Добить традиционную киноиндустрию могут и технологии ИИ, благодаря которым вскоре искусственного актера будет почти невозможно отличить от живого. Реальный актёр как таковой станет либо не нужен, либо его функционал будет существенно ограничен, а основную нагрузку в фильмах будут нести компьютерные аватары. 

Кроме того, нужно понимать, что эпоха массовых кинотеатров тоже уходит. Сейчас наступило время индивидуальных просмотров в интернете. А это совершенно иная модель бизнеса, вообще никак не совместимая с традиционной и не имеющая никакого отношения к тому, о чем заявляет президент США. Иначе говоря, развязывая борьбу с «засильем иностранной кинопродукции», Трамп предлагает простое, но при этом полностью неадекватное проблеме решение. 

Нынешний кризис Голливуда существенно усугубили и недавние пожары в Калифорнии. Поскольку глобалисты очень любят символизм, их можно считать символом как «огненного очищения», так и уничтожения оппозиционного Трампу калифорнийского «Содома и Гоморры». Из-за этих пожаров в Голливуде вновь встали многие съёмки, кинокомпании все чаще переносят их из Калифорнии в другие штаты и страны. Релокацией из Калифорнии занялись и многие голливудские звёзды, потерявшие в огне свои поместья. 

При этом в самом Голливуде, как «кинофабрике», углубляется перманентный кризис с бесконечно наслаивающимися друг на друга форс-мажорами. К тому же «империя грез» погрязла в бесконечных культурных войнах вокруг расово-гендерной повестки. Американская киноиндустрия предсказуемо оказалась в эпицентре противостояния глобалистских элит и набирающей обороты борьбы трампистов с т. н. воукизмом, благодаря которому Голливуд уже просто не выдерживает конкуренции с точки зрения востребованности его продукции зрителями.

Федеральная комиссия по связи США, взятая под контроль лоялистами команды Трампа, уже начала заводить соответствующие расследования в отношении телекоммуникационных гигантов Америки, требуя от них отказываться от расово-гендерной повестки. В начале 2025 года под ударом оказалась корпорация Comcast, владелец киностудий NBC и Universal. Её обвиняют в навязывании воукизма и дискриминации всех, у кого “неправильный” цвет кожи (белый) и гендер, включая введение актёрских квот, поддерживающих представителей секс-меньшинств, трансгендеров и темнокожих. 

Компания Disney, бежавшая в плане трансгендеризации и т. п. впереди паровоза, сегодня вновь делает то же самое, но только в прямо противоположном направлении. Только ее готовность убирать трансгендеров из своих фильмов во многом запоздалая. Спешный отказ от воукизма и навязывания трансгендерных сюжетов имеет место после уже понесённых Disney многомиллиардных убытков. Компании уже пришлось закрыть пропагандирующие трансгендеров сериалы “Аколит” и “Уиллоу”. Причем после первых же сезонов слишком уж большое отвращение вызывала у публики соответствующая «повесточка». На картинах “Русалочка”, “Странный мир” и “Базз Лайтер”, с обилием радужной пропаганды, Disney понёс убытки почти на миллиард долларов.

А тем временем во Флориде республиканцы лишили Диснейленды налоговых льгот. Вдобавок на фоне финансовых проблем Disney сокращает ещё 6% персонала (в 2023 году Disney уже пришлось увольнять 7 тысяч сотрудников). Удар приходится в том числе по политическим проектам корпорации, вроде ABC News. Плюс с весны 2025 г. в Disney морально готовятся понести колоссальные потери из-за новой экранизации “Белоснежки”. Компания даже отменила премьеру в Британии, опасаясь резко негативной реакции аудитории. Главная героиня нынешней адаптации “Белоснежки” Рэйчел Зеглер сильно оскандалилась после выборов в США, когда призвала к насилию в отношении Д.Трампа и его сторонников. Зеглер затем заставили извиниться, но это не сделало новую адаптацию “Белоснежки” менее провальной. 

