В странах Балтии полным ходом строят гетто для граждан России

Националисты и неонацисты требуют кардинального решения вопроса

Плохая новость 18 июля пришла из Риги. Управление по делам гражданства и миграции при МВД Латвии решило депортировать 841 гражданина Российской Федерации за нарушения введённых годом ранее правил обретения статусов постоянных резидентов Евросоюза.

Нечто подобное ожидалось, поэтому документ, подписанный министром внутренних дел Рихардсом Козловскисом (говорящая фамилия при такой должности) никого в республике не удивил, включая подпавших под депортацию.

Соискателям статуса постоянного резидента ЕС требовалось до 30 июня текущего года сдать экзамен по латышскому языку. Из 1167 граждан РФ, легально проживавших в Латвии на основании ВНЖ, барьер не преодолели 30%, преимущественно в возрасте 60+ лет. Предчувствуя результаты тестов, представители этой возрастной категории ещё в феврале 2024-го коллективно жаловалась в Конституционный суд на планы Кабинета министров провести этнические чистки в нарушение декларируемых Ригой прав человека.

Коллегия судей иск отклонила, посчитав необоснованным: «Речь об обязательном знании государственного языка не гражданами, а всеми без исключения жителями суверенной Латвии». «Двоечников» обязали до начала ноября добровольно покинуть страну. В противном случае их выдворят силой лишь с ручной кладью.

Случилось именно то, о чём шла речь 5 июня в парламенте, когда обсуждалась декларация «Об устранении последствий русификации». Среди прочего в документе предлагалось разработать план ограничения использования русского языка в публичной жизни.

Фактически речь велась о его полном запрете, включая разговорную речь, чего требовали депутаты от Национального объединения. Они настроены «восстановить справедливость, поскольку латышский подвергался гонениям во время полувековой советской оккупации». Конечно, это ложь. Даже топонимы в ЛатССР указывались на двух языках, причем первенство принадлежало латышскому.

В Литве тоже много говорят о «последствиях оккупации». Местные националисты утверждают, что в стране стало «слишком много русского в общественных пространствах, безобразия пора прекращать». Лакмусовой бумажкой тренда стал собравший почти 10 000 лайков пост влиятельного журналиста Эдмундаса Якилайтиса, ярого противника России и пылкого поклонника Украины, сколотившего нешуточное состояние на её всемерной поддержке за счёт добровольных пожертвований провинциальных дурачков.

Эдмундас в ходе опроса общественного мнения выяснил, что 76% жителей Вильнюса действительно слышат много больше русского, чем пять лет назад. 20% считают, что русского в Вильнюсе не прибавилось. Лишь 4% отметили тенденцию к сокращению его использования. Цифры (насколько они объективны – отдельный вопрос) позволили патриоту ударить в колокола: «Литва проигрывает Кремлю свою столицу».

Полукровка, (поляк наполовину) Якилайтис – талантливый провокатор. «Кремль» для прибалтов – сильнейший раздражитель, загрызть готовы. В прессе разгорелась общенациональная дискуссия «Как очистить Вильнюс от русских, возвратить Литве и литовцам?».

Националисты и неонацисты требуют кардинального решения вопроса. Популярный в их среде председатель оппозиционной парламентской партии «Союз Отечества», в недавнем прошлом лидер литовских фашистов Лауринас Касчюнас в который раз предложил физически уничтожать иностранцев с иноверцами. Против взглядов фашика никто, включая Генпрокуратуру и Генеральный комиссариат полиции, не выступает, что придаёт радикалам веры в правильности выбранного пути.

Всюду присутствующая министр обороны Довиле Шакалене после вояжа по странам Юго-Восточной Азии агитирует «заменить некачественных русских работников прозападными трудолюбивыми филиппинцами».

По словам шефини Минобороны, «беспрецедентное количество русскоязычных мигрантов из постсоветских государств вызывает озабоченность по поводу национальной безопасности». Руководители силового департамента на стороне Шакалене.

С мигрантами в Литве ситуация действительно сложная. К 13 000 россиян за минувшие пять лет прибавились примерно 50 000 белорусов и почти 70 000 граждан Украины, бежавших с юго-востока. Они «граждане по паспорту, но по не по взглядам и убеждениям».

Националисты критикуют правительство за желание наполнять рынок труда рабочей силой из бывших советских азиатских республик. Например, община узбеков за год выросла в 200 раз, таджиков – почти в 100. Обе насчитывают по несколько тысяч членов, чего прежде в Литве никогда не было. Мусульмане преимущественно работают водителями, с окружающими общаются по-русски, что тоже объяснимо. Как «понаехавших» возвратить домой?

Споры приобрели такой масштаб, что не побрезговал высказаться даже председатель парламента Саулюс Сквернялис, назвав засилье русского «серьёзнейшей проблемой, которую нельзя не заметить, нельзя игнорировать». Из слов спикера можно предположить, что с началом осенней парламентской сессии (стартует 10 сентября) праворадикальное крыло депутатского корпуса попытается следом за латышами поднять вопрос о запрете использования русского языка.

В Эстонии у граждан РФ с видом на жительство прямо спрашивают: «Вы с путинской Россией или с нами? Либо  будем всё делать вместе. Либо было бы хорошо, если бы вас тут не было». «Идёт война, и самоопределение должно быть чётким», – говорит, например, Андрес Коллист, бывший гендиректор миграционного департамента (1990-1993 гг.) и департамента гражданства (1995-2000 гг.).

В Таллине не церемонятся: «Русская карта – это политический козырь, дубинка, трюк в руках Москвы». В этом контексте государственная позиция республики, представленная министром иностранных дел Яаном Маницким с трибуны ООН, не меняется 35 лет: «Пусть о тех россиянах, кто остался в Эстонии, заботится Россия. Она же пусть выдаёт им документы. Российским гражданам также настоятельно рекомендуется уехать домой, в свою Федерацию».

В кратком рассказе невозможно передать драматизм положения дел с гражданами РФ в трёх прибалтийский странах. События повторяются и дополняются в соседних республиках. Например, преподавание в школах переведено в Латвии и переводится в Эстонии на языки титульных наций. В Прибалтике «прессуют» русские СМИ, закрывают телевещателей, транслирующих программы на «языке врага».

С мая текущего года власти начали вводить национальные санкции, усложняющие жизнь гражданам РФ. В частности, количество пересечений границы Евросоюза свели к минимуму – один раз в три месяца. Идут поиски и аресты счетов в российских банках. Граждан РФ лишили права получать и отправлять деньги «из/в третьи страны» и так далее.

Это не самодеятельность неких чиновников-недоумков с национальных окраин Дальнего Востока Евросоюза. Перед нами скоординированная политика, направляемая умелой рукой. Она намеренно провоцирует отношения Риги, Таллина и Вильнюса с Москвой.

Думается, у дирижера (это Лондон, вероятнее всего) две цели. Второстепенная – показать русским Прибалтики, что Россия оставила их один на один с неразрешимыми проблемами, обрекая на семейные страдания, смену образа жизни.

И основная – толкнуть высшее российское руководство на защиту своих граждан, как это случилось на Украине, нанести тщательно заранее подготовленный ответный смертельный удар, выставив Москву в глазах европейцев страной безумцев, отважившихся на конфликт с НАТО.

Не случайно вдруг зазвучали заявления западных генералов на тему Калининградской области: «Если Россия рыпнется, от эксклава останутся развалины».

От военачальников НАТО всего можно ожидать. Однако сидеть, делая вид, будто ничего из ряда вон выходящего не происходит, тоже вредно. Существует закон, согласно которому Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство. Документ обязан работать, двух мнений здесь нет.