После революционных перемен в России в 1917 году многие представители аристократических родов навсегда покинули Родину. Некоторые из них увозили в сердцах горечь и затаённую ненависть к своему народу и Отечеству. И кое-кто из них 22 июня 1941 года даже поддержал нападение гитлеровской Германии на Советский Союз.
Однако «бывшими русскими» становятся далеко не все. Среди тех, кто остался верен до конца высоким идеалам, свойственным истинно русским людям, была и Вера Оболенская, княгиня, которая боролась против нацизма в рядах французского движения Сопротивления. Её судьба является примером для настоящих патриотов обеих стран и укором для всех тех, кто унижает и проклинает сегодня Россию.
Вера Аполлоновна Оболенская (Вики), в девичестве Макарова, родилась 11 (24) июня 1911 года в семье вице-губернатора Бакинской области. В 1920 году она вместе с родителями выехала из Баку в Константинополь, а затем они оказались в Париже. Её жизнь на чужбине была совсем нелегка.
Родительская семья распалась спустя несколько лет, отец уехал в Соединённые Штаты и Вере пришлось взять на себя заботу о матери и незамужней тёте. После окончания школы она устроилась на работу манекенщицей в один из модных домов Парижа.
Через Дом моды Вера установила знакомство с супругами Ивонн и Жаком Артюис, состоятельными парижскими промышленниками. С будущем мужем, князем Николаем Оболенским, Веру познакомила подруга Софья Носович. Позднее все они станут активными участниками антигитлеровского движения Сопротивления.
Как хорошо известно из истории, нацистская оккупация Франции произошла всего за шесть недель. 10 июля на юге страны в городе Виши гитлеровцами был установлен марионеточный режим, который возглавил маршал-предатель Анри Петен, подписавший 22 июля 1940 года позорную капитуляцию.
В условиях оккупации Жак Артюис создал «Гражданскую и военную организацию» (ОСМ — Organisation Civile et Militaire), установив через доверенных лиц связь с британской разведкой для передачи секретных данных в Лондон, где находился Шарль де Голль. Заговорщики ОСМ планировали подготовку вооружённого восстания против оккупационного режима. Они организовывали побеги британских и французских военнопленных и помогали советским военнопленным.
Вера Оболенская стала частью движения Сопротивления в августе 1940 года. Природные таланты, особенно отличная память, помогали ей запоминать ценную развединформацию. Немаловажным являлось и знание четырёх языков – русского, французского, английского и немецкого.
Княгиня собирала информацию о численности оккупантов, передавала данные группам Сопротивления, обеспечивала связь между ними и координировала их совместные действия, встречалась со связными, организовывала встречи на конспиративных квартирах, вела обширную тайную переписку, перепечатывала донесения с мест, составляла сводки, размножала приказы и воззвания.
Вскоре она была назначена генеральным секретарём ОСМ, ей было присвоено звание лейтенанта французской армии. Ряды антифашистского движения постоянно пополнялись. Княгиня наладила контакты с советскими военнопленными-подпольщиками. Вера, её муж Николай Оболенский и Софья Носович оказывали любую посильную помощь СССР.
В 1942 году ОСМ стала крупнейшим центром французского Сопротивления. В составе организации были служащие разного ранга, представители деловых кругов, чиновники. Агентурная сеть добывала сведения о немецких заказах, поставках, расположении оккупационных войск.
Николай Оболенский обеспечивал подпольщиков поддельными удостоверениями личности, организовывал антифашистские группы и их связь с организациями Сопротивления. Он работал переводчиком на строительстве германских оборонительных сооружений (Атлантического вала) на острове Гернси у побережья Нормандии.
Князь переводил приказы немецких надзирателей и получал от пленных информацию о ходе строительных работ, составляя планы местности для разработки схем по высадке союзников. В 1943 году, в том числе благодаря усилиям Оболенского, у антигитлеровской коалиции были подробные планы укреплений Атлантического вала. В 1944 году союзники высадились в Нормандии, открыв второй фронт.
Немецкие захватчики активно искали подпольщиков. В декабре 1941 года был арестован глава ОСМ Жак Артюис, немцы отправили его в концлагерь, где спустя два года он был расстрелян. Вера продолжила работу в рядах Сопротивления. Она и её соратница Софья Носович были арестованы в декабре 1943 года. Муж Веры вовремя узнал об аресте и успел уничтожить важные документы ОСМ, хранящиеся дома.
На допросах княгиня Оболенская молчала, она не дала никаких показаний врагу. Немецкий следователь поинтересовался, почему она и её товарищи оказывают сопротивление Германии, которая воюет против коммунизма с Советской Россией. «Послушайте, мадам, лучше помогите нам бороться с нашим общим врагом на Востоке», – сказал он.
Вера ответила: «Цель, которую вы преследуете в России, – разрушение страны и уничтожение славянской расы. Я русская, но выросла во Франции и здесь провела всю свою жизнь. Я не предам ни своей Родины, ни страны, меня приютившей». Нацисты прозвали её «Княгиня Ничего-не-знаю».
Никакого сотрудничества с оккупантами, никаких прошений о помиловании не последовало. Героиню французского Сопротивления отправили в Германию, где 4 августа 1944 года в берлинской тюрьме Плётцензее в возрасте 33 лет она приняла мученическую смерть на гильотине.
Французское правительство наградило княгиню Оболенскую Военным крестом с пальмовой ветвью, медалью Сопротивления, рыцарским орденом Почетного Легиона. Подвиг русской княгини стал известен и в Советском Союзе. Указом Президиума Верховного Совета СССР 13 ноября 1965 года Вера Аполлоновна Оболенская была награждена орденом Отечественной войны I степени.
Николай Александрович Оболенский (1900–1979) позднее также был схвачен нацистами и прошёл через концлагерь Бухенвальд, выжил, до конца дней оставался вдовцом, принял духовный сан, был настоятелем собора Святого Александра Невского в Париже. Подруга и соратница Веры Софья Владимировна Носович (1898–1978) после ареста подвергалась многочисленным пыткам, прошла через концлагеря.
В завершение отметим, что Франция наших дней – уже давно не наследница великого Шарля де Голля. Это стало понятно в 2018 году, когда Эммануэль Макрон призвал «почтить память спасителя Франции» в Первой Мировой войне маршала Петена, сдавшего в 1940 году страну гитлеровцам.
И сейчас, когда в Европе и во Франции вновь поднимает голову гидра нацизма, нам особенно важно помнить о своих героических соотечественниках, которые, вынужденно покинув Родину, навсегда сохранили свою преданность ей. Эти люди любили Россию, запечатлев в душе её образ, и помогали ей, даже ценой своей жизни, поскольку знали, что на её стороне правда.
«Конечно, это сугубо индивидуально, но при слове “Франция” перед моими глазами возникает красивая молодая женщина, до упаду танцевавшая на балах и сумевшая спокойно взойти на эшафот. Да, это МОЯ Франция, женственная и мужественная, хрупкая и непреклонная, казнённая и бессмертная» (Юлия Друнина. Европа глазами солдата. 1966).