Некоторые киностудии Голливуда надеются тихо пересидеть президентство Трампа, ничего не меняя структурно. Но кризис американской киноиндустрии бьёт и по ним. Продажи билетов в кинотеатры до сих пор на треть ниже уровней 2019 года (до т. н. пандемии). И в два раза ниже, чем были в начале 2000-х гг. Одновременно сильно упал и спрос на стриминговые сервисы. За 2024 год на американском рынке продано 818 млн билетов в кино. Это почти в два раза меньше, чем продавалось 20 лет назад – в середине нулевых. За последние 5 лет падение составило более 34%. При этом и на стриминговые сервисы американцы сократили свои траты на 24% (на фоне взлёта инфляции). 

Сказываются и объективные проблемы – сначала по «империи грез» ударила «пандемия», затем долгая забастовка актёров со сценаристами, потом пожары в Калифорнии. Резко сократилась съёмочная активность: в 2024 году в сравнении с 2022-м в Голливуде она рухнула на 40%. Доля безработных в киноиндустрии достигла 12% и продолжает расти. Warner Brothers в 2021 снимал 500 продакшнов, сейчас – 260. Показатели Disney упали с 280 до 170. Забуксовал даже конвейер Netflix.

Всё вместе складывается в очень печальную для Голливуда картину, и никакие тарифы и субсидии со стороны команды Трампа дело не поправят. Пока, требуя избавляться от всего воукизма, трамписты активно используют кризис «империи грез» для решения собственных политических задач. Прежде всего – для борьбы с идеологическими оппонентами. Благодаря этому недавно, например, выяснилось, что звёзды Голливуда любили Украину и ее нынешний режим вовсе не из идейных соображений, а за счёт бюджета США.

Визиты американских знаменитостей на Украину, чтобы подержать режим Зеленского, поднять его популярность, в первую очередь у американской аудитории, спонсировало запрещённое в России агентство USAID* (уже прикрытое Трампом). Продвижение проукраинского контента на YouTube обошлось USAID бюджету примерно в 8-12 млрд долларов. С 2022 года USAID сотрудничало с Google и за деньги пропихивало проукраинский контент на YouTube, чтобы создать видимость ажиотажа вокруг Украины…

Что до мечты и деклараций самого Трампа о возвращении “золотого века” киноискусства, то с этим явно могут возникнуть проблемы. Сегодня Голливуд стремительно гибнет вовсе не из-за китайских происков или каких-то диверсий других стран. Он просто перестает снимать интересные фильмы. И в то же время выпускает все больше неудобоваримого с точки зрения массового потребителя-зрителя идеологического «трансгендерного» шлака о «темнокожих Белоснежках» и т. п. 

В то же время те самые другие страны, которые так критикует Трамп, уже научились снимать кино, не уступающее голливудскому, а порой и превосходящее его. Монополия и диктат заокеанской «империи грез», державшиеся за счёт недосягаемого когда-то технического уровня, попросту закончилась.

С другой стороны, Голливуд может не просто выжить, но и встроиться в новую реальность. Только иначе и теперь это будет новая реальность уже не швабианцев, а трампистов. Ключевым конкурентным преимуществом американской киноиндустрии является наличие гильдии сценаристов – именно они формируют мировоззренческие дискурсы, создают киновселенные, рисуют образы будущего и альтернативные сюжеты развития. Сценаристы Голливуда – это мощнейший интеллектуальный потенциал, который пока остается просто в силу того, что пока ничего подобного по масштабу ни у кого на планете нет. 

В связи с этим в середине апреля французская Le Figaro отметила новую тенденцию: под влиянием политики Трампа сюжетно Голливуд возвращается к традиционным ценностям, а американские студии начали больше обращаться к религиозным темам и историям о сельской жизни. По данным издания, голливудские студии перестали уделять внимание «инклюзивности» и снимают все меньше проектов с т. н. ЛГБТ*-персонажами. Так что говорить о гибели Голливуда пока еще преждевременно. В то же время не совсем адекватные сути проблем меры по поддержке Голливуда со стороны нынешней президентской администрации США вполне могут замедлить трансформацию всей американской «империи грез», поэтому не исключено, что Трамп со своей «помощью» оказывает глобальной киноиндустрии медвежью услугу.

Фото: screenrant.